Действующий
В бетонах с поташом в качестве противоморозного компонента в составе комплексной добавки количество добавки ЛСТ следует устанавливать в зависимости от количества вводимого поташа с обязательной проверкой в лаборатории указанного сочетания с конкретным цементом.
Технические требования | Контроль | Способ контроля | ||||||
1 Минимальный расход цемента, бетона, для конструкций, расположенных: | ||||||||
ниже глубины промерзания или возможного размыва дна - 230 | Всего объема укладываемого бетона | Измерительный (проверка работы дозаторов цемента и фактического выхода бетона) | ||||||
в подводной и надводной (надземной частях) сооружения - 260 | То же | То же | ||||||
в пределах переменного уровня воды или промерзания грунта - 290 | " | " | ||||||
в мостовом переходе - 290 | " | " | ||||||
2 Максимальный расход цемента, бетона, класса: | ||||||||
до В35 включ. - 450 | Каждого объема укладываемого бетона | " | ||||||
В40 - 500 | То же | " | ||||||
В45 и выше - 550 | " | " | ||||||
3 Водоцементное отношение, весовые части по массе, в бетонах, не более: | ||||||||
подземной зоны - 0,65 | Каждого состава бетона | Регистрационный | ||||||
с добавками для повышения их морозостойкости: | ||||||||
марки по морозостойкости | ||||||||
F100 | F200 | F300 | ||||||
в железобетонных и тонкостенных бетонных конструкциях толщиной менее 0,5 м | - | 0,50 | 0,45 | То же | То же | |||
в бетонных массивных конструкциях | 0,60 | 0,55 | 0,47 | " | " | |||
в блоках облицовки | - | - | 0,47 | " | " | |||
4 Объем вовлеченного воздуха в бетонных смесях на месте укладки для бетонов с нормированной морозостойкостью, %: | Один раз в смену в условиях стабильного производства (при постоянных: составе бетона, качестве материалов, режиме приготовления и уплотнения бетонной смеси) и два раза в смену - в других условиях | Проверка по ГОСТ 10181 | ||||||
в бетонных и железобетонных конструкциях 2-4 | ||||||||
в мостовом полотне 5 - 6 | ||||||||
5 Количество химических добавок, вводимых в бетонную смесь при ее приготовлении, % массы цемента: | ||||||||
технических лигносульфонатов ЛСТ (сухого вещества) 0,1 - 0,2 | Не реже одного раза в смену | (Операционный (проверка плотности рабочих растворов добавок и дозаторов добавок при приготовлении бетонной смеси) | ||||||
модифицированных технических лигносульфонатов ЛСТМ-2 (сухого вещества) 0,10-0,25 | То же | То же | ||||||
суперпластификаторов С-3 (сухого вещества) 0,3-0,7 | " | " | ||||||
воздухововлекающих компонентов комплексных добавок СНВ, СДО, СВП, КТП, СПД (сухого вещества) 0,003-0,05 (уточняется при подборе состава бетона из условия обеспечения требуемого объема вовлеченного воздуха) | " | " | ||||||
кремнийорганической эмульсии КЭ-30-04 (50%-ной концентрации) 0,4 бетона | Не реже одного раза в смену | " | ||||||
щелочного стока производства капролактама ЩСПК (сухого вещества) до 0,3 | То же | " | ||||||
мылонафта, асидола, асидол-мылонафта (товарного раствора) 0,02-0,05 | " | " | ||||||
ацетоно-формальдегидной смолы АЦФ-3 (сухого вещества) 0,1- 0,2 противоморозных добавок: | " | " | ||||||
противоморозные добавки при расчетной температуре воздуха, минус °С | ||||||||
до 5 | от 6 до 10 | от 11 до 15 | от 16 до 20 | от 21 до 25 | ||||
нитрита натрия | 5 | 7 | 9 | - | - | Не реже одного раза в смену | Операционный (проверка плотности рабочих растворов, добавок и дозаторов добавок при приготовлении бетонной смеси) | |
поташа | 5 | 7 | 9 | 11 | 14 | То же | То же | |
суперпластификатор С-3, вводимый совместно с нитритом натрия, 0,3-0,6 | " | " | ||||||
технические лигносульфонаты ЛСТ (ЛСТМ-2), вводимые в качестве замедлителя схватывания бетона совместно с поташом, 0,3-1,2 | " | " |
При бетонировании конструкции с применением самоуплотняющихся бетонов применение виброуплотнения не обязательно.
Бетонную смесь следует подавать и уплотнять послойно слоем толщиной 25-40 см по всей площади изготовляемой конструкции. Обнаруженные после немедленной распалубки мелкие дефекты на поверхности бетона необходимо безотлагательно устранять затиркой цементно-песчаным раствором или ремонтными составами (например, ЭМАКО, БИРСС и т.д.). Крупные раковины и каверны с обнажением арматуры, оплывы бетона и осадка стенок, трещины на внутренней и наружной поверхностях бетона звена, а также отвалы поверхностного слоя бетона исправлению и затирке раствором не подлежат. Звенья труб, имеющие указанные дефекты бетона, считаются бракованными.
Технические требования | Контроль | Способ контроля |
1 Удобоукладываемость бетонной смеси: | ||
при изготовлении оболочек на начало центрифугирования при укладке смеси в полуформу или на момент окончания укладки смеси в сболченную форму - не менее 1 см осадки конуса | Не реже двух раз в смену | Измерительный по ГОСТ 10181 |
на месте укладки при изготовлении оболочек в виброформах - 1-4 см осадки конуса | Не реже одного раза в смену | То же |
при изготовлении звеньев труб с уплотнением: | ||
вибросердечником - 30-25 с (до 1 см осадки конуса) | То же | " |
наружными вибраторами или глубинными вибраторами с гибким валом - 2-4 см осадки конуса | " | " |
на виброплощадках (в том числе с крутильными колебаниями) - 40-60 с | " | " |
блоков сборных опор и облицовочных блоков с уплотнением: | ||
на виброплощадках - 60-80 с | Не реже двух раз в смену | " |
наружными и глубинными вибраторами - не более 2 см осадки конуса | То же | " |
2 Количество отходящего шлама при изготовлении центрифугированных оболочек не менее 20 бетона | Каждой конструкции | Измерительный или визуальный |
3 Интенсивность воздействия вибропригруза (при изготовлении пустотных плит автодорожных пролетных строений) на поверхность бетонной смеси в статическом состоянии 3-4 кПа (30-40 ), амплитуда колебаний 0,4-0,7 мм | Один раз в неделю | Измерительный |
4 То же, пневмопригруза (вместо вибропригруза) на поверхность бетонной смеси 20-25 кПа (200-250 ) | То же | То же |
5 Время работы виброплощадки при изготовлении пустотных плит автодорожных пролетных строений, с, не менее: | ||
после второго прохода бетоноукладчика при уплотнении нижнего слоя бетонной смеси - 80 | Не реже одного раза в смену | " |
при бетонировании стенок плиты (общее время работы) и выравнивании поверхности плиты (вместе с пригрузом) - 120 | То же | " " |
при бетонировании верхнего слоя (общее время работы) - 180 | " | " |
6 Прочность бетона при изготовлении пустотных плит автодорожных пролетных строений перед извлечением пустотообразователей не менее 0,3 МПа (3 ) | При отработке технологии | Проверка по образцам по ГОСТ 10180, неразрушающим методом по ГОСТ Р 53231 |
тепловой обработкой бетона в пропарочных камерах ямного или тоннельного типа, под переносными (съемными) колпаками насыщенным паром низкого (до 0,3 МПа) давления;
контактным и конвективным прогревом бетона, уложенного в теплоизолированные формы, с помощью различных теплоносителей: пара, горячей воды, разогретого масла, электричества;
При соответствующем технико-экономическом обосновании в целях экономии энергоресурсов допускается изготовление изделий в теплоизолированных опалубках с выдерживанием методом термоса, экзотермическим способом или сочетанием вышеуказанных методов тепловой обработки.
Допускается также применение в опытном порядке гелиотехнологий с использованием светотеплоизолирующих покрытий, промежуточных теплоносителей и теплоаккумулирующих веществ при условии исключения высушивания бетона.
Ускоренное твердение бетона указанными способами, кроме тепловой обработки пропариванием и контактным прогревом в термоформах, осуществляется с учетом вида конструкции и условий выполнения работ по специальным инструкциям в составе проектов технологических линий. Эти способы целесообразно, как правило, использовать в полигонных условиях, а также в условиях, когда процесс тепловой обработки не является лимитирующим и не оказывает решающего влияния на производительность технологических линий, либо при отсутствии надежных источников тепла или достаточных лимитов на них и в случаях, когда обеспечивается высокая (до 30 - 35°С) температура укладываемой бетонной смеси.
Тепловую обработку в термоформах целесообразно применять для конструкций сложной конфигурации: тавровых и двутавровых цельноперевозимых балочных пролетных строений, изготавливаемых по стендовой технологии в стационарной опалубке или по поточно-агрегатной технологии с использованием гидрофицированной стационарной опалубки на посту формования и выдержки до набора распалубочной прочности: коробчатых блоков и блоков ПРК составных пролетных строений.
Применение продуктов сгорания природного газа для тепловой обработки мостовых железобетонных конструкций в ямных и тоннельных пропарочных камерах, а также под съемными колпаками не допускается.
Увеличение установленной длительности тепловой обработки в будние дни должно быть согласовано с проектной организацией-разработчиком технологических линий.
В выходные и праздничные дни при увеличенной длительности выдерживания изделий в установках ускоренного твердения бетона с целью экономии топливно-энергетических ресурсов следует предусматривать энергосберегающие режимы тепловой обработки: с пониженной температурой изотермического прогрева и частично-термосное выдерживание.
Термоформы должны иметь инвентарные влаготеплозащитные покрытия для защиты от охлаждения и высыхания открытых поверхностей бетона изготовляемых конструкций.
Способ увлажнения греющей среды или защиты бетона от испарения следует выбирать на основании технико-экономического обоснования.
Запрещается распалубливание и освидетельствование конструкций до окончания полной их тепловой обработки (кроме двухстадийной).
Для бетонов классов выше В45 расход цемента может быть выше 550 , при этом должны быть обеспечены требуемые параметры (предварительное натяжение арматуры, усадка, ползучесть и другие характеристики, учитываемые расчетом).
Контроль за температурой паровоздушной среды необходимо осуществлять в течение всего цикла тепловой обработки через каждые 2 ч.