Действующий
- определить категории специалистов, участвующих в производстве строительной продукции и услуг, для которых необходимо сверх запланированной периодичности выборочно проводить аттестацию на компетентность и организовывать проведение этой аттестации. Результаты аттестации должны храниться в личных делах персонала бессрочно;
- проводить мониторинг компетентности работников с целью сопоставления их компетентности с текущими потребностями организации и с теми, которые могут потребоваться для реализации будущих проектов.
6.2.2.5 Требования к программам подготовки необходимо связывать с требованиями других пунктов стандарта, соблюдение которых позволяет выявлять потребности в обучении персонала. К таким пунктам и подразделам относятся: 8.5.3 Предупреждающие действия, 8.2.2 Внутренние аудиты (проверки), 5.6 Анализ со стороны руководства.
6.2.2.6 Осведомленность персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества должна осуществляться путем:
- ознакомления с политикой организации в области качества при приеме на работу;
- проведения собрания работников перед началом проектирования или строительства;
- проведения регулярных совещаний на производственных участках;
- ознакомления работников с методами строительства;
- использования наглядной информации о целях организации в области качества (вывешивание соответствующих плакатов и т.д.);
- доведения до работников информации о причинах выявленных несоответствий и принятых мерах для их устранения.
6.3 Инфраструктура
Организация должна определять, обеспечивать и поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции. Инфраструктура может включать в себя, если применимо:a) здания, рабочее пространство и связанные с ним средства труда;b) оборудование для процессов (как технические, так и программные средства);c) службы обеспечения (такие как транспорт, связь или информационные системы).[ГОСТ Р ИСО 9001-2008]
6.3.1 Организация строительной отрасли должна учитывать факторы природной среды, обеспечение соответствия требованиям правил безопасности, санитарных правил и норм к рабочим местам и оборудованию.
Необходима разработка планов действий на случаи чрезвычайных ситуаций.
6.3.2 В организации строительной отрасли необходимо разработать нормативные документы, содержащие требования к оборудованию, средствам и сервисным услугам, которые могут повлиять на качество строительной продукции, и обеспечить их выполнение. Такие требования необходимо установить к:
- методам проектирования;
- техническим и программным средствам, применяемым при проектировании и изготовлении чертежей;
- программным и техническим средствам, используемым для калибровки оборудования;
- оборудованию, применяемому в технологических процессах (например, необходимые мощность и частота вибраторов, используемых при бетонных работах, и т.п.);
- измерительному оборудованию, используемому в процессе производства строительной продукции (см. 7.6);
- комплектам запасных частей к оборудованию, имеющим критически важное значение для достижения соответствия продукции установленным требованиям [1].
6.4 Производственная среда
Организация должна создавать производственную среду, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции, и управлять ею.Примечание - Термин "производственная среда" относится к условиям, в которых выполняют работу, включая физические, экологические и другие факторы (такие как шум, температура, влажность, освещенность или погодные условия).[ГОСТ Р ИСО 9001-2008]
6.4.1 В организации строительной отрасли необходимо проводить аттестацию рабочих мест на производственных объектах и строительных площадках в соответствии с установленным в организации порядком проведения аттестаций.

7 Процессы жизненного цикла продукции

7.1 Планирование процессов жизненного цикла продукции
Организация должна планировать и разрабатывать процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла продукции. Планирование процессов жизненного цикла продукции должно быть согласовано с требованиями к другим процессам системы менеджмента качества (4.1).При планировании процессов жизненного цикла продукции организация должна установить подходящим для нее образом:a) цели в области качества и требования к продукции;b) потребность в разработке процессов и документов, а также в обеспечении ресурсами для конкретной продукции;c) необходимую деятельность по верификации и валидации, мониторингу, измерению, контролю и испытаниям для конкретной продукции, а также критерии приемки продукции;d) записи, необходимые для обеспечения свидетельства того, что процессы жизненного цикла продукции и продукция соответствуют требованиям (4.2.4).Результат этого планирования должен быть представлен в форме, соответствующей практике организации.Примечания1 Документ, определяющий процессы системы менеджмента качества (включая процессы жизненного цикла продукции) и ресурсы, которые предстоит применять к конкретной продукции, проекту или контракту, может рассматриваться как план качества.2 При разработке процессов жизненного цикла продукции организация может также применять требования 7.3.[ГОСТ Р ИСО 9001-2008]
7.1.1 Высшее руководство организации строительной отрасли должно планировать способы выполнения всех мероприятий, связанных с производством продукции, и детально рассматривать вопросы планирования операций, вытекающих из общего планирования СМК в соответствии с 5.4.2.
7.1.2 План производства продукции должен включать в себя:
- виды работ (процессов), выполняемые при производстве продукции;
- требования к входу и выходу каждого из процессов (спецификации и критерии приемки);
- обеспечение оборудованием (пригодность к эксплуатации);
- подготовку работников;
- мероприятия по охране труда [2].
7.2 Процессы, связанные с потребителями
7.2.1 Определение требований, относящихся к продукции
Организация должна определить:a) требования, установленные потребителями, включая требования к поставке и деятельности после поставки;b) требования, не определенные потребителем, но необходимые для конкретного или предполагаемого использования, когда оно известно;c) законодательные и другие обязательные требования, применимые к продукции;d) любые дополнительные требования, рассматриваемые организацией как необходимые.Примечание - Деятельность после поставки может включать в себя действия по гарантийному обеспечению, контрактным обязательствам, таким как услуги по техническому обслуживанию, и дополнительные услуга, такие как утилизация или полное уничтожение.[ГОСТ Р ИСО 9001-2008]
7.2.2 Анализ требований, относящихся к продукции
Организация должна анализировать требования, относящиеся к продукции. Этот анализ должен проводиться до принятия организацией обязательства поставлять продукцию потребителю (например, участие в тендерах, принятие контрактов или заказов, принятие изменений к контрактам или заказам) и должен обеспечивать:a) определение требований к продукции;b) согласование требований контракта или заказа, отличающихся от ранее сформулированных;c) способность организации выполнять определенные требования.Записи результатов анализа и последующих действий, вытекающих из анализа, должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).Если потребители не выдвигают документированных требований, организация должна подтвердить их у потребителя до принятия к исполнению.Если требования к продукции изменены, организация должна обеспечить, чтобы соответствующие документы были исправлены, а заинтересованный персонал был поставлен в известность об изменившихся требованиях.Примечание - В некоторых ситуациях, таких как продажи, осуществляемые через Интернет, практически нецелесообразно проводить официальный анализ каждого заказа. Вместо этого анализ может распространяться на соответствующую информацию о продукции, такую как каталоги или другие рекламные материалы.[ГОСТ Р ИСО 9001-2008]
При анализе требований, относящихся к продукции, необходимо:
- четко определить требования заказчика к продукции;
- установить возможности организации выполнить эти требования;
- согласовать требования к продукции, объем и сроки поставки (сдачи объекта).
В анализе должны участвовать все производственные подразделения, которые будут привлечены к изготовлению данной продукции.
7.2.3 Связь с потребителями
Организация должна определять и осуществлять эффективные меры по поддержанию связи с потребителями, касающиеся:a) информации о продукции;b) прохождения запросов, контракта или заказа, включая поправки;c) обратной связи от потребителей, включая жалобы потребителей.[ГОСТ Р ИСО 9001-2008]
7.2.3.1 При установлении порядка взаимодействия организации строительной отрасли с заказчиком высшее руководство организации должно обеспечить:
- проведение заказчиком (по его усмотрению) выборочных проверок выполнения требований проектной документации;
- участие заказчика в проводимых исследованиях дефектов, выявленных в ходе контрольных испытаний, при контроле качества строительной продукции и технологических процессов изготовления в опытном и серийном производствах;
- согласование с заказчиком планов мероприятий по устранению выявленных несоответствий строительной продукции установленным требованиям.