Действующий
При размещении в нише двух и более вентиляторов значения, приведенные в таблице 6.1, следует уменьшать на 15%. Установка дефлекторных пластин на выходе из вентилятора позволяет избежать прямого столкновения воздушного потока с поверхностями ниши. Вследствие этого значение при расположении вентиляторов параллельно оси тоннеля повышается на 0,1-0,15 относительно значения, приведенного в таблице 6.1 при нулевом угле между направлением выпуска воздушной струи и осью тоннеля.
6.11.1 Общий импульс , Н, струйных вентиляторов, обеспечивающий подачу в тоннель необходимого количества воздуха G, вычисляют по формуле
6.11.2 Фактическое значение импульса, развиваемое одним струйным вентилятором , вычисляют по формуле
- коэффициент, учитывающий снижение номинального импульса силы струйного вентилятора вследствие отличия средней скорости воздушного потока в тоннеле от нулевого значения, вычисляемый по формуле
- коэффициент, учитывающий снижение номинального импульса силы струйного вентилятора вследствие эффекта трения воздушного потока, выходящего из вентилятора, о поверхности обделки в своде или боковых стенах тоннеля при различном расположении вентилятора в сечении тоннеля. Значения при размещении струйного вентилятора у свода (кривая 1) и на сопряжении свода и боковой поверхности тоннеля (кривая 2) приведены на рисунке 6.8;
- коэффициент, учитывающий изменение номинального импульса силы струйного вентилятора вследствие снижения потерь на трение при отклонении выходящей воздушной струи от поверхности обделки тоннеля (рисунок 6.9);
- коэффициент, учитывающий снижение номинального импульса силы струйного вентилятора при уменьшении продольного расстояния между группами струйных вентиляторов, размещенных по длине тоннеля ниже величины 10 в случае установки вентиляторов параллельно оси тоннеля и ниже величины 6-8 при использовании дефлекторов, отклоняющих воздушную струю, выходящую из вентилятора на 5° - 10°. принимают равным 1, когда или ;
- коэффициент, учитывающий изменение номинального импульса силы струйного вентилятора в зависимости от расстояния между порталом с исходящей вентиляционной струей и местом установки ближайшего к этому порталу струйного вентилятора (рисунок 6.10).
Рисунок 6.9. – Значение коэффициента k3 в зависимости от угла отклонения воздушного потока относительно оси тоннеля для различных значений параметра р=2z/(Dт-Df)
Рисунок 6.10. – Значение коэффициента k5 в функции относительного расстояния от места установки ближайших к порталу с исходящей воздушной струей струйных вентиляторов до этого портала lпорт/Dт
6.11.3 Количество струйных вентиляторов , обеспечивающих подачу в тоннель необходимого количества воздуха G, вычисляют по формуле
Выбор типоразмера струйного вентилятора следует осуществлять с учетом габарита приближения тоннеля, возможности размещения в одном сечении не менее двух струйных вентиляторов, выполнения условия, определяющего значение продольного расстояния между местами установки вентиляторов , и резервирования необходимого количества вентиляторов для обеспечения работоспособности системы вентиляции в случае выхода из строя части из них.
При возникновении пожара в автодорожных тоннелях должна быть обеспечена скорость движения воздушного потока, превышающая некоторое критическое значение, при котором гарантируется отсутствие движения дыма и газов в направлении, противоположном направлению вентиляционного потока (рисунок 6.11).
Рисунок 6.11 – Закономерности формирования обратного вентиляционному потоку движения дыма или горячих газов при возникновении пожара в автодорожном тоннеле в зависимости от скорости воздуха
- коэффициент, учитывающий профиль тоннеля (при положительном уклоне , при отрицательном уклоне с градиентом от 0% до 6% возрастает от 1 до 1,15);
Рисунок 6.12 – Зависимость критической скорости воздушного потока от конвективной мощности пожара и уклона тоннеля i
Расход воздуха, рассчитанный по критической скорости движения воздуха, сравнивают с значениями расходов, вычисленными из условия обеспечения нормативных параметров воздушной среды в тоннеле по СО, , сажи, а также сочетания сажи и взвешенных частиц невыхлопного происхождения , определяющих нормативное значение коэффициентов ослабления . Для дальнейших расчетов выбирают наибольшую из сравниваемых величин, т.е. G = max ( , , , ).