(Действующий) СП 298.1325800.2017 Системы вентиляции тоннелей автодорожных. Правила...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
537 × 185 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 6.1 – Продольная схема вентиляции, использующая струйные вентиляторы
6.4 Конструктивные и аэродинамические параметры струйных вентиляторов (рисунок 6.3) следует выбирать по ГОСТ ISO 5802 с учетом обеспечения возможности:
- перемещения по тоннелю большого количества воздуха при небольших статических давлениях;
- 100%-ного реверсирования воздушного потока при неизменном коэффициенте полезного действия;
- совместной работы двух и более вентиляторов;
- минимальных массовых и габаритных характеристик;
- минимальных уровней шума и вибрации;
- простоты и минимальной трудоемкости технического обслуживания;
- высокой коррозионной устойчивости;
- надежности, долговечности и продолжительности службы.
601 × 293 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 6.3 – Конструктивная схема реверсивного струйного вентилятора
6.5 Выбор мест размещения струйных вентиляторов в автодорожных тоннелях определяют сечением тоннеля и его формой, габаритом приближения, зависящем от категории дороги, диаметром струйного вентилятора, протяженностью участков, занятых вентиляционными сооружениями, предназначенных для использования при авариях, возможностью сооружения специальных ниш в своде или боковой части тоннеля (рисунок 6.4) в соответствии с СП 122.13330.
611 × 506 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 6.4 – Типичные варианты расположения струйных вентиляторов в тоннеле
6.6 Струйные вентиляторы допускается устанавливать как параллельно оси тоннеля, так и под углом к горизонтальной оси, не превышающем 15°. В последнем случае струйные вентиляторы являются нереверсивными и их использование предполагает подачу воздуха только в одном направлении.
6.7 При размещении струйных вентиляторов у свода тоннеля должны выполняться следующие условия:
- расстояние между центрами струйных вентиляторов, размещаемых в сечении тоннеля  , не должно быть менее двух внутренних диаметров вентилятора  , т.е.   (рисунок 6.5);
- расстояние z, отсчитываемое от центров струйных вентиляторов до поверхности свода тоннеля, должно быть максимальным в пределах габарита приближения тоннеля;
- расстояние между группами струйных вентиляторов по длине тоннеля   при их расположении параллельно оси тоннеля и отсутствия дефлекторов не должно быть менее десяти гидравлических диаметров тоннеля  , т.е.  .
- при использовании дефлекторов, отклоняющих воздушную струю, выходящую из вентилятора на 5° - 10°, минимальное значение   может быть уменьшено до 6-8 гидравлических диаметров тоннеля  .
- минимальное расстояние от сечения, где установлены струйные вентиляторы, до портала тоннеля с исходящей воздушной струей не должно быть менее десяти гидравлических диаметров тоннеля. Сокращение этого расстояния приводит к снижению импульса силы струйных вентиляторов.
597 × 497 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 6.5 – Размещение струйных вентиляторов в нишах у свода тоннеля
6.8 При размещении струйных вентиляторов в нишах у свода тоннеля ниша должна иметь форму, минимизирующую потери давления на местные сопротивления (рисунок 6.6). Геометрические параметры ниши определяют длиной вентилятора с учетом глушителей шума и значением диаметра выходного отверстия. Отклонение геометрических параметров ниши от параметров, указанных на рисунке 6.6, приводит к снижению импульса силы струйного вентилятора.
628 × 209 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 6.6 – Размещение струйных вентиляторов в нишах у свода тоннеля
6.9 При размещении струйных вентиляторов в нише, выполненной в стенке тоннеля, учитывают следующее:
- конструкция ниши соответствует конструкции ниши у свода тоннеля;
- струйные вентиляторы размещают по высоте ниши (рисунок 6.7), при этом расстояние между центрами вентиляторов должно составлять не менее двух диаметров выходного отверстия.
682 × 443 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 6.7 – Размещение вентиляторов в боковой нише
6.10 При размещении струйных вентиляторов в нише, выполненной у свода тоннеля или в его стенке (см. рисунки 6.6, 6.7), результирующий коэффициент, учитывающий потери на трение из-за взаимодействия воздушного потока с поверхностью обделки в нише  , определяют по данным таблицы 6.1, характеризующей значения корректирующих коэффициентов для одиночного вентилятора.
Таблица 6.1 - Значение корректирующего коэффициента   при размещении вентиляторов в нише
Угол между направлением выпуска воздушной струи и осью тоннеля, град.
0.82
0
0,88
5
0,93
10
0,90
15
При размещении в нише двух и более вентиляторов значения, приведенные в таблице 6.1, следует уменьшать на 15%. Установка дефлекторных пластин на выходе из вентилятора позволяет избежать прямого столкновения воздушного потока с поверхностями ниши. Вследствие этого значение   при расположении вентиляторов параллельно оси тоннеля повышается на 0,1-0,15 относительно значения, приведенного в таблице 6.1 при нулевом угле между направлением выпуска воздушной струи и осью тоннеля.
6.11 Расчет количества струйных вентиляторов
6.11.1 Общий импульс  , Н, струйных вентиляторов, обеспечивающий подачу в тоннель необходимого количества воздуха G, вычисляют по формуле
, (6.2)
где   - рассчитывается по формуле (Ж.1);
 - площадь поперечного сечения тоннеля,  .
6.11.2 Фактическое значение импульса, развиваемое одним струйным вентилятором  , вычисляют по формуле
201 × 28 пикс.     Открыть в новом окне
, (6.3)
где   - номинальный импульс, измеренный во время стендовых испытаний;
 - коэффициент, учитывающий снижение номинального импульса силы струйного вентилятора вследствие отличия средней скорости воздушного потока   в тоннеле от нулевого значения, вычисляемый по формуле
, (6.4)
здесь   - скорость воздушного потока на выходе из струйного вентилятора, м/с;
 - коэффициент, учитывающий снижение номинального импульса силы струйного вентилятора вследствие эффекта трения воздушного потока, выходящего из вентилятора, о поверхности обделки в своде или боковых стенах тоннеля при различном расположении вентилятора в сечении тоннеля. Значения  при размещении струйного вентилятора у свода (кривая 1) и на сопряжении свода и боковой поверхности тоннеля (кривая 2) приведены на рисунке 6.8;
 - коэффициент, учитывающий изменение номинального импульса силы струйного вентилятора вследствие снижения потерь на трение при отклонении выходящей воздушной струи от поверхности обделки тоннеля (рисунок 6.9);