(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58996-2020 "Валы и отверстия корпусов...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 номинальный размер: Размер, который служит началом отсчета отклонений и относительно которого определяются предельные размеры.
3.2 нулевая линия: Линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок.
Примечание - Отрицательные отклонения откладываются внутрь детали, положительные - наружу.
3.3 действительный размер: Размер элемента, установленный измерением с допускаемой погрешностью.
3.4 предельные размеры: Два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер годной детали.
3.5 отклонение размера: Алгебраическая разность между этим размером (действительным или предельным) и соответствующим номинальным размером.
3.6 верхнее предельное отклонение: Алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами.
3.7 нижнее отклонение: Алгебраическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами.
3.8 допуск: Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями.
Примечание - Допуск является абсолютной величиной без знака.
3.9 квалитет (степень точности): Совокупность допусков, рассматриваемых как соответствующие одному уровню точности для всех номинальных размеров.
3.10 поле допуска: Поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и определяемое величиной допуска и его положением относительно номинального размера.
Примечание - При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии.
3.11 посадка: Характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки.
3.12 номинальный размер посадки: Номинальный размер, общий для отверстия и вала, составляющих соединение.
3.13 допуск посадки: Сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение.
3.14 зазор: Разность между размерами отверстия и вала до сборки, если размер отверстия больше размера вала.

4 Поля допусков и посадки

4.1 Выбор посадок на вал и в корпус зависит от класса точности и типа подшипника, величины, направления и вида нагружения подшипника, условий его эксплуатации, а также от материала вала и корпуса.
4.2 В зависимости от характера требуемого соединения подшипника с валом поле допуска вала выбирают по системе отверстия согласно таблице 1.

Таблица 1 - Определение поля допуска вала

Характер посадки
Класс точности подшипника
ГОСТ 520
0 и 6
5 и 4
Поле допуска
ГОСТ 25347-82
Посадка с натягом
n6, m6, k6
n5, m5, k5
Переходная посадка
js6, h6
js5, h5
Посадка с зазором
g6, f6
g5
4.3 В зависимости от характера требуемого соединения подшипника с отверстием корпуса поле допуска отверстий корпусов выбирают по системе вала согласно таблице 2.

Таблица 2 - Определение поля допуска отверстия корпуса

Характер посадки
Класс точности подшипника
ГОСТ 520
0 и 6
5 и 4
Поле допуска
ГОСТ 25347-82
Посадка с натягом
N7, М7, K7
N6, М6, K6
Переходная посадка
Js7, Н7
Js6, Н6
Посадка с зазором
G7, G6
-
4.4 При удовлетворительных результатах испытаний допускается применение полей допусков и посадок, отличных от указанных в таблицах 1 и 2.
4.5 Если по условиям работы вместо подшипников класса точности 5 или 4 могут быть использованы подшипники класса точности 0 или 6, то допускается применять для валов поле допуска квалитета 6.
4.6 При применении подшипников без внутреннего или наружного кольца, посадка имеющегося кольца осуществляется в соответствии с таблицами 1 или 2.
4.7 Предельные отклонения диаметров посадочных поверхностей валов, отверстий корпусов, колец подшипников и образуемые при их сопряжении натяги и зазоры для соответствующих посадок приведены в приложении А.
4.8 Поля допусков на диаметры посадочных поверхностей подшипников принято обозначать:
КВ - поле допуска внутреннего диаметра подшипника;
hB - поле допуска наружного диаметра подшипника.
4.9 Относительные положения полей допусков колец подшипников, валов и отверстий корпусов при различных посадках показаны на рисунке 1.
4.10 При выборе посадок различают три основных вида нагружения колец подшипников: местное, циркуляционное и колебательное.
4.11 Рекомендуемые посадки подшипника на вал и в корпус в зависимости от вида нагружения и класса точности приведены в приложении Б.
4.12 Требования, предусмотренные настоящим стандартом, выполняются при наличии одного или нескольких из следующих условий:
- валы полые тонкостенные, корпуса тонкостенные;
- материал валов - сталь или сплавы на основе железа, титана, никеля и др.;
- материал корпусов - сталь или сплавы на основе железа, титана, алюминия, магния и др.;
- рабочая температура подшипникового узла свыше 100 °С.
Примечания
1 Под тонкостенными понимаются валы и корпуса:
с d/dв < 1,25 - для валов;
Dк/D < 1,25 - для корпусов,
где d - диаметр отверстия подшипника;
dв - диаметр отверстия вала;
Dк - наружный диаметр корпуса;