(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57523-2017 "Бережливое производство....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
4.3.6 На этапе оценки результатов проводится мониторинг функционирования системы подготовки персонала в области БП, анализ данных, полученных по результатам мониторинга из различных источников, и оценка результативности процесса подготовки.
Основной целью оценки результативности системы подготовки является подтверждение достижения целей подготовки и результатов СМБП.
Оценка должна проводиться на основе критериев, установленных в программе подготовки.
4.3.7 На этапе улучшения, исходя из результатов оценки, разрабатываются мероприятия по совершенствованию системы подготовки персонала в области БП.
Организация должна постоянно улучшать результативность системы подготовки персонала и идентифицировать любые дополнительные возможности для сокращения потерь на каждом этапе процесса подготовки.
Деятельность по улучшению следует направить:
- на актуализацию состава компетенции;
- обеспечение адекватности установленного состава компетенции соответствующему уровню;
- повышение результативности и эффективности используемых форм и методов подготовки при достижении запланированных результатов;
- выявление рисков и возможностей;
- анализ потерь времени в процессе подготовки;
- вовлечение персонала в процесс обмена знаниями внутри организации;
- поддержание инициативы работников к саморазвитию.

5 Компетентность в области бережливого производства

5.1 Общие положения

5.1.1 Организация должна управлять компетентностью персонала, влияющего на результаты СМБП, в том числе:
а) определять необходимые для работников компетенции;
б) обеспечивать информирование работников о значимости повышения собственной компетентности и личного вклада в достижение целей СМБП;
в) проводить подготовку в области БП или предпринимать другие меры для достижения требуемой компетентности в соответствии с ГОСТ Р ИСО 10015;
г) управлять рисками, связанными с достижением требуемой компетентности;
в) поддерживать компетентность работников на соответствующих уровнях;
г) оценивать результативность предпринятых действий;
е) поддерживать соответствующую документированную информацию о подготовке, компетентности и опыте.
5.1.2 Руководители должны личным примером демонстрировать повышение компетентности и, посредством выявления и устранения демотивирующих факторов, создавать благоприятную среду для:
а) вовлечения работников в повышение личной компетентности;
б) развития потенциала работников, в том числе творческого;
в) накопления знаний и обмена ими внутри организации.
В организации должен быть определен процесс создания, сохранения, распределения и применения знаний в области БП (ГОСТ Р 56404).
Примечание - Под факторами можно понимать, например, время, условия и место подготовки и др., а также использовать перечень, приведенный в ГОСТ Р ИСО 10018-2014 (приложение А).

5.2 Уровни компетенции

5.2.1 В зависимости от выполняемой деятельности (роли) и степени участия в СМБП работники должны обладать соответствующей компетенцией.
5.2.2 Организация должна разработать базовый состав компетенции и проводить соответствующую подготовку в рамках системы подготовки персонала в области БП для всех работников. Базовый состав компетенции в области БП приведен в приложении А.
5.2.3 Для работников, привлекаемых в группы для выполнения специальных работ по реализации БП, организация должна разработать дополнительные требования к их компетентности. В организации можно выделить следующие уровни компетенции в области БП:
1) лин-практик;
2) лин-специалист;
3) лин-эксперт.
Примечание - Организация может использовать собственную градацию уровней компетенции. Настоящая градация приводится по аналогии с документом [1].
5.2.4 Для выделенных уровней компетенции организации следует определить функции (критерии) в зависимости от деятельности (роли) работников в реализации БП, целей СМБП конкретной организации, а также вида деятельности и размера организации. Основные функции для выделенных уровней компетенции представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Распределение основных функций работников по уровням компетенции в области БП

Уровень компетенции в области БП
Основные функции
Лин-практикЯвляется постоянным членом как минимум одной команды (группы) по БП, занимающейся улучшениями на уровне процессов, организационном и/или межорганизационном уровнях.Может являться лидером команды (группы) работников, занимающихся улучшениями на уровне операций, рабочих мест. Участвует в подготовке членов своей команды (группы) по БП под руководством лин-специалиста или лин-эксперта
Лин-специалистЯвляется лидером как минимум одной команды (группы) по БП, занимающейся улучшениями на уровне процессов, организационном и/или межорганизационном уровнях. Участвует в подготовке членов своей команды (группы) по БП под руководством лин-эксперта.Проводит базовую подготовку персонала организации в области БП
Лин-экспертМожет являться лидером команды (группы) по БП, занимающейся улучшениями на уровне организации и/или межорганизационном уровне.Оказывает методическую поддержку лин-практикам, лин-специалистам при решении задач в области БП.При необходимости координирует работу лин-практиков и лин-специалистов.Проводит подготовку персонала организации в области БП
Примечания1 Для целей общей координации деятельности по СМБП организация может назначить работника с уровнем компетенции лин-эксперт для выполнения дополнительных функций, таких как:- организация и координация работы лин-практиков, лин-специалистов и лин-экспертов;- координация деятельности по БП в рамках организации;- организация разработки и развертывания политики и целей СМБП;- планирование, разработка (проектирование) и поддержание СМБП в рабочем состоянии, в том числе определение необходимых ресурсов;- предоставление отчетов высшему руководству о функционировании СМБП;- организация деятельности по постоянному улучшению СМБП.2 Как правило, данные функции относятся к деятельности представителя руководства по СМБП.

5.3 Состав компетенции

Организация должна для каждого уровня компетенции определить состав компетенции в области БП. Состав компетенции для каждого уровня приведен в приложении Б.
Примечание - Организация должна обеспечить соответствие присвоенного работнику уровня компетенции в области БП, согласно составу компетенции, приведенного в приложении Б.
Организация может дополнять состав компетенции в зависимости:
- от уровня зрелости СМБП организации;
- целей и задач СМБП;
- вида деятельности организации.
Состав компетенции не должен противоречить требованиям к должностям, нормативным и иным установленным требованиям. Требования к составу компетенции должны быть документированы. Эти требования следует анализировать периодически и по мере необходимости:
- при изменении вида и условий деятельности (продукции или услуги, технологии, среды, оборудования и т.д.);
- при изменении требований к потоку(ам) создания ценности;