Действующий
3.13истирание асфальтобетонного покрытия: Процесс уменьшения его толщины под воздействием колес движущихся транспортных средств в комплексе с влиянием неблагоприятных климатических условий.
3.14 потеря шероховатости: Недостаточное сопротивление движению (коэффициент сцепления ниже требуемого) в результате процесса полируемости каменных материалов покрытия, «выпотевания битума», образования на покрытии пленки (слоя) из материалов с низким коэффициентом сцепления.
3.15 шелушение поверхности цементобетонного покрытия: Разрушение поверхности на глубину до 30 мм за счет отслаивания тонких пленок и чешуек материала в результате недостаточной морозостойкости бетона, нарушения технологии производства строительных работ, применения противогололедных реагентов.
3.16 выбоины: Локальные разрушения поверхности покрытия в виде углублений разной формы с резко выраженными краями.
П р и м е ч а н и е – Выбоины являются следствием образования и развития сетки трещин, действия шины с шипами, нарушения технологии производства работ, недостаточной прочности покрытия.
3.17 проломы: Разрушения дорожной одежды на всю толщину на отдельных участках разной площади, растрескивание покрытия на отдельные блоки с просадкой их части в результате резкого снижения прочности земляного полотна, недостаточной прочности дорожной одежды, воздействия ненормативной нагрузки.
3.18 нарушение ровности цементобетонного покрытия: Нарушения в технологии бетонирования, выпучивание покрытия в швах расширения или сжатия, качание плит, образование перекосов плит в продольном и поперечном направлениях в результате конструктивных нарушений, воздействия нерасчетных нагрузок и интенсивности движения, нарушения прочности основания и земляного полотна и т.д.
3.19 сколы кромок и разрушения в зоне швов цементобетонных покрытий: Местные разрушения из-за засорения швов твердыми предметами, отсутствия в швах герметика, низкого качества бетона и т.д.
3.20 «гребенка» на покрытии: Нарушение ровности в виде чередования поперечных выступов и углублений с плавными очертаниями переходов.
П р и м е ч а н и е – «Гребенка» является следствием возникновения в материале покрытия недопустимых сдвигающих напряжений, низкой сдвигоустойчивости материала покрытия, воздействия повышенной положительной температуры, повышенной влажности материала покрытия (дороги с переходными и низшими типами покрытий).
3.21 пылимость: Разрушение поверхности покрытия с образованием на нем слоя мелкодисперсного материала (частицы менее 1 мм), образующегося под действием температуры, воды и колес движущихся автомобилей.
Лесные дороги по назначению подразделяются на лесовозные лесные дороги и лесохозяйственные лесные дороги согласно разделу 4 СП 288.1325800.2016.
Лесовозные лесные дороги подразделяются на дороги постоянного действия и временные со сроком действия до трех лет. В свою очередь дороги временного действия подразделяются по временам года на зимние и летние согласно СП 288.1325800.
Лесохозяйственные лесные дороги проектируются и строятся как дороги постоянного действия без сезонного подразделения.
Территориально лесные дороги расположены в государственном лесном фонде России, и их учет и мониторинг должен осуществляться на основании действующего лесного законодательства и подзаконных актов государственных органов исполнительной власти по управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Учет и мониторинг лесных дорог, расположенных в государственном лесном фонде в соответствии с лесным законодательством осуществляется при разработке лесных планов и лесохозяйственных регламентов, проведении лесоустройства, разработке проекта освоения лесов в рамках договора аренды лесного участка.
При таксации лесов приводят описание всех дорог, проходящих через каждый лесной квартал. Для каждой дороги указывают назначение (лесная: лесохозяйственная, лесовозная; общего пользования), тип (железная дорога широкой или узкой колеи, автомобильная дорога с искусственным покрытием, грунтовая дорога круглогодового или сезонного действия, постоянная канатная дорога, лежневая дорога, лесоспуск), ширину трассы и земляного полотна, протяженность и состояние дороги. Указывают также наличие и состояние мостов и других дорожных сооружений. Все дороги отображаются на картах лесов.
6.1.1 Габаритные значения транспортных средств (ТС) и интенсивность движения на лесных дорогах приведены в таблице1.
Показатели | Категории лесных дорог | |||||
I-ЛВ | II-ЛВ | III-ЛВ | IV-ЛВ | I-ЛХ | II-ЛХ | |
Интенсивность движения транспорта, ед. в сутки | Более200 | 100 –200 | 50–100 | Менее50 | 50–100 | Менее50 |
Максимальная габаритная ширина ТС,м | 3,2 | 3,2 | 3,2 | 2,55 | ||
Максимальная длина ТС, м | 30 | 30 | 30 | 20 |
6.1.2 Типы дорожной одежды в зависимости от категории лесных дорог постоянного действия приведены в таблице 2 согласно СП 288.1325800.
Наимено- вание показыва- ется | Категории лесных дорог | |||||
I-ЛВ | II-ЛВ | III-ЛВ | IV-ЛВ | I-ЛХ | II-ЛХ | |
Тип дорожной одежды | Капитальный облегченный | Переходный | Низший | Низший | Переход- ный | Низший |
6.1.3 Рекомендуемые области применения типов дорожного покрытия лесных дорог временного действия приведены в таблице 3.
Тип дорожного покрытия | Область применения |
Колейное из деревянных инвентарных колесопроводов | Участки III типа местности со слабыми минеральными грунтами, заболоченные участки со слоем торфа до 2 м. Лесовозные поезда общей массой до 60 т |
Колейное из железобетонных плит | Участки III типа местности со слабыми минеральными грунтами, заболоченные участки со слоем торфа до 2 м. Лесовозные поезда общей массой до 60 т |
Гравийное, уложенное на земляное полотно с хворостяной выстилкой | Участки III типа местности и со слабыми минеральными грунтами при наличии песчано-гравийных материалов в радиусе до 5 км. Лесовозные поезда общей массой до 40 т |
Из местного грунта, улучшенного добавками | Участки II типа местности и со слабыми минеральными грунтами при наличии глинистых грунтов, мелкозернистого песка с расстоянием подвозки до 5 км. Лесовозные поезда общей массой до 40 т |
Грунтовое | Участки I типа местности, скалистые грунты, песчаные грунты, супеси с примесью гравия или щебня. Лесовозные поезда общей массой до 40 т в летний и зимний периоды года |
П р и м е ч а н и е – Типы местности по характеру увлажнения по СП 34.13330. |
6.1.4 Расчетные значения скоростей движения транспортных средств и осевых нагрузок и полной массы автопоездов приведены в разделе 6 СП 288.1325800.2016.
6.1.5 Значения ширины проезжей части и обочин лесных дорог на прямых участках приведены в таблице 4.
Категория автомобильных дорог | Число полос движения | Ширина проезжей части лесных дорог при ширине транспортного средства, м | Ширина обочин лесовозных веток при ширине транспортного средства, м | ||
до 2,5 | от2,5 до 3,5 | до 2,5 | от 3,0 до 3,5 | ||
I-ЛВ | 2 | 7,5 | 7,5–10,5 | 1,5 | 1,5 |
II-ЛВ | 2/1 | 7,0 | 7,0–9,5 | 1,5 | 1,5 |
III-ЛВ, I-ЛХ | 1 | 4,5 | 4,5–5,5 | 1,0 | 1,0 |
IV-ЛВ, II-ЛХ | 1 | 4,5 | 4,5–5,5 | 1,0 | 1,0 |
П р и м е ч а н и е – Для промежуточных значений габаритов автомобилей по ширине минимальные значения параметров поперечного профиля определяются интерполяцией с округлением в большую сторону до 0,5 м. |
6.2.1 К основным транспортно-эксплуатационным показателям лесной дороги относятся следующие показатели: скорость, безопасность и удобство движения; пропускная способность; допустимая для пропуска осевая нагрузка, общая масса и габариты лесовозных автопоездов, а также экологическая безопасность.
6.2.2 Степень соответствия состояния дорог показателям безопасности движения оценивается в соответствии с ГОСТ Р 50597 по величинам коэффициента относительной аварийности (или коэффициента происшествий) и коэффициента безопасности для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года, которые приведены в [11]. В процессе эксплуатации рекомендуется соблюдать соответствие показателей безопасности движения показателям для неопасных участков, в том числе и в неблагоприятные периоды года, но не ниже показателей для малоопасных участков. Показатели безопасности движения приведены в таблице 5.
Показатели безопасности движения | Величины показателей по степени опасности участков дорог | |||
неопасный | мало опасный | опасный | очень опасный | |
Коэффициент безопасности | Более 0,8 | 0,6–0,8 | 0,4–0,6 | < 0,4 |
Коэффициент относительной аварийности: | ||||
- вне населенных пунктов | Менее 0,3 | 0,3–0,7 | 0,7–1,3 | Более 1,3 |
- в населенных пунктах | Менее 0,4 | 0,4–0,9 | 0,9–1,5 | Более 1,5 |