Действующий
4.3 В зависимости от характера требуемого соединения подшипника с отверстием корпуса поле допуска отверстий корпусов выбирают по системе вала согласно
таблице 2.
Таблица 2 - Определение поля допуска отверстия корпуса
Характер посадки | Класс точности подшипника |
ГОСТ 520 |
0 и 6 | 5 и 4 |
Поле допуска |
ГОСТ 25347-82 |
Посадка с натягом | N7, М7, K7 | N6, М6, K6 |
Переходная посадка | Js7, Н7 | Js6, Н6 |
Посадка с зазором | G7, G6 | - |
4.4 При удовлетворительных результатах испытаний допускается применение полей допусков и посадок, отличных от указанных в
таблицах 1 и
2.
4.5 Если по условиям работы вместо подшипников класса точности 5 или 4 могут быть использованы подшипники класса точности 0 или 6, то допускается применять для валов поле допуска квалитета 6.
4.6 При применении подшипников без внутреннего или наружного кольца, посадка имеющегося кольца осуществляется в соответствии с
таблицами 1 или
2.
4.7 Предельные отклонения диаметров посадочных поверхностей валов, отверстий корпусов, колец подшипников и образуемые при их сопряжении натяги и зазоры для соответствующих посадок приведены в
приложении А.
4.8 Поля допусков на диаметры посадочных поверхностей подшипников принято обозначать:
КВ - поле допуска внутреннего диаметра подшипника;
hB - поле допуска наружного диаметра подшипника.
4.9 Относительные положения полей допусков колец подшипников, валов и отверстий корпусов при различных посадках показаны на
рисунке 1.
4.10 При выборе посадок различают три основных вида нагружения колец подшипников: местное, циркуляционное и колебательное.
4.11 Рекомендуемые посадки подшипника на вал и в корпус в зависимости от вида нагружения и класса точности приведены в
приложении Б.
4.12 Требования, предусмотренные настоящим стандартом, выполняются при наличии одного или нескольких из следующих условий:
- валы полые тонкостенные, корпуса тонкостенные;
- материал валов - сталь или сплавы на основе железа, титана, никеля и др.;
- материал корпусов - сталь или сплавы на основе железа, титана, алюминия, магния и др.;
- рабочая температура подшипникового узла свыше 100 °С.
1 Под тонкостенными понимаются валы и корпуса:
с d/dв < 1,25 - для валов;
Dк/D < 1,25 - для корпусов,
где d - диаметр отверстия подшипника;
dв - диаметр отверстия вала;
Dк - наружный диаметр корпуса;
D - наружный диаметр подшипника.
2 Для стальных сплошных или толстостенных валов и толстостенных корпусов посадочные места под подшипники выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 3325.
4.13 При изготовлении валов и корпусов из титановых сплавов и сплавов на железной основе допускается нанесение поверхностного твердого покрытия.
4.14 Для корпусов из алюминиевых и магниевых сплавов допускается рабочая температура подшипникового узла до 200 °С, для валов и корпусов из стали или титанового сплава допускается рабочая температура 350 °С.
Рисунок 1 - Поля допусков колец подшипников, валов и отверстий корпусов при различных посадках
4.15 При изготовлении корпусов из алюминиевых и магниевых сплавов подшипники в ответственных подшипниковых узлах рекомендуется устанавливать в переходные втулки из стали, бронзы, титановых сплавов и т.д. При этом требования настоящего стандарта на посадочные поверхности под подшипник следует обеспечивать после монтажа втулок в корпус.
5 Требования к посадочным поверхностям
5.1 Отклонения формы посадочных поверхностей и расположения торцовых поверхностей валов и отверстий корпусов характеризуются следующими параметрами:
- непостоянство диаметра (некруглость) в любом поперечном сечении цилиндрической посадочной поверхности вала или корпуса;
- средняя конусообразность (разность средних диаметров в крайних сечениях посадочной поверхности);
- допуск расположения опорных торцовых поверхностей заплечиков вала и отверстия корпуса.
Схематичное изображение отклонений формы посадочных поверхностей и расположения торцовых поверхностей валов и отверстий корпусов приведено в
приложении В.
5.2 Предельные отклонения от крутости и конусообразности диаметра в продольном и поперечном сечениях цилиндрической посадочной поверхности не должны быть более половины допуска на диаметр посадочной поверхности при посадке подшипников класса точности 0 и 6, и не более трети допуска - при посадке подшипников класса 5 и 4.
При вычислении отклонений полученные величины округляют до целых микронов.
5.3 Наиболее допускаемое значение торцового биения опорных торцовых поверхностей заплечиков вала и отверстия корпуса не должно превышать требований, указанных в
таблице 3 для заплечиков вала и в
таблице 4 для заплечиков отверстий корпусов.
Таблица 3 - Допускаемое значение торцового биения для заплечиков вала
Номинальный диаметр посадочной поверхности вала d, мм | Класс точности подшипника |
0 | 6 | 5 | 4 |
Допуск торцового биения, мкм |
От 6 до 50 включ. | 20 | 10 | 7 | 4 |
Св. 50 до 120 включ. | 25 | 12 | 8 | 6 |
Св. 120 до 250 включ. | 30 | 15 | 10 | 8 |
Св. 250 до 315 включ. | 35 | 17 | 12 | - |
Св. 315 до 400 включ. | 40 | 20 | 13 | - |
Таблица 4 - Допускаемое значение торцового биения для заплечиков отверстий корпусов
Номинальный диаметр посадочной поверхности вала D, мм | Класс точности подшипника |
0 | 6 | 5 | 4 |
Допуск торцового биения, мкм |
От 6 до 80 включ. | 40 | 20 | 13 | 8 |
Св. 80 до 120 включ. | 45 | 22 | 15 | 9 |
Св. 120 до 180 включ. | 60 | 30 | 20 | 12 |
Св. 180 до 250 включ. | 70 | 35 | 23 | 14 |
Св. 250 до 315 включ. | 80 | 40 | 27 | 16 |
Св. 315 до 400 включ. | 90 | 45 | 30 | - |
Св. 400 до 500 включ. | 100 | 50 | 33 | - |
5.4 При установке подшипника с осевым зазором между торцами колец и заплечиком допускается снижение требований по торцовому биению заплечика, но не ниже требований для подшипников класса 0.
5.5 В случае применения в конструкции подшипникового узла пакета (набора) деталей допуск торцового биения детали, сопряженной с кольцом подшипника, не должен быть более приведенных ранее значений величин (см.
таблицы 3 и
4).
Схематически пакет деталей подшипникового узла представлен в
приложении В.
5.6 Параметр шероховатости посадочных и торцовых поверхностей валов и отверстий корпусов должен соответствовать указанному в
таблице 5.