(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 10004-2020 "Менеджмент качества....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- разработка или запуск новой продукции или услуг;
- завершение значительных этапов проекта;
- внесение релевантных изменений в продукцию и услуги, процессы или бизнес-среду;
- наблюдение за снижением удовлетворенности потребителей или колебанием продаж (по регионам или сезонам);
- мониторинг и поддержание текущих отношений с потребителями;
- терпимость потребителей к частоте и сложности исследований.
Сбор данных может быть осуществлен самой организацией. Это может быть экономично, и, учитывая знания организации о продукции, услуге или потребителе, это может дать оптимальную информацию. Это также может привести к укреплению отношений с потребителем и лучшему пониманию проблем потребителя. Тем не менее существует риск того, что данные могут быть предвзятыми из-за отношений между лицами, участвующими в исследовании. Этого риска можно избежать, если сбор данных проводится независимой третьей стороной.

7.4 Анализ данных по удовлетворенности потребителей

7.4.1 Общие положения
Как только данные, относящиеся к удовлетворенности потребителей, собраны, их следует проанализировать, чтобы получить следующую информацию:
- степень удовлетворенности потребителей и ее тенденцию;
- аспекты продукции и услуг организации или процессов, которые могут оказать существенное влияние на удовлетворенность;
- релевантную информацию о продукции, услугах и процессах конкурентов или сопоставимых организаций;
- сильные стороны и основные области для улучшения.
При анализе данных об удовлетворенности потребителей организации следует учитывать действия, описанные в 7.4.2-7.4.6. Дальнейшие указания по каждому из этих видов деятельности приведены в приложении Е.
7.4.2 Подготовка данных к анализу
Данные следует проверить на предмет наличия ошибок, полноты и точности и при необходимости сгруппировать в определенные категории.
7.4.3 Определение методов анализа
Метод(ы) анализа следует выбирать в зависимости от типа собираемых данных и цели анализа. Различные методы анализа данных могут быть классифицированы следующим образом:
a) прямой анализ, включающий в себя анализ ответов потребителей на конкретные вопросы;
b) косвенный анализ, включающий в себя использование различных аналитических методов для выявления потенциально существенных факторов из массива данных.
Как правило, обе категории анализа могут быть использованы для извлечения полезной информации из данных об удовлетворенности потребителей.
7.4.4 Проведение анализа
Все полученные данные следует проанализировать для получения следующей информации:
- удовлетворенность потребителей (в целом и по категориям потребителей) и тенденции;
- различия в степени удовлетворенности по категориям потребителей;
- возможные причины и их относительное влияние на удовлетворенность потребителей;
- приверженность потребителей, которая является показателем того, что потребитель, вероятно, продолжит приобретать у организации ту или иную продукцию и услуги.
7.4.5 Подтверждение анализа
Анализ и выводы следует подтвердить, что может быть выполнено различными способами, например:
- сегментирование данных для определения возможных источников изменчивости;
- определение релевантности характеристик продукции и услуг: характеристики, идентифицированные как потенциально релевантные для потребителя, и их относительная важность для потребителя (включая возможные изменения в характеристиках и относительную важность характеристик в течение времени) значительно влияют на результаты проведенного анализа;
- оценка согласованности результатов путем сравнения с другими показателями или тенденциями в областях, которые также отражают удовлетворенность потребителей, например продажи и претензии потребителей.
7.4.6 Отчет о результатах и рекомендации
Результаты проведенного анализа следует документировать и представлять в виде отчета вместе с возможными рекомендациями, чтобы помочь организации в определении областей для улучшения, чтобы в конечном итоге повысить удовлетворенность потребителей и служить более широким интересам или сфере полномочий организации.
Следует стремиться, чтобы отчет содержал четкий и всесторонний обзор удовлетворенности потребителей. В дополнение к данным, полученным непосредственно от потребителей, могут быть и другие характеристики или показатели, отражающие удовлетворенность потребителей, например упомянутые в 7.3.2.
Ключевые показатели релевантных характеристик можно объединить в консолидированное значение, называемое "индекс удовлетворенности потребителей" (CSI). Например, CSI может представлять собой средневзвешенное значение результатов исследования удовлетворенности потребителей и количества полученных претензий. CSI может быть удобным и полезным способом измерения и мониторинга удовлетворенности потребителей в долгосрочной перспективе.
В отчете также следует указать соответствующие характеристики и компоненты удовлетворенности потребителей, а также потенциальные причины и источники их неудовлетворенности.

7.5 Обмен информацией об удовлетворенности потребителей

Информация, полученная в результате измерения и анализа данных об удовлетворенности потребителей, должна быть направлена соответствующим работникам в организации с тем, чтобы можно было предпринять шаги для улучшения продукции и услуг, процессов и стратегий, способствующим целям организации.
Для решения этой задачи организации следует:
- определить и создать дискуссии и процессы для анализа информации об удовлетворенности потребителей;
- определить, какую информацию следует передать и кому (включая потребителей);
- сформулировать планы действий по улучшению;
- проанализировать внедрение планов действий и результатов на соответствующих дискуссиях, например при анализе со стороны руководства.
Постоянное внедрение таких действий может повысить результативность и эффективность системы менеджмента качества организации.
Информация об удовлетворенности потребителей (как положительная, так и отрицательная) может помочь организации решить проблемы, связанные с соответствием заявленным требованиям потребителей. Она также может помочь организации понять и учесть ожидания потребителя или вопросы, связанные с восприятием потребителем предоставленной продукции, услуг или организации, и таким образом повысить удовлетворенность потребителей.
Общие руководящие указания по некоторым способам использования информации приведены в приложении F.

7.6 Мониторинг удовлетворенности потребителей

7.6.1 Общие положения