Действующий
- коэффициент, учитывающий снижение номинального импульса силы струйного вентилятора вследствие эффекта трения воздушного потока, выходящего из вентилятора, о поверхности обделки в своде или боковых стенах тоннеля при различном расположении вентилятора в сечении тоннеля. Значения при размещении струйного вентилятора у свода (кривая 1) и на сопряжении свода и боковой поверхности тоннеля (кривая 2) приведены на рисунке 6.8;
- коэффициент, учитывающий изменение номинального импульса силы струйного вентилятора вследствие снижения потерь на трение при отклонении выходящей воздушной струи от поверхности обделки тоннеля (рисунок 6.9);
- коэффициент, учитывающий снижение номинального импульса силы струйного вентилятора при уменьшении продольного расстояния между группами струйных вентиляторов, размещенных по длине тоннеля ниже величины 10 в случае установки вентиляторов параллельно оси тоннеля и ниже величины 6-8 при использовании дефлекторов, отклоняющих воздушную струю, выходящую из вентилятора на 5° - 10°. принимают равным 1, когда или ;
- коэффициент, учитывающий изменение номинального импульса силы струйного вентилятора в зависимости от расстояния между порталом с исходящей вентиляционной струей и местом установки ближайшего к этому порталу струйного вентилятора (рисунок 6.10).
Рисунок 6.9. – Значение коэффициента k3 в зависимости от угла отклонения воздушного потока относительно оси тоннеля для различных значений параметра р=2z/(Dт-Df)
Рисунок 6.10. – Значение коэффициента k5 в функции относительного расстояния от места установки ближайших к порталу с исходящей воздушной струей струйных вентиляторов до этого портала lпорт/Dт
6.11.3 Количество струйных вентиляторов , обеспечивающих подачу в тоннель необходимого количества воздуха G, вычисляют по формуле
Выбор типоразмера струйного вентилятора следует осуществлять с учетом габарита приближения тоннеля, возможности размещения в одном сечении не менее двух струйных вентиляторов, выполнения условия, определяющего значение продольного расстояния между местами установки вентиляторов , и резервирования необходимого количества вентиляторов для обеспечения работоспособности системы вентиляции в случае выхода из строя части из них.
При возникновении пожара в автодорожных тоннелях должна быть обеспечена скорость движения воздушного потока, превышающая некоторое критическое значение, при котором гарантируется отсутствие движения дыма и газов в направлении, противоположном направлению вентиляционного потока (рисунок 6.11).
Рисунок 6.11 – Закономерности формирования обратного вентиляционному потоку движения дыма или горячих газов при возникновении пожара в автодорожном тоннеле в зависимости от скорости воздуха
- коэффициент, учитывающий профиль тоннеля (при положительном уклоне , при отрицательном уклоне с градиентом от 0% до 6% возрастает от 1 до 1,15);
Рисунок 6.12 – Зависимость критической скорости воздушного потока от конвективной мощности пожара и уклона тоннеля i
Расход воздуха, рассчитанный по критической скорости движения воздуха, сравнивают с значениями расходов, вычисленными из условия обеспечения нормативных параметров воздушной среды в тоннеле по СО, , сажи, а также сочетания сажи и взвешенных частиц невыхлопного происхождения , определяющих нормативное значение коэффициентов ослабления . Для дальнейших расчетов выбирают наибольшую из сравниваемых величин, т.е. G = max ( , , , ).
7.1 Целесообразность применения поперечной схемы вентиляции (рисунок 7.1) определяют принятыми при проектировании горнотехническими параметрами автодорожного тоннеля (протяженность, сечение, профиль трассы и т.п.), его аэродинамическими характеристиками (коэффициенты трения и местного сопротивления), метеорологической характеристикой района расположения тоннеля, а также характеристикой транспортного потока.
7.2 Вентиляционные каналы, устанавливаемые для осуществления поперечной схемы вентиляции, должны обеспечивать равномерное распределение по длине тоннеля подаваемого свежего воздуха и удаление загрязненного воздуха. Это должно достигаться выбором соответствующих размеров выпускных и вытяжных отверстий, в качестве которых могут использоваться клапаны различной конструкции и местными сопротивлениями их входа и выхода.
7.3 Для подачи свежего воздуха в тоннель и удаления загрязненного следует использовать различные конструкции вентиляционных каналов и их расположение относительно друг друга, обеспечивающие равномерные выпуск и вытяжку воздуха. В зависимости от площади сечения тоннеля и интенсивности движения транспорта допускается применять металлические вентиляционные короба, смонтированные у свода тоннеля вблизи противоположных стен тоннеля (рисунок 7.2), а также вентиляционные каналы, находящиеся внутри строительных конструкций (рисунок 7.3). Вентиляционные каналы должны иметь пределы огнестойкости, соответствующие EI 60 - для городских и негородских тоннелей и EI 12 - для подводных тоннелей.
Рисунок 7.3 – Конструкции вентиляционных каналов для автодорожных тоннелей различного сечения и количества полос для движения автотранспорта
7.4 В вентиляционных каналах по длине тоннелей должны быть выполнены проемы для установки двух типов клапанов. Через первые осуществляется подача свежего воздуха и отбор загрязненного воздуха в эксплуатационных режимах, через вторые - удаление пожарных дымовых газов. Клапаны, используемые в эксплуатационных режимах вентиляции, должны иметь площадь сечения не более 1,5-2,5 и устанавливаться на расстояниях 10-40 м друг от друга.
Площадь сечения клапанов для дымоудаления может достигать 10-15 с увеличением расстояния между ними до 100-150 м. Уточненный выбор размеров клапанов дымоудаления и расстояния между ними следует осуществлять на основании математического моделирования процесса распространения дымовых газов, зависящего от расчетной мощности пожара, температуры окружающей среды и горнотехнических параметров тоннеля. Все клапаны должны быть снабжены механизмами для их автоматического закрытия (открытия) и иметь пределы огнестойкости, соответствующие EI 60 - для городских и негородских тоннелей и EI 90 - для подводных тоннелей.
7.5 В качестве вентиляционных каналов для организации поперечной схемы вентиляции могут быть использованы сервисные тоннели, пройденные параллельно основному тоннелю (рисунок 7.4). Нагнетание в тоннель свежего воздуха и вытяжка загрязненного воздуха при этом осуществляется через сбойки, связывающие основной и сервисные тоннели.