(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 10004-2020 "Менеджмент качества....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Е.3 Определение методов для анализа
Е.3.1 Общие положения
Организация может выбрать методы анализа, которые будут использоваться в зависимости от собранных данных и целей. Руководство по использованию некоторых статистических методов, приведенных ниже, см. в ISO/TR 10017.
Е.3.2 Прямой анализ
Целью данного анализа являются описание или оценка ответов респондентов на конкретные вопросы. Некоторые часто используемые методы анализа и их цели приведены в таблице Е.1.

Таблица Е.1 - Методы прямого анализа

Метод
Цель
Пример
Среднее арифметическоеОпределить усредненный ответПо шкале от 1 до 10, если ответы равны 4, 5, 7, 7 и 9, среднее арифметическое равно 6,4. Среднее арифметическое - это обычно используемая мера усредненного значения
МедианаОпределить средний ответЕсли все ответы перечислены в числовом порядке, медиана - это ответ в середине. В приведенном выше примере медиана равна семи a
ПределыОпределить интервал между наименьшим и наибольшим значениямиВозраст участников собрания колеблется от 20 до 65 лет
Стандартное отклонениеОпределить степень изменчивости данныхЕдиницы, произведенные машиной А, имеют большую изменчивость, чем единицы, произведенные машиной В
Перекрестные таблицыПодвести итог распределения ответа по другой переменной, представляющей интерес78 % лондонских респондентов оценивают общую удовлетворенность 9 или 10, по сравнению с 60 % парижских респондентов
Анализ ПаретоКлассифицировать данные по категориям, чтобы помочь в расстановке приоритетов в вопросахВ рамках качества продукции и услуг наблюдается, что большинство проблем (80 %) связаны с несколькими ключевыми причинами (20 %)
Анализ тенденцииОпределить направление (например, улучшение, ухудшение)Количество претензий увеличивается на 5 % каждый год
Диаграммы статистического контроляПровести мониторинг производительности и идентифицировать статистически значимые (т.е. неслучайные) измененияУровень ошибок при поставках в последнем квартале был значительно выше, чем ожидалось
Т-критерий СтьюдентаПроверить статистически значимые различия между двумя независимыми группамиЛондонские респонденты в целом значительно более удовлетворены, чем парижские
Анализ вариантовПроверить статистически значимые различия между тремя или более независимыми группамиОбщая удовлетворенность значительно различается среди лондонских, парижских и берлинских респондентов
а Для четного числа ответов медиана является усреднением двух средних ответов.
Е.3.3 Косвенный анализ
Целью этого анализа является определение факторов, которые оказывают существенное влияние на удовлетворенность и взаимосвязь между факторами. Некоторые часто используемые методы анализа и их цели представлены в таблице Е.2.

Таблица Е.2 - Методы косвенного анализа

Метод
Цель
Пример
Взвешенный анализ данныхОпределить средневзвешенный ответСредний показатель общей удовлетворенности - 7, учитывая различные типы потребителей и их относительную важность
КорреляцияОпределить, могут ли ответы на один вопрос использоваться для прогнозирования ответа на другой вопрос, и измерить силу взаимосвязи между переменнымиИз различных аспектов работы организации удовлетворенность чистотой является лучшим показателем общей удовлетворенности, т.е. респонденты, которые удовлетворены чистотой, как правило, довольны в целом, а респонденты, которые недовольны чистотой, склонны быть недовольными в целом
РегрессияПроанализировать взаимосвязь между двумя или более переменными и измерить влияние одной или нескольких переменных на конкретный ответПоскольку удовлетворенность чистотой уменьшается, общая удовлетворенность также уменьшается
Е.4 Проведение анализа
Е.4.1 Общие положения
Результаты следует систематически обрабатывать в соответствии с выбранным типом анализа.
Е.4.2 Стратификация данных
Данные могут быть классифицированы по определенным стратам или категориям до проведения анализа. Может быть выявлена полезная информация, такая как различия в степени удовлетворенности потребителей, например при анализе повторяющихся клиентов в сравнении с разовыми покупателями, пол покупателя, возраст покупателя, местоположение потребителя или характеристики продукции и услуги, такие как цена и характерные особенности.
Е.4.3 Приоритизация
Организация может определить и сосредоточиться на тех характеристиках продукции или услуги и других организационных аспектах, улучшение которых будет иметь более существенное влияние на удовлетворенность. Следовательно, необходимо осознавать важность, которую потребитель придает конкретным характеристикам, и влияние этих характеристик на общую удовлетворенность (см. также С.4).
Инфраструктурные характеристики - это те характеристики, которые для потребителя имеют низкий уровень важности, но они необходимы для работы организации или продукции или услуг, например тарелка, на которой подается пицца. Если бы они были улучшены, они бы мало повлияли на общую удовлетворенность. Организация может рассмотреть вопрос об устранении или сокращении инвестиций в них, чтобы снизить затраты или обеспечить большую ценность для потребителя.
Основные характеристики (см. С.4) оказывают относительно низкое влияние на удовлетворенность, как только достигнут определенный порог. Как и в случае с инфраструктурными характеристиками, организация может рассмотреть возможность сокращения или исключения инвестиций в "основы". Тем не менее их показатели не следует опускать ниже приемлемого уровня, поскольку это может оказать отрицательное влияние на общую удовлетворенность.
Характеристики деятельности (см. С.4) важны для потребителей и оказывают значительное влияние на общую удовлетворенность. На них необходимо обращать внимание. Их уровень должен поддерживаться или дополнительно улучшаться, если это окажется экономически результативно.
Скрытые возможности - это характеристики, которые в настоящее время не признаются или не считаются важными для потребителя (см. С.4). Если эти характеристики улучшат или они будут выполнены, это может значительно повысить общую удовлетворенность; они предлагают наивысший потенциал для улучшения удовлетворенности.
Для определения приоритетности действий по улучшению различные характеристики можно удобно сгруппировать по четырем зонам, как показано на рисунке Е.1.
Характеристики в зонах 3 и 4 оказывают наибольшее потенциальное влияние на общую удовлетворенность.
388 × 440 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок Е.1 - Классификация характеристик
Е.5 Валидация анализа
Обоснованность выводов, сделанных в процессе анализа удовлетворенности потребителей, может быть подтверждена путем проверки, помимо прочих, перечисленных ниже.
a) Сегментация: если присутствует высокая степень изменчивости ответов, это может быть связано с изменчивостью качества предоставляемой продукции и услуг и других организационных аспектов, а также с различными ожиданиями различных сегментов потребителей. Однако если другие измерения показывают, что качество продукции и услуг стабильно, изменчивость в ответах может указывать на низкую степень сегментации потребителей.
b) Релевантность характеристик: одной из целей анализа является определение характеристик, которые могут оказать существенное влияние на удовлетворенность потребителей, а также их важность, которая позволит организации сосредоточить усилия по улучшению на ключевых характеристиках. Если анализ показывает, что характеристики, сильно влияющие на удовлетворенность потребителей, могли быть упущены, их можно определить с помощью соответствующих исследований (например, фокус-групп или открытых вопросов). Влияние таких характеристик на удовлетворенность потребителей следует оценивать в следующем цикле измерения. Отдельные характеристики, составляющие общее удовлетворение, и их относительная важность могут со временем меняться.
c) Согласованность результатов: тенденции измерения удовлетворенности потребителей должны соответствовать другим показателям, отражающим удовлетворенность, например повторные покупки или доля рынка. Если положительная тенденция удовлетворенности противоречит отрицательной тенденции, например в объеме продаж, это может объясняться несколькими причинами:
- мнения опрошенных не разделяются теми, кто принимает решения о покупке;
- возросла удовлетворенность потребителей продукцией и услугами конкурента или сопоставимой организации;
- разница в цене перевешивает улучшения в других характеристиках.
Е.6 Отчет об анализе
Е.6.1 Общие положения
В дополнение к отчету об общей удовлетворенности потребителей и ее тенденций организация может составлять отчет о релевантных характеристиках и причинах, а также о компонентах и условиях удовлетворенности или неудовлетворенности потребителей.
Е.6.2 Презентация результатов
Организация может предоставить результаты проводимых анализов с учетом интересов и ожиданий аудитории. Это хорошая практика во избежание выявления особых потребителей. Если требуется их идентификация, необходимо предварительное одобрение опрошенного потребителя. Необходимо также соответствовать применимым требованиям, правилам и политике конфиденциальности организации.
Графическое представление является результативным способом отображения информации и может учитываться при представлении результатов с дополнительными данными, приведенными в приложениях.
Индекс удовлетворенности потребителей (CSI) может быть результативным инструментом для мониторинга, отчетности и отслеживания производительности организации или ее особых аспектов в отношении удовлетворенности потребителей. Он может быть элементом "панели производительности" организации, а также частью системы вознаграждений организации.
Е.6.3 Формулировка выводов и рекомендаций
Результаты анализа данных об удовлетворенности потребителей могут помочь организации определить основные области для улучшения, а также потенциальные последствия такого улучшения.
При определении областей для улучшения или рекомендации конкретных действий организации следует уделять особое внимание устранению причин неудовлетворенности потребителей.
Организации также следует стремиться понять причины различий между качеством продукции или услуги, ожидаемым потребителем, и качеством предоставляемой продукции или услуги, воспринимаемым потребителем (как показано в концептуальной модели на рисунке В.1), и следует принимать меры по сокращению этого промежутка.
Приложение F
(справочное)

Использование информации об удовлетворенности потребителя

F.1 Общие положения
В приложении приведено руководство на основе примеров того, как информация об удовлетворенности потребителей может использоваться для улучшений в продукции и услугах или процессах организации, в соответствии с 7.5.