Действующий
Примечание - При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии.
3.11 посадка: Характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки.
3.12 номинальный размер посадки: Номинальный размер, общий для отверстия и вала, составляющих соединение.
3.13 допуск посадки: Сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение.
3.14 зазор: Разность между размерами отверстия и вала до сборки, если размер отверстия больше размера вала.
4 Поля допусков и посадки
4.1 Выбор посадок на вал и в корпус зависит от класса точности и типа подшипника, величины, направления и вида нагружения подшипника, условий его эксплуатации, а также от материала вала и корпуса.
4.2 В зависимости от характера требуемого соединения подшипника с валом поле допуска вала выбирают по системе отверстия согласно
таблице 1.
Таблица 1 - Определение поля допуска вала
Характер посадки | Класс точности подшипника |
ГОСТ 520 |
0 и 6 | 5 и 4 |
Поле допуска |
ГОСТ 25347-82 |
Посадка с натягом | n6, m6, k6 | n5, m5, k5 |
Переходная посадка | js6, h6 | js5, h5 |
Посадка с зазором | g6, f6 | g5 |
4.3 В зависимости от характера требуемого соединения подшипника с отверстием корпуса поле допуска отверстий корпусов выбирают по системе вала согласно
таблице 2.
Таблица 2 - Определение поля допуска отверстия корпуса
Характер посадки | Класс точности подшипника |
ГОСТ 520 |
0 и 6 | 5 и 4 |
Поле допуска |
ГОСТ 25347-82 |
Посадка с натягом | N7, М7, K7 | N6, М6, K6 |
Переходная посадка | Js7, Н7 | Js6, Н6 |
Посадка с зазором | G7, G6 | - |
4.4 При удовлетворительных результатах испытаний допускается применение полей допусков и посадок, отличных от указанных в
таблицах 1 и
2.
4.5 Если по условиям работы вместо подшипников класса точности 5 или 4 могут быть использованы подшипники класса точности 0 или 6, то допускается применять для валов поле допуска квалитета 6.
4.6 При применении подшипников без внутреннего или наружного кольца, посадка имеющегося кольца осуществляется в соответствии с
таблицами 1 или
2.
4.7 Предельные отклонения диаметров посадочных поверхностей валов, отверстий корпусов, колец подшипников и образуемые при их сопряжении натяги и зазоры для соответствующих посадок приведены в
приложении А.
4.8 Поля допусков на диаметры посадочных поверхностей подшипников принято обозначать:
КВ - поле допуска внутреннего диаметра подшипника;
hB - поле допуска наружного диаметра подшипника.
4.9 Относительные положения полей допусков колец подшипников, валов и отверстий корпусов при различных посадках показаны на
рисунке 1.
4.10 При выборе посадок различают три основных вида нагружения колец подшипников: местное, циркуляционное и колебательное.
4.11 Рекомендуемые посадки подшипника на вал и в корпус в зависимости от вида нагружения и класса точности приведены в
приложении Б.
4.12 Требования, предусмотренные настоящим стандартом, выполняются при наличии одного или нескольких из следующих условий:
- валы полые тонкостенные, корпуса тонкостенные;
- материал валов - сталь или сплавы на основе железа, титана, никеля и др.;
- материал корпусов - сталь или сплавы на основе железа, титана, алюминия, магния и др.;
- рабочая температура подшипникового узла свыше 100 °С.
1 Под тонкостенными понимаются валы и корпуса:
с d/dв < 1,25 - для валов;
Dк/D < 1,25 - для корпусов,
где d - диаметр отверстия подшипника;
dв - диаметр отверстия вала;
Dк - наружный диаметр корпуса;
D - наружный диаметр подшипника.
2 Для стальных сплошных или толстостенных валов и толстостенных корпусов посадочные места под подшипники выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 3325.
4.13 При изготовлении валов и корпусов из титановых сплавов и сплавов на железной основе допускается нанесение поверхностного твердого покрытия.
4.14 Для корпусов из алюминиевых и магниевых сплавов допускается рабочая температура подшипникового узла до 200 °С, для валов и корпусов из стали или титанового сплава допускается рабочая температура 350 °С.
Рисунок 1 - Поля допусков колец подшипников, валов и отверстий корпусов при различных посадках
4.15 При изготовлении корпусов из алюминиевых и магниевых сплавов подшипники в ответственных подшипниковых узлах рекомендуется устанавливать в переходные втулки из стали, бронзы, титановых сплавов и т.д. При этом требования настоящего стандарта на посадочные поверхности под подшипник следует обеспечивать после монтажа втулок в корпус.
5 Требования к посадочным поверхностям
5.1 Отклонения формы посадочных поверхностей и расположения торцовых поверхностей валов и отверстий корпусов характеризуются следующими параметрами:
- непостоянство диаметра (некруглость) в любом поперечном сечении цилиндрической посадочной поверхности вала или корпуса;
- средняя конусообразность (разность средних диаметров в крайних сечениях посадочной поверхности);
- допуск расположения опорных торцовых поверхностей заплечиков вала и отверстия корпуса.
Схематичное изображение отклонений формы посадочных поверхностей и расположения торцовых поверхностей валов и отверстий корпусов приведено в
приложении В.
5.2 Предельные отклонения от крутости и конусообразности диаметра в продольном и поперечном сечениях цилиндрической посадочной поверхности не должны быть более половины допуска на диаметр посадочной поверхности при посадке подшипников класса точности 0 и 6, и не более трети допуска - при посадке подшипников класса 5 и 4.