(Действующий) СП 318.1325800.2017 Дороги лесные...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Территориально лесные дороги расположены в государственном лесном фонде России, и их учет и мониторинг должен осуществляться на основании действующего лесного законодательства и подзаконных актов государственных органов исполнительной власти по управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Лесные дороги являются объектом лесной инфраструктуры [6].
Учет и мониторинг лесных дорог, расположенных в государственном лесном фонде в соответствии с лесным законодательством осуществляется при разработке лесных планов и лесохозяйственных регламентов, проведении лесоустройства, разработке проекта освоения лесов в рамках договора аренды лесного участка.
При таксации лесов приводят описание всех дорог, проходящих через каждый лесной квартал. Для каждой дороги указывают назначение (лесная: лесохозяйственная, лесовозная; общего пользования), тип (железная дорога широкой или узкой колеи, автомобильная дорога с искусственным покрытием, грунтовая дорога круглогодового или сезонного действия, постоянная канатная дорога, лежневая дорога, лесоспуск), ширину трассы и земляного полотна, протяженность и состояние дороги. Указывают также наличие и состояние мостов и других дорожных сооружений. Все дороги отображаются на картах лесов.
При проведении мониторинга используют:
  • данные спутниковых изображений местности;
  • данные метеонаблюдений;
  • визуальный осмотр состояния дороги;
  • отчеты эксплуатирующих организаций о состоянии дороги;
  • инструментальную съемку состояния дороги.

6. Организацияэксплуатации лесных дорог

6.1 Эксплуатационные показатели лесных дорог

6.1.1 Габаритные значения транспортных средств (ТС) и интенсивность движения на лесных дорогах приведены в таблице1.
Т а б л и ц а 1
Показатели
Категории лесных дорог
I-ЛВ
II-ЛВ
III-ЛВ
IV-ЛВ
I-ЛХ
II-ЛХ
Интенсивность движения транспорта, ед. в сутки
Более200
100 –200
50–100
Менее50
50–100
Менее50
Максимальная габаритная ширина ТС,м
3,2
3,2
3,2
2,55
Максимальная длина ТС, м
30
30
30
20
6.1.2 Типы дорожной одежды в зависимости от категории лесных дорог постоянного действия приведены в таблице 2 согласно СП 288.1325800.
Т а б л и ц а 2
Наимено-
вание
показыва-
ется
Категории лесных дорог
I-ЛВ
II-ЛВ
III-ЛВ
IV-ЛВ
I-ЛХ
II-ЛХ
Тип
дорожной
одежды
Капитальный
облегченный
Переходный
Низший
Низший
Переход-
ный
Низший
6.1.3 Рекомендуемые области применения типов дорожного покрытия лесных дорог временного действия приведены в таблице 3.
Т а б л и ц а 3
Тип дорожного покрытия
Область применения
Колейное из деревянных
инвентарных
колесопроводов
Участки III типа местности со слабыми минеральными грунтами, заболоченные участки со слоем торфа до 2 м.
Лесовозные поезда общей массой до 60 т
Колейное из
железобетонных плит
Участки III типа местности со слабыми минеральными грунтами, заболоченные участки со слоем торфа до 2 м.
Лесовозные поезда общей массой до 60 т
Гравийное, уложенное на
земляное полотно с
хворостяной выстилкой
Участки III типа местности и со слабыми минеральными грунтами при наличии песчано-гравийных материалов в радиусе до 5 км. Лесовозные поезда общей массой до 40 т
Из местного грунта,
улучшенного добавками
Участки II типа местности и со слабыми минеральными грунтами при наличии глинистых грунтов, мелкозернистого песка с расстоянием подвозки до 5 км.
Лесовозные поезда общей массой до 40 т
Грунтовое
Участки I типа местности, скалистые грунты, песчаные грунты, супеси с примесью гравия или щебня. Лесовозные поезда общей массой до 40 т в летний и зимний периоды года
П р и м е ч а н и е – Типы местности по характеру увлажнения по СП 34.13330.
6.1.4 Расчетные значения скоростей движения транспортных средств и осевых нагрузок и полной массы автопоездов приведены в разделе 6 СП 288.1325800.2016.
6.1.5 Значения ширины проезжей части и обочин лесных дорог на прямых участках приведены в таблице 4.
Т а б л и ц а 4
Категория
автомобильных
дорог
Число
полос
движения
Ширина проезжей части
лесных дорог при ширине
транспортного средства, м
Ширина обочин
лесовозных веток при
ширине транспортного
средства, м
до 2,5
от2,5 до 3,5
до 2,5
от 3,0 до 3,5
I-ЛВ
2
7,5
7,5–10,5
1,5
1,5
II-ЛВ
2/1
7,0
7,0–9,5
1,5
1,5
III-ЛВ, I-ЛХ
1
4,5
4,5–5,5
1,0
1,0
IV-ЛВ, II-ЛХ
1
4,5
4,5–5,5
1,0
1,0
П р и м е ч а н и е – Для промежуточных значений габаритов автомобилей по ширине минимальные значения параметров поперечного профиля определяются интерполяцией с округлением в большую сторону до 0,5 м.

6.2 Показатели транспортно–эксплуатационного состояния лесных дорог и дорожных сооружений

6.2.1 К основным транспортно-эксплуатационным показателям лесной дороги относятся следующие показатели: скорость, безопасность и удобство движения; пропускная способность; допустимая для пропуска осевая нагрузка, общая масса и габариты лесовозных автопоездов, а также экологическая безопасность.
6.2.2 Степень соответствия состояния дорог показателям безопасности движения оценивается в соответствии с ГОСТ Р 50597 по величинам коэффициента относительной аварийности (или коэффициента происшествий) и коэффициента безопасности для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года, которые приведены в [11]. В процессе эксплуатации рекомендуется соблюдать соответствие показателей безопасности движения показателям для неопасных участков, в том числе и в неблагоприятные периоды года, но не ниже показателей для малоопасных участков. Показатели безопасности движения приведены в таблице 5.
Т а б л и ц а 5
Показатели безопасности
движения
Величины показателей по степени опасности участков дорог
неопасный
мало опасный
опасный
очень опасный
Коэффициент безопасности
Более 0,8
0,6–0,8
0,4–0,6
< 0,4
Коэффициент относительной
аварийности:
- вне населенных пунктов
Менее 0,3
0,3–0,7
0,7–1,3
Более 1,3
- в населенных пунктах
Менее 0,4
0,4–0,9
0,9–1,5
Более 1,5
6.2.3 При превышении указанных показателей проводят детальную оценку безопасности движения с выявлением мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и разработкой мероприятий по повышению безопасности движения посредством ремонта и содержания дорог.

6.3 Порядок пользования лесными дорогами и их охрана

6.3.1 Автомобильные лесные дороги являются дорогами необщего пользования, поэтому для обеспечения безопасности движения по ним владелец дороги, не зависимо от формы собственности, должен обеспечить запрет въезда на дороги транспортных средств, не участвующих в процессе освоения, охраны, защиты и воспроизводства лесных участков, прилегающих к дорожной сети необщего пользования [3].
6.3.2 Автомобильные лесные дороги, в целях сохранности их технического состояния, закрывают для движения лесовозного транспорта или ограничивают движение на период весенне-осенней распутицы. Время закрытия и продолжительность ограничения движения определяет эксплуатирующая организация, в зависимости от погодных условий [3].
6.3.3 Автомобильные лесные дороги закрываются во время чрезвычайных обстоятельств и на период их устранения [9, пункт 1.1.10].
6.3.4 На дорогах с твердыми и усовершенствованными покрытиями, колейными и ледяными запрещается движение гусеничных машин по проезжей части. Гусеничные машины перевозят на трейлерах или для них устраивают специальную грунтовую дорогу в пределах полосы отвода.
6.3.5 Автомобильные лесные дороги, примыкающие к автомобильным дорогам общего назначения или пересекающие их, должны иметь покрытие, аналогичное покрытие дороги общего пользования в соответствии с СП 37.13330.
6.3.6 Организации, пользующиеся участками, примыкающими к полосе отвода лесных дорог, обязаны содержать в технически исправном состоянии и чистоте въезды с закрепленных участков или подъездных путей на лесную дорогу.
6.3.7 Застройка полосы отвода лесной дороги жилыми, общественными зданиями и складами, а так же другими сооружениями, не предусмотренными проектами, запрещается.
На полосе отвода лесных дорог без согласования с органами государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений (лесничества, лесопарки) запрещается:
  • производить строительные, геологоразведочные, горные и изыскательные работы, устраивать наземные сооружения, устанавливать дорожные знаки и указатели;
  • спускать канализационные, промышленные, мелиоративные и сточные воды в водоотводные сооружения и резервы;
  • распахивать участки, вырубать и повреждать насаждения, снимать дерн и брать грунт.
6.3.8 На автомобильных лесных дорогах запрещается повреждение проезжей части, дорожных знаков, средств регулирования и организации движения, дорожных сооружений и обустройств, разведение огня на полосе отвода и ближе 100 м от деревянных мостов.

6.4 Организации движения на лесных дорогах

6.4.1 Целью организации движения на лесных дорогах является обеспечение выполнения планов перевозки грузов и бесперебойной работы объектов лесной инфраструктуры.
6.4.2 Организация движения регламентирована разделом 7 СП 288.1325800.2016.

6.5 Организация дорожной службы

6.5.1 Дорожная служба организуется эксплуатирующей организацией дороги для содержания и ремонта эксплуатируемой сети лесных дорог. Работа дорожной службы осуществляется на основе годового плана работ по содержанию и ремонту дорог, утверждаемого руководителем организации, в состав которой входит сеть лесных дорог, если она является самостоятельной организацией.
6.5.2 Основной единицей дорожной службы является дорожно-мастерский участок, возглавляемый дорожным мастером, которому подчинены ремонтные бригады. За дорожно-мастерским участком закрепляются необходимые машины, оборудование и инструмент.