(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58856-2020 "Услуги на железнодорожном...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
7.12 В личном кабинете пассажира на интернет-сайте и в мобильном приложении должно быть обеспечено хранение персональных данных пассажиров в соответствии с федеральным законом [1].
7.13 В мобильном приложении рекомендовано предусмотреть возможность автоматического заполнения персональных данных пассажира после считывания их с документа, удостоверяющего личность, с помощью камеры мобильного устройства.
7.14 В личном кабинете пассажиру должна быть доступна информация о предыдущих заказах.
7.15 Пассажир, оформляющий несколько электронных билетов или осуществляющий возврат нескольких неиспользованных электронных билетов на интернет-сайте или в мобильном приложении, должен быть проинформирован, что действует от имени всех пассажиров, указанных в заказе, в связи с чем, все эти пассажиры считаются проинформированными об условиях посадки и проезда в поезде или об отказе от поездки.
7.16 Формы электронных проездных документов должны отвечать требованиям приказа Минтранса России [5].
7.17 Сроки начала оформления проездных документов (глубина продаж) на интернет-сайте и в мобильном приложении должны соответствовать требованиям правил перевозок пассажиров [2].
7.18 Услуга оформления проездных документов на интернет-сайте или в мобильном приложении должна быть доступна с момента открытия продаж и заканчиваться не позднее чем за один час до отправления поезда дальнего следования со станции посадки пассажира (при наличии свободных мест).
Примечание - На поезда дальнего следования, оборудованные устройствами контроля легитимности электронных билетов, следующих во внутригосударственном сообщении, включая прицепные и беспересадочные вагоны, оформление электронного проездного документа возможно не позднее чем за 15 мин до отправления пассажира со станции его посадки.
7.19 Пассажир должен иметь возможность оформить на интернет-сайте и в мобильном приложении проездной документ на проезд с предоставлением посадочного места по любому представленному маршруту при наличии свободных мест за полную стоимость или по льготному тарифу (при внесении данных документов, подтверждающих право на льготу), а также на пригородный поезд без предоставления посадочного места по любому представленному маршруту в прямом беспересадочном сообщении за полную стоимость.
Примечание - Пассажир сам может выбрать места, отмеченные на интернет-сайте и в мобильном приложении как свободные. После резервирования пассажиром места и до завершения оформления и оплаты заказа данное место должно быть недоступно для выбора другими пассажирами при любом способе покупки (интернет-сайт, мобильное приложение, билетная касса, терминал самообслуживания).
7.20 При наличии в выбранном поезде купе с дифференциацией пассажиров по их полу, в заказе, оформляемом через интернет-сайт или мобильное приложение, для каждого из пассажиров может быть указан только один из вариантов - место в мужском, женском или смешанном купе.
7.21 Перед переходом к этапу оплаты пассажиру должно быть указано на необходимость проверки введенных данных и запрошено подтверждение согласия с условиями оказания услуг.
7.22 До момента перехода к оплате заказа у пассажира должны быть запрошены данные о его участии в бонусной программе перевозчика и о полной или частичной оплате заказа бонусами.
7.23 Полная стоимость заказа после учета скидки должна быть доведена до пассажира на интернет-сайте и в мобильном приложении до начала оплаты.
7.24 При оформлении проездного документа по невозвратному тарифу пассажир должен быть предупрежден об этом до перехода к оплате заказа.
7.25 Для оплаты проездного документа через интернет-сайт и мобильное приложение должен быть сформирован документ строгой отчетности для осуществления расчетов без применения контрольно-кассовой техники в соответствии с требованиями федерального закона [6].
7.26 После оформления и оплаты проездного документа пассажиру в случае, если электронная регистрация не была произведена автоматически, должно быть предложено пройти процедуру электронной регистрации на поезд (за исключением оформления проездного документа на пригородный поезд без предоставления мест и случаев, когда на выбранных маршруте, поезде и вагоне электронная регистрация невозможна).
7.27 При отсутствии технической возможности или при отказе пассажира от электронной регистрации он должен быть предупрежден о необходимости получения посадочного купона на бланке проездного документа в билетной кассе или терминале самообслуживания до момента посадки в поезд.
7.28 Пассажир должен иметь возможность пройти электронную регистрацию на поезд в личном кабинете после оплаты проездного документа либо в другое удобное для него время не позднее момента закрытия электронной регистрации согласно правилам перевозок пассажиров [2] (за исключением оформления проездного документа на пригородный поезд без предоставления мест и случаев, когда на выбранных маршруте, поезде и вагоне электронная регистрация невозможна).
7.29 Пассажир должен иметь возможность пройти электронную регистрацию как одновременно для всех указанных в заказе пассажиров, так и на отдельные электронные билеты, оформленные в одном заказе.
7.30 Оформленные и оплаченные на интернет-сайте и в мобильном приложении проездные документы (контрольный и посадочный купоны) должны быть доступны пассажиру в личном кабинете. Рекомендовано направлять информацию о приобретенных пассажиром билетах на указанную им электронную почту (за исключением проездных документов на пригородный поезд без предоставления мест).
Примечание - Проездные документы должны быть сформированы в формате, который корректно отображается на интернет-сайте и в мобильном приложении, а также может быть выведен на печать пассажиром на персональном принтере. Например, формат pdf.
7.31 Электронный проездной документ на пригородный поезд может направляться пассажиру в электронном виде посредством цифровых технологий передачи данных или формироваться напрямую в приложении на мобильном устройстве. Сформированный электронный проездной документ на пригородный поезд может отображаться на мобильных устройствах пассажира в виде бланка либо с использованием системы отображения линейного или 2D штрихового кода.
7.32 Пассажиру должна быть доступна услуга отказа от электронной регистрации в личном кабинете на интернет-сайте и в мобильном приложении не позднее одного часа до отправления поезда (вагона в составе поезда) с начальной станции маршрута следования.
7.33 Пассажир должен иметь возможность возврата проездного документа, оформленного через личный кабинет на интернет-сайте и в мобильном приложении (за исключением проездных документов на пригородные поезда без предоставления мест), если такой возврат допускается правилами перевозок пассажиров [2].
7.34 При оформлении возврата на интернет-сайте и в мобильном приложении пассажиру должна быть доступна возможность возврата как всего заказа, так и конкретного проездного документа из заказа.
Примечание - Возврат конкретного проездного документа может быть невозможен в случае, если при оформлении заказа была получена скидка, зависящая от количества пассажиров, или особые условия проезда на весь заказ.
7.35 Порядок возврата пассажиру денежных средств за отмененную или нереализованную поездку должен быть установлен организационно-правовыми документами перевозчика и/или владельца инфраструктуры и доступен пассажиру для ознакомления на интернет-сайте и в мобильном приложении.
7.36 После оформления возврата проездного документа, он должен быть недоступен для загрузки (сохранения на устройстве) и распечатки через интернет-сайт и мобильное приложение.

8 Требования к оформлению дополнительных услуг с помощью интернет-сайта и мобильного приложения

8.1 На интернет-сайте и в мобильном приложении рекомендовано предоставлять пассажиру возможность воспользоваться следующими дополнительными услугами:
- отслеживание фактического движения пассажирского поезда;
- розыск забытых на объектах железнодорожного транспорта вещей;
- формирование заявки на оформление бонусной карты;
- формирование заявки на оформление транспортной карты.
8.2 В личном кабинете на интернет-сайте и в мобильном приложении пассажир может оформить дополнительные услуги для получения их во время совершения поездки:
- одновременно с оформлением проездного документа;
- к электронному билету, купленному ранее (в личном кабинете пользователя).
Примечание - Если пассажир оформил возврат проездного документа, то оформленные к нему дополнительны услуги будут отменены.
8.3 В личном кабинете на интернет-сайте в качестве дополнительных к проездному документу пассажиру могут быть доступны для оформления услуги в соответствии с таблицей 8.1.

Таблица 8.1 - Дополнительные услуги, доступные для оформления на интернет-сайте

Услуга
Сроки оформления
Условия предоставления
Полис добровольного страхованияДо начала поездкиПо желанию пассажира
Перевозка багажа:- мелких домашних животных- ручной клади за дополнительную плату сверх установленных правилами [2] норм- негабаритного багажа на особых условияхНе позднее чем за 1 ч до отправления поезда со станции посадки пассажираВ соответствии с правилами [2]
Перевозка багажа в багажных купеНе позднее чем за 24 ч до отправления поезда (вагона в составе поезда) с начальной станции маршрутаПри наличии багажного купе в данном поезде
Перевозка личных автомобилей в специализированных вагонахНе позднее чем за 24 ч до отправления поезда (вагона в составе поезда) с начальной станции его маршрутаПри наличии данной услуги на маршруте следования пассажира и свободных мест
Сопровождение маломобильных пассажировНе позднее чем за 24 ч до отправления поезда со станции посадки пассажираПри наличии услуги на маршруте следования пассажира
Заказ и/или выбор питания в пути следованияНе позднее чем за 24 ч до отправления поезда (вагона в составе поезда) со станции отправления пассажираПри наличии услуги (вагона-ресторана) в поезде
Заказ такси в пункте назначенияВ пути следования поездаПри наличии услуги в пункте назначения пассажира
8.4 При оформлении услуги перевозки багажа на интернет-сайте должен быть сформирован электронный перевозочный документ, а пассажиру выслан на электронную почту и доступен в личном кабинете контрольный купон электронной багажной квитанции с реквизитами перевозки и нанесенным 2D штриховым кодом.
Примечание - Форма представления электронной багажной квитанции должна позволять распечатать ее на бумаге формата А4.
8.5 Полная стоимость дополнительной услуги должна быть отображена на интернет-сайте до перехода к ее оплате.
8.6 Если услуга была оформлена пассажиром, но не оплачена в отведенный для этого период времени (после предварительного информирования пассажира о длительности этого периода), то на интернет-сайте и в мобильном приложении должна быть предусмотрена возможность сохранения параметров заказа для возможности формирования нового заказа (при условии доступности услуги на момент повторного оформления) с указанными параметрами и последующей оплаты.
8.7 Отказ от оформленной дополнительной услуги пассажир может оформить не позднее чем за 1 ч до отправления поезда (вагона в составе поезда) с начальной станции маршрута следования в соответствии с правилами [2].
8.8 Порядок возврата пассажиру денежных средств за отмененные или неполученные услуги должен быть установлен организационно-правовыми документами перевозчика и/или владельца инфраструктуры и доступен пассажиру для ознакомления на интернет-сайте и в мобильном приложении.

9 Требования к возможностям оплаты услуг с помощью интернет-сайта и мобильного приложения

9.1 Безопасность процедуры оплаты проездных и перевозочных документов, а также дополнительных услуг на интернет-сайте и в мобильном приложении должна быть обеспечена применением средств шифрования трафика (SSL).