Действующий
Данный метод иногда называют необязательным арбитражем, оценкой или "мини-судом". Соблюдение организацией рекомендаций консультативного процесса, даже если они не являются законодательно обязательными, иногда учитывается при определении факта удовлетворения кодекса поведения, которого придерживается организация (см. ИСО 10001).
Представителя по разрешению спорных вопросов, применяющего консультативный метод, иногда называют советником, арбитром, присяжным, оценщиком, нейтральной стороной или посредником по претензиям.
Устанавливающий метод - это метод, при котором оценивается спорный вопрос, урегулируются и иногда документируются фактические проблемы, а также предоставляется решение о том, как следует урегулировать спорный вопрос.
1 Ситуацию, описанную в перечислении а), как правило, называют (обязательным) арбитражем или оценкой, ситуации, описанные в перечислениях b) и с), иногда называют условно обязательным арбитражем или оценкой.
2 В некоторых странах мира связывать предъявляющих претензии правовыми обязательствами не допускается.
Представитель по разрешению спорных вопросов, использующий устанавливающий метод, может быть назван советником, арбитром, присяжным, оценщиком, нейтральной стороной или посредником по претензиям.
Примечание - В некоторых странах мира, один и тот же представитель по разрешению спорных вопросов может реализовывать более одного метода урегулирования спорных вопросов в рамках одного спора, например содействующая сторона может перейти от активного содействия к предоставлению рекомендаций (при этом становясь советником), если предъявляющий претензию не удовлетворен процессом содействия. Аналогичным образом содействующая сторона может предоставить решение, если процесс содействия не урегулировал ситуацию. В других странах мира законодательные или регулирующие требования не позволяют использование представителем по разрешению спорных вопросов более одного типа процесса урегулирования спорных вопросов в рамках одного спора.
Процессы организации, связанные с кодексом поведения, работой с претензиями, внешним разрешением споров и мониторингом и измерением удовлетворенности потребителей, представлены на рисунке В.1.
Участие предъявляющих претензии в урегулировании спорных вопросов, предложенном организацией, должно быть добровольным. Следует, чтобы согласие на участие было основано на полном знании и понимании процесса и его возможных результатов. Если потребитель является лицом, купившим или использующим продукцию и услуги для личных или бытовых нужд, следует, чтобы согласие на участие не было обязательным условием получения продукции и услуг.
Добровольное согласие на участие основано на полном знании обеих сторон и их понимании процесса и возможных результатов.
- какую информацию следует предоставить потребителю и предъявляющему претензию, чтобы согласие на участие было основано на полном знании и понимании (см. С.2);
Информация по урегулированию спорных вопросов, предоставляемая потребителям и предъявляющим претензии, предшествующая согласию на участие, включает в себя следующее:
- возможные виды компенсаций, максимальную компенсацию, которая может быть назначена, и возможную сумму возмещения издержек на урегулирование спорных вопросов;
- критерии оценки спорного вопроса (например, кодексы поведения, правовые принципы, беспристрастность);
- точную формулировку спорного вопроса или тип(ы) спорного вопроса, к которому применимо согласие на участие;
- наименование провайдера, информацию о получении доступа к процессу и получении копии применимых процедур урегулирования спорных вопросов;
- сведения о том, отказывается ли предъявляющий претензию от своего права обратиться в суд в случае его неудовлетворенности устанавливающим решением.
Примечание - В некоторых странах предложение предъявляющему претензию отказаться от права на обращение в суд считается незаконным.
Иногда условия договора купли-продажи требуют от потребителя обязательного урегулирования спорных вопросов и отказа от права обращения в суд. Эти условия часто вносят в контракты, заключаемые между организациями. В некоторых странах такой тип контракта, при котором потребитель приобретает продукцию и услуги для личных или бытовых нужд, считается незаконным.
Организации, стремящиеся к повышению удовлетворенности потребителей, могут использовать другие методы урегулирования спорных вопросов, которые могут принести пользу от рассмотрения вопроса до возникновения спорной ситуации, но не требуют при этом отказа сторон от их права на обращение в суд. К таким методам относятся:
- устанавливающие методы, обязательные только при согласии предъявляющего претензию с принятым решением;
Если согласие на участие в устанавливающем урегулировании спорного вопроса получено после возникновения спорной ситуации, стороны должны подписать соглашение об участии, которое должно содержать описание спорного вопроса, предоставляемое для процесса урегулирования спорного вопроса, наименование провайдера и способ получения копии применимых процедур урегулирования спорных вопросов, а также сферу полномочий представителя по разрешению спорных вопросов.