Действующий
ГОСТ Р 55048-2012 Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в строительстве
Quality management systems. Particular requirements for the application of GOST R ISO 9001-2008 in construction
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
1 Разработан Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный строительный университет" (ФГБОУВПО "МГСУ")
2 Внесен Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2012 г. N 701-ст
В настоящем стандарте установлены дополнительные по отношению к ГОСТ Р ИСО 9001-2008*(1) требования к системам менеджмента качества в организациях строительной отрасли.
Настоящий стандарт включает в себя требования ГОСТ Р ИСО 9001-2008, которые заключены в рамки. Дополнительные требования приведены вне рамок.
Общие положенияДля создания системы менеджмента качества необходимо стратегическое решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют:a) ее внешняя среда, изменения или риски, связанные с этой средой;b) изменяющиеся потребности;c) конкретные цели;d) выпускаемая продукция;e) применяемые процессы;f) размер и структура организации.Настоящий стандарт не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или их документации.Требования к системе менеджмента качества, установленные настоящим стандартом, являются дополняющими по отношению к требованиям к продукции. Информация, обозначенная как "Примечание", носит характер методических указаний для понимания или разъяснения соответствующего требования.Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации, в целях оценки способности организации выполнять требования потребителей, требования к продукции, являющиеся обязательными к исполнению в соответствии с действующим законодательством (далее - обязательные требования), и собственные требования.При разработке настоящего стандарта были учтены принципы менеджмента качества, установленные ИСО 9000 и ИСО 9004.[ГОСТ Р ИСО 9001-2008] |
Настоящий стандарт разработан в помощь организациям строительной отрасли при внедрении ими системы менеджмента качества.
Результативная система менеджмента качества в организациях строительной отрасли предоставляет следующие преимущества:
- рост конкурентоспособности и прибыли в результате выпуска качественной продукции и снижения эксплуатационных затрат;
Процессный подходНастоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая в целях преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов, направленный на получение желаемого результата, могут быть определены как "процессный подход".Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:а) понимания и выполнения требований;b) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавляемой ими ценности;c) достижения запланированных результатов выполнения процессов и обеспечения их результативности;d) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.Приведенная на рисунке 1 модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами, представленными в разделах 4 - 8. Эта модель показывает, что потребители играют существенную роль в установлении требований, рассматриваемых в качестве входов. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований. Приведенная на рисунке 1 модель охватывает все основные требования настоящего стандарта, но не показывает процессы на детальном уровне.Примечание - Кроме того, ко всем процессам может быть применен цикл "Plan - Do - Check - Act" (PDCA). Цикл PDCA можно кратко описать так:
|
В процессы системы менеджмента качества организаций строительной отрасли, в том числе, необходимо включать, если это применимо:
- разработку стратегии минимизации рисков возникновения техногенных катастроф, производственного травматизма, нежелательных техногенных воздействий;
- разработку стратегии ресурсо- и энергосбережения как в период строительства, так и в период эксплуатации и вывода сооружения из эксплуатации;
- осуществление корректирующих действий при выполнении строительно-монтажных работ и работ по проверке качества;
Связь с ИСО 9004ИСО 9001 и ИСО 9004 являются стандартами на системы менеджмента качества, которые дополняют друг друга, но их можно применять также независимо.ИСО 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут быть использованы для внутреннего применения организациями, а также в целях сертификации или заключения контрактов. Стандарт направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей и соответствующих законодательных и других обязательных требований.Ко времени публикации настоящего стандарта стандарт ИСО 9004 находился на стадии пересмотра. Новая версия ИСО 9004 будет содержать рекомендации для менеджмента по достижению устойчивого успеха любой организации в сложной, требовательной и постоянно изменяющейся среде. ИСО 9004 представляет более широкий взгляд на менеджмент качества, чем ИСО 9001; он нацеливает на удовлетворение потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон на основе систематического и постоянного улучшения деятельности организации. Однако этот стандарт не предназначен для целей сертификации, заключения контрактов и выполнения обязательных требований.Совместимость с другими системами менеджментаПри разработке настоящего стандарта должное внимание было уделено положениям ИСО 14001:2004 для улучшения совместимости этих двух стандартов в интересах сообщества пользователей. Приложение А показывает соответствие между ИСО 9001:2008 и ИСО 14001:2004.Настоящий стандарт не содержит конкретных требований к другим системам менеджмента, таким как менеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако стандарт позволяет организации согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с другими системами менеджмента с соответствующими требованиями. Организация может адаптировать действующую(ие) систему(ы) менеджмента для создания системы менеджмента качества, соответствующей требованиям настоящего стандарта.[ГОСТ Р ИСО 9001-2008] |
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:a) нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;b) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям.Примечания1 В настоящем стандарте термин "продукция" применим только;a) к предназначаемой для потребителя или затребованной им продукции;b) любым заданным результатам процессов жизненного цикла.2 Законодательные и другие обязательные требования могут быть выражены как правовые требования.[ГОСТ Р ИСО 9001-2008]Настоящий стандарт устанавливает дополнительные требования к системе менеджмента качества организаций строительной отрасли. |
Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями независимо от их вида, размера и поставляемой продукции.Если какое-либо требование(я) настоящего стандарта нельзя применить вследствие специфики организации и ее продукции, допускается его исключение.При допущенных исключениях заявления о соответствии настоящему стандарту приемлемы, если эти исключения подпадают под требования раздела 7 и не влияют на способность или ответственность организации обеспечивать продукцией, соответствующей требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям.[ГОСТ Р ИСО 9001-2008] |