(Действующий) Межгосударственный стандарт ГОСТ 34394-2018 "Локомотивы и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Класс функциональной пожарной опасности ТПС
Показатели пожарной опасности*(1) декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов, не опаснее*(2)
для стен и потолков
для покрытия полов
Г1, В1, Д2, Т2, РП1
Г1, В2, Д2, Т2, РП1
Г1, В2, Д2, Т2, РП1
Г2, В2, Д3, Т2, РП2
Г1, В1, Д2, Т2, РП1
Г1, В2, Д2, Т2, РП1
Г1, В1, Д2, Т2, РП1
Г1, В2, Д2, Т2, РП1
Г2, В2, Д3, Т2, РП2
Г2, В2, Д3, Т2, РП2
*(1) Номенклатура в соответствии с требованиями национальных нормативных документов*.*(2) Показатель группы токсичности определяют при времени экспозиции 30 мин.
* В Российской Федерации действует Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (статья 13, части 4-10).
5.4 Места сопряжения противопожарных перегородок с другими ограждающими конструкциями (крыша, боковые стены) должны иметь предел огнестойкости не менее предела огнестойкости сопрягаемых преград. Конструктивное исполнение мест сопряжения противопожарных перегородок должно исключать возможность распространения пожара в обход этих преград.
Двери глухие и с остеклением менее 25 %, устанавливаемые в противопожарных перегородках, должны иметь предел огнестойкости не менее EI 15, двери с остеклением более 25 %, устанавливаемые в противопожарных перегородках, должны иметь предел огнестойкости не менее EIW 15.
5.5 Каркасы подвесных потолков в кабинах машинистов ТПС классов функциональной пожарной опасности Р1.1, Р1.2, Р2.1, Р2.2, Р2.3, Р3.1, Р3.2, а также в пассажирских салонах МВПС классов функциональной пожарной опасности Р2.1-Р2.5 должны быть выполнены из негорючих (НГ) материалов по ГОСТ 30244.
Каркасы подвесных потолков в кабинах машинистов ТПС других классов функциональной пожарной опасности допускается выполнять из материалов группы Г1 по ГОСТ 30244.
5.6 Заделка отверстий в местах прохода через противопожарные перегородки вентиляционного канала, кабельных коробов, труб и т.п. должна удовлетворять требованиям по огнестойкости противопожарных преград, изложенным в таблице 1.
5.7 Междуэтажное перекрытие двухэтажного вагона МВПС должно иметь предел огнестойкости не менее REI 30 по ГОСТ 30247.1.
5.8 Заполнение проемов в противопожарных перегородках следует выполнять в соответствии с требованиями национальных нормативных документов*(1).
5.9 Переходные площадки (переходные мостики) между секциями локомотивов и между вагонами моторвагонного подвижного состава, а также эвакуационные лестницы двухэтажных вагонов должны иметь предел огнестойкости не менее R 15 по ГОСТ 30247.1.
5.10 Каркас сидений ТПС, включая кресло машиниста, должен быть из материалов группы НГ по ГОСТ 12.1.044, обивка сидений ТПС, включая кресло машиниста, должна быть из трудновоспламеняемых материалов, слабо распространяющих пламя, в соответствии с требованиями национальных нормативных документов*(2), теплозвукоизоляция кузова не должна быть опаснее показателей, приведенных в таблице 1 для соответствующего класса ТПС.
──────────────────────────────
*(1) В Российской Федерации действует Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (таблицы 23 и 24 Приложения).
*(2) В Российской Федерации действует Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (статья 13, части 7, 8).
5.11 Требования таблиц 1 и 2 не распространяются на мелкие детали (крючки, втулки, таблички) и другие мелкие детали массой не более 100 г каждая, а также уплотнительные, клеевые и герметизирующие материалы, щитки фотосхем, рассеиватели светильников, элементы конструкции пола (изоляцию, обрешетку, настил), кроме напольного покрытия.

6 Требования к силовым установкам, электрооборудованию, проводам и кабелям

6.1 Требования к силовым установкам и электрооборудованию
6.1.1 ТПС классов функциональной пожарной опасности Р1.1, Р1.3, Р2.1, Р2.3, Р2.4, Р3.1, Р3.3, Р4.1 комплектуют двигателями внутреннего сгорания, которые должны по пожарной безопасности соответствовать требованиям национальных нормативных документов*(3).
6.1.2 При установке двигателя внутреннего сгорания под полом ТПС класса функциональной пожарной опасности Р2.1, Р2.3, Р2.4 конструкция пола должна иметь предел огнестойкости не менее EI 30 по ГОСТ 30247.1.
6.1.3 Температура нагрева поверхности защитных кожухов выпускной системы ТПС классов функциональной пожарной опасности Р1.1, Р2.1, Р3.1, Р3.3, Р4.1 не должна превышать 80 % наименьшей температуры самовоспламенения применяемого топлива.
6.1.4 Конструкция выпускной системы ТПС классов функциональной пожарной опасности Р1.1, Р1.3, Р2.1, Р2.3, Р2.4, Р3.1, Р3.3, Р4.1 должна обеспечивать температуру выхлопных (выпускных) газов, замеренную на его верхнем контуре габарита очертания, не более 400 °С.
6.1.5 ТПС классов функциональной пожарной опасности Р1.1, Р1.3, Р2.1, Р2.3, Р2.4, Р3.1, Р3.3, Р4.1 необходимо оснащать искрогасителями, которые должны соответствовать требованиям национальных нормативных документов*(4), или другими устройствами, обеспечивающими искрогашение.
──────────────────────────────
*(3) В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55230-2012 (ИСО 6826:1997) "Двигатели судовые, тепловозные и промышленные. Требования к пожарной безопасности".
*(4) В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53323-2009 "Огнепреградители и искрогасители. Общие технические требования. Методы испытаний".
6.1.6 Электрооборудование ТПС по пожарной безопасности должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.007.0 (пункт 3.1.10).
6.1.7 Допустимое превышение температуры (при температуре окружающего воздуха 45 °С) частей тяговых электрических аппаратов не должно превышать значений, установленных национальными нормативными документами*.
──────────────────────────────
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55882.1-2013 (МЭК 60077-1:1999) "Электрооборудование железнодорожного подвижного состава. Часть 1. Общие условия эксплуатации и технические условия" (таблицы 8 и 9).
6.1.8 Температура элементов тяговых трансформаторов и реакторов не должна превышать предельных значений, установленных требованиями ГОСТ 33324.
6.1.9 Расположенные в кабине машиниста электрические шкафы с силовым электрооборудованием должны иметь предел огнестойкости не менее EI 30 по ГОСТ 30247.1.
6.1.10 Для обеспечения взрывозащиты аккумуляторных боксов (отсеков) они должны быть оборудованы вентиляцией. Объемная концентрация водорода в аккумуляторных боксах (отсеках) вследствие выделения водорода во время зарядки аккумуляторной батареи не должна превышать 0,7 % об.
6.2 Требования к проводам и кабелям
6.2.1 Электропроводка должна быть выполнена с применением кабельных изделий с показателями пожарной опасности не опаснее, чем приведенные в таблице 3, и отвечать требованиям пожарной безопасности по ГОСТ 31565 (раздел 5).

Таблица 3 - Область применения и класс пожарной опасности кабельных изделий

Область применения
Класс пожарной опасности по ГОСТ 31565, не опаснее
Аварийное освещение, пожарная сигнализация и пожаротушение, средства оповещения о пожаре, внутрипоездная связь
П1б.7.1.2.1
П1б.7.2.2.2
Основное освещение и другие электрические цепи, проложенные в кабине машиниста и пассажирских салонах, отключаемые при аварийной ситуации
П1б.8.1.2.1
П1б.8.2.2.2
Электрические цепи, проложенные вне кабины машиниста и пассажирских салонов
O1.8.2.5.4
П1б.8.2.5.4
6.2.2 Высоковольтные провода цепей с напряжением свыше 1000 В должны быть проложены отдельно от низковольтных.
6.2.3 В местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через конструкции с нормируемым пределом огнестойкости должны быть предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций.

7 Требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования

7.1 Электрокалориферы (электропечи) должны быть оборудованы автоматическими терморегуляторами.
7.2 Воздуховоды, вентиляционные (воздушные) камеры и элементы креплений (подвески) конструкций воздуховодов ТПС классов функциональной пожарной опасности Р2.1, Р2.2 и Р2.3 должны быть изготовлены из материалов группы НГ по ГОСТ 30244.
Допускается использование воздуховодов из материалов группы горючести Г1 по ГОСТ 30244, которые не должны пересекать противопожарные преграды с пределом огнестойкости, нормируемым по 5.2.
7.3 В ТПС классов функциональной пожарной опасности Р2.1, Р2.2 и Р2.3 следует предусматривать установку противопожарных нормально открытых клапанов при пересечении воздуховодами противопожарной преграды и ограждающей конструкции с нормируемыми пределами огнестойкости.
7.4 Для ТПС классов функциональной пожарной опасности Р2.1, Р2.2 и Р2.3, оборудованных автоматической пожарной сигнализацией, должно быть предусмотрено автоматическое отключение при пожаре систем вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления, а также закрытие противопожарных нормально открытых клапанов. Отключение систем вентиляции и закрытие противопожарных нормально открытых клапанов должны осуществляться по сигналам, формируемым автоматической пожарной сигнализацией.

8 Требования к автоматическим системам (установкам) пожарной сигнализации и пожаротушения

8.1 Минимальный перечень зон ТПС, подлежащих защите автоматическими системами (установками) пожарной сигнализации (АПС) и системами (установками) пожаротушения (ПТ), приведен в таблице 4.

Таблица 4 - Минимальный перечень зон ТПС, подлежащих защите АПС и ПТ

Класс функциональной пожарной опасности ТПС
Кабина машиниста
Салон пассажирский
Тамбуры и другие пассажирские зоны
Машинные помещения (отделения)
Распределительные шкафы с электрооборудованием напряжением свыше 1000 В вне кузова
Распределительные шкафы с электрооборудованием напряжением свыше 1000 В внутри кузова
Помещения с двигателями внутреннего сгорания
АПС
-
-
АПС
АПС
АПС
АПС
ПТ
ПТ
ПТ
ПТ
АПС
-
-
АПС
АПС
АПС
-
ПТ
ПТ
ПТ
АПС
-
-
АПС
АПС
АПС
АПС
ПТ
ПТ
АПС
АПС
АПС
АПС
-
-
АПС
ПТ
АПС
АПС
АПС
-
АПС
АПС
-
ПТ
ПТ
АПС
АПС
АПС
АПС
-
-
АПС
ПТ
АПС
АПС
АПС
АПС
-
-
АПС
ПТ
АПС
АПС
АПС
-
-
АПС
-
АПС
-
-
АПС
АПС
АПС
АПС
ПТ
ПТ
ПТ
ПТ
АПС
-
-
АПС
АПС
АПС
-
ПТ
ПТ
ПТ
АПС
-
-
АПС
АПС
-
АПС
ПТ
-
-
-
-
ПТ*
ПТ*
ПТ*
-
-
-
-
ПТ*
ПТ*
ПТ*
* Для локомотивов с двумя двигателями.Примечание - При отсутствии перегородок в кузове ТПС должна быть предусмотрена система (установка) объемного пожаротушения.
8.2 Электрические шкафы напряжением свыше 1000 В, установленные вне кузова ТПС, а также подвагонные ящики с электрооборудованием напряжением свыше 1000 В следует защищать автономными установками пожаротушения, исполнение которых обеспечивает выдачу сигнала о пожаре и срабатывании установки в сеть АПС ТПС.
8.3 АПС и ПТ ТПС должны соответствовать требованиям раздела 8 и приложения А настоящего стандарта, отражающим специфику ТПС.