(Действующий) Межгосударственный стандарт ГОСТ 34394-2018 "Локомотивы и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
6.1 Требования к силовым установкам и электрооборудованию
6.1.1 ТПС классов функциональной пожарной опасности Р1.1, Р1.3, Р2.1, Р2.3, Р2.4, Р3.1, Р3.3, Р4.1 комплектуют двигателями внутреннего сгорания, которые должны по пожарной безопасности соответствовать требованиям национальных нормативных документов*(3).
6.1.2 При установке двигателя внутреннего сгорания под полом ТПС класса функциональной пожарной опасности Р2.1, Р2.3, Р2.4 конструкция пола должна иметь предел огнестойкости не менее EI 30 по ГОСТ 30247.1.
6.1.3 Температура нагрева поверхности защитных кожухов выпускной системы ТПС классов функциональной пожарной опасности Р1.1, Р2.1, Р3.1, Р3.3, Р4.1 не должна превышать 80 % наименьшей температуры самовоспламенения применяемого топлива.
6.1.4 Конструкция выпускной системы ТПС классов функциональной пожарной опасности Р1.1, Р1.3, Р2.1, Р2.3, Р2.4, Р3.1, Р3.3, Р4.1 должна обеспечивать температуру выхлопных (выпускных) газов, замеренную на его верхнем контуре габарита очертания, не более 400 °С.
6.1.5 ТПС классов функциональной пожарной опасности Р1.1, Р1.3, Р2.1, Р2.3, Р2.4, Р3.1, Р3.3, Р4.1 необходимо оснащать искрогасителями, которые должны соответствовать требованиям национальных нормативных документов*(4), или другими устройствами, обеспечивающими искрогашение.
──────────────────────────────
*(3) В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55230-2012 (ИСО 6826:1997) "Двигатели судовые, тепловозные и промышленные. Требования к пожарной безопасности".
*(4) В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53323-2009 "Огнепреградители и искрогасители. Общие технические требования. Методы испытаний".
6.1.6 Электрооборудование ТПС по пожарной безопасности должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.007.0 (пункт 3.1.10).
6.1.7 Допустимое превышение температуры (при температуре окружающего воздуха 45 °С) частей тяговых электрических аппаратов не должно превышать значений, установленных национальными нормативными документами*.
──────────────────────────────
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55882.1-2013 (МЭК 60077-1:1999) "Электрооборудование железнодорожного подвижного состава. Часть 1. Общие условия эксплуатации и технические условия" (таблицы 8 и 9).
6.1.8 Температура элементов тяговых трансформаторов и реакторов не должна превышать предельных значений, установленных требованиями ГОСТ 33324.
6.1.9 Расположенные в кабине машиниста электрические шкафы с силовым электрооборудованием должны иметь предел огнестойкости не менее EI 30 по ГОСТ 30247.1.
6.1.10 Для обеспечения взрывозащиты аккумуляторных боксов (отсеков) они должны быть оборудованы вентиляцией. Объемная концентрация водорода в аккумуляторных боксах (отсеках) вследствие выделения водорода во время зарядки аккумуляторной батареи не должна превышать 0,7 % об.
6.2 Требования к проводам и кабелям
6.2.1 Электропроводка должна быть выполнена с применением кабельных изделий с показателями пожарной опасности не опаснее, чем приведенные в таблице 3, и отвечать требованиям пожарной безопасности по ГОСТ 31565 (раздел 5).

Таблица 3 - Область применения и класс пожарной опасности кабельных изделий

Область применения
Класс пожарной опасности по ГОСТ 31565, не опаснее
Аварийное освещение, пожарная сигнализация и пожаротушение, средства оповещения о пожаре, внутрипоездная связь
П1б.7.1.2.1
П1б.7.2.2.2
Основное освещение и другие электрические цепи, проложенные в кабине машиниста и пассажирских салонах, отключаемые при аварийной ситуации
П1б.8.1.2.1
П1б.8.2.2.2
Электрические цепи, проложенные вне кабины машиниста и пассажирских салонов
O1.8.2.5.4
П1б.8.2.5.4
6.2.2 Высоковольтные провода цепей с напряжением свыше 1000 В должны быть проложены отдельно от низковольтных.
6.2.3 В местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через конструкции с нормируемым пределом огнестойкости должны быть предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций.

7 Требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования

7.1 Электрокалориферы (электропечи) должны быть оборудованы автоматическими терморегуляторами.
7.2 Воздуховоды, вентиляционные (воздушные) камеры и элементы креплений (подвески) конструкций воздуховодов ТПС классов функциональной пожарной опасности Р2.1, Р2.2 и Р2.3 должны быть изготовлены из материалов группы НГ по ГОСТ 30244.
Допускается использование воздуховодов из материалов группы горючести Г1 по ГОСТ 30244, которые не должны пересекать противопожарные преграды с пределом огнестойкости, нормируемым по 5.2.
7.3 В ТПС классов функциональной пожарной опасности Р2.1, Р2.2 и Р2.3 следует предусматривать установку противопожарных нормально открытых клапанов при пересечении воздуховодами противопожарной преграды и ограждающей конструкции с нормируемыми пределами огнестойкости.
7.4 Для ТПС классов функциональной пожарной опасности Р2.1, Р2.2 и Р2.3, оборудованных автоматической пожарной сигнализацией, должно быть предусмотрено автоматическое отключение при пожаре систем вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления, а также закрытие противопожарных нормально открытых клапанов. Отключение систем вентиляции и закрытие противопожарных нормально открытых клапанов должны осуществляться по сигналам, формируемым автоматической пожарной сигнализацией.

8 Требования к автоматическим системам (установкам) пожарной сигнализации и пожаротушения

8.1 Минимальный перечень зон ТПС, подлежащих защите автоматическими системами (установками) пожарной сигнализации (АПС) и системами (установками) пожаротушения (ПТ), приведен в таблице 4.

Таблица 4 - Минимальный перечень зон ТПС, подлежащих защите АПС и ПТ

Класс функциональной пожарной опасности ТПС
Кабина машиниста
Салон пассажирский
Тамбуры и другие пассажирские зоны
Машинные помещения (отделения)
Распределительные шкафы с электрооборудованием напряжением свыше 1000 В вне кузова
Распределительные шкафы с электрооборудованием напряжением свыше 1000 В внутри кузова
Помещения с двигателями внутреннего сгорания
АПС
-
-
АПС
АПС
АПС
АПС
ПТ
ПТ
ПТ
ПТ
АПС
-
-
АПС
АПС
АПС
-
ПТ
ПТ
ПТ
АПС
-
-
АПС
АПС
АПС
АПС
ПТ
ПТ
АПС
АПС
АПС
АПС
-
-
АПС
ПТ
АПС
АПС
АПС
-
АПС
АПС
-
ПТ
ПТ
АПС
АПС
АПС
АПС
-
-
АПС
ПТ
АПС
АПС
АПС
АПС
-
-
АПС
ПТ
АПС
АПС
АПС
-
-
АПС
-
АПС
-
-
АПС
АПС
АПС
АПС
ПТ
ПТ
ПТ
ПТ
АПС
-
-
АПС
АПС
АПС
-
ПТ
ПТ
ПТ
АПС
-
-
АПС
АПС
-
АПС
ПТ
-
-
-
-
ПТ*
ПТ*
ПТ*
-
-
-
-
ПТ*
ПТ*
ПТ*
* Для локомотивов с двумя двигателями.Примечание - При отсутствии перегородок в кузове ТПС должна быть предусмотрена система (установка) объемного пожаротушения.
8.2 Электрические шкафы напряжением свыше 1000 В, установленные вне кузова ТПС, а также подвагонные ящики с электрооборудованием напряжением свыше 1000 В следует защищать автономными установками пожаротушения, исполнение которых обеспечивает выдачу сигнала о пожаре и срабатывании установки в сеть АПС ТПС.
8.3 АПС и ПТ ТПС должны соответствовать требованиям раздела 8 и приложения А настоящего стандарта, отражающим специфику ТПС.
8.4 АПС должна обеспечить обнаружение пожара на ТПС по факторам повышения температуры и наличия дыма и оповещение о месте его возникновения. В помещениях с двигателями внутреннего сгорания и в блоках пуско-тормозных резисторов обнаружение пожара допускается только по признаку повышения температуры.
8.5 ПТ должны обеспечивать ликвидацию пожаров твердых горючих веществ и материалов; горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов; горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением, при боковом со стороны ТПС ветре (скорость - не менее 5 м/с).
8.6 Огнетушащее вещество ПТ должно соответствовать требованиям национальных нормативных документов*.
8.7 Приборы приемно-контрольные пожарные (ППКП) и приборы пожарные управления (ППУ) и извещатели пожарные (ПИ), применяемые в ТПС, должны соответствовать группе механического исполнения М25 по ГОСТ 30631 и сохранять работоспособность после воздействия ударов и вибрации в соответствии с требованиями национальных нормативных документов**.
8.8 ППКП, ППУ и ПИ должны быть устойчивы к воздействию электростатических разрядов для степени жесткости 3 согласно требованиям национальных нормативных документов***.
──────────────────────────────
* В Российской Федерации действует Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (статья 102).
** В Российской Федерации действует ГОСТ Р 54434-2011 "Оборудование железнодорожного подвижного состава. Испытания на удар и вибрацию".
*** В Российской Федерации действует ГОСТ Р 50009-2000 "Совместимость технических средств электромагнитная. Технические средства охранной сигнализации. Требования и методы испытаний".
Климатическое исполнение ППКП, ППУ и ПИ должно соответствовать климатическому исполнению электрооборудования ТПС по ГОСТ 15150 с учетом климатических условий эксплуатации ТПС.
8.9 Степень защиты оболочки ППКП и ППУ должна быть не ниже IP44 по ГОСТ 14254, пульта дистанционного пуска - IP 54 по ГОСТ 14254.

9 Требования к обеспечению безопасных условий эвакуации людей при пожаре

9.1 В качестве эвакуационных выходов из ТПС должны служить входные двери.
9.2 ТПС всех классов функциональной пожарной опасности должны быть оборудованы аварийными выходами в соответствии с требованиями 9.3 и 9.4.
9.3 Требования к эвакуационным и аварийным выходам из ТПС приведены в таблице 5.

Таблица 5 - Требования к эвакуационным и аварийным выходам из ТПС