(Действующий) СП 298.1325800.2017 Системы вентиляции тоннелей автодорожных. Правила...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
5.25 Коллекторы кабельных коммуникаций и помещения вытяжных вентиляционных камер должны иметь самостоятельные системы местной вентиляции.
В технических помещениях с оборудованием, выделяющим в процессе работы вредные компоненты, следует предусматривать, при необходимости, местные отсосы.
Воздуховоды систем вентиляции должны предусматривать их очистку и мойку без демонтажа.
5.26 Помещения эксплуатационно-технического блока должны быть оборудованы самостоятельными системами вентиляции. Для этих систем вентиляции необходимо предусматривать шумоглушение в соответствии с СП 51.13330.
5.27 На всех приточных системах вентиляции служебно-технических помещений в холодный период года должен быть обеспечен подогрев подаваемого воздуха до температуры, определяемой назначением помещения, но не ниже 5°С. Приточные системы следует оснащать системой автоматики для поддержания заданной температуры воздуха.
5.28 Для контроля за газовой средой в помещениях водоотливных установок в вытяжных камерах следует предусматривать установку газоанализаторов, реагирующих на повышение концентрации вредных веществ, а также на образование взрывоопасной газопаровоздушной среды.
5.29 Обеспечение воздухообмена в притоннельных сооружениях следует осуществлять с забором и выбросом воздуха в транспортную зону тоннеля.
5.30 Для защиты от дыма путей эвакуации (эвакуационных сбоек и сервисного тоннеля) следует использовать вентиляционные установки подпора воздуха, размещаемые в тамбур-шлюзах (сбойках).
5.31 Вентиляционная установка, подающая воздух в объем сбойки, должна обеспечивать подпор воздуха не менее 20 Па (при закрытых дверях эвакуационных выходов). Значение подпора воздуха не должно превышать 150 Па. При открытой в тоннель двери скорость воздуха в проеме должна быть не менее 1,3 м/с-1.
5.32 Включение подпорных вентиляторов должно проводиться по сигналам автоматической пожарной сигнализации (АПС) и дистанционно дежурным персоналом из помещения диспетчерской.
5.33 Режимы работы вытяжных вентиляторов систем противодымной защиты тоннелей следует устанавливать по температуре удаляемых продуктов горения в зоне вентиляционной камеры, рассчитываемой в зависимости от мощности и места расположения очага пожара с учетом нестационарного теплообмена продуктов горения со строительными конструкциями тоннеля.

6 Правила проектирование продольной схемы вентиляции

6.1 Для реализации продольной схемы вентиляции автодорожных тоннелей допускается использовать систему портальной эжекторной вентиляции, систему "Сакардо" и струйные вентиляторы, размещенные определенным образом по длине тоннеля. Использование продольной вентиляции определяют возможностями обеспечения нормативных параметров воздушной среды при эксплуатационных режимах "А", "Б", "В" и "Г" при условии ограничения скорости воздуха в тоннеле, установленной предельно допустимым значением 6 м/с.
6.2 Область применения портальной системы "Сакардо" ограничена автодорожными тоннелями с однонаправленным движением транспортных средств и отсутствием влияния на движение воздуха по тоннелю естественной тяги. Система "Сакардо" предполагает размещение на портале тоннеля, в который входят транспортные средства, установок эжекторного типа, создающих в тоннеле скоростное давление, достаточное для подачи в тоннель необходимого количества воздуха. Эжекторная установка, представляющая собой высоконапорный вентилятор осевого или центробежного типа, должна размещаться или в специальном канале, сопрягающемся с тоннелем (см. рисунок 6.1), или в вентиляционном здании, связанным с тоннелем кольцеобразным каналом. В последнем случае систему "Сакардо" вследствие ограниченной возможности подачи в тоннель значительного количества воздуха следует применять для тоннелей с невысокими интенсивностями движения транспортного потока.
581 × 260 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 6.1 – Продольная схема вентиляции, использующая портальные эжекторные установки
Вентилятор, подающий через вентиляционный канал сечением   в тоннель с сечением   атмосферный воздух плотностью   с расходом   при направлении выпуска воздуха к оси тоннеля под углом  , должен развивать давление  , вычисляемое по формуле
240 × 53 пикс.     Открыть в новом окне
. (6.1)
6.3 В автодорожных тоннелях с однонаправленным транспортным потоком для осуществления продольной вентиляции наиболее целесообразно использовать струйные вентиляторы (см. рисунок 6.2), обеспечивающие поступление в тоннель необходимого количества воздуха за счет эжекционного эффекта воздушной струи, исходящей из вентилятора со скоростью 15-30 м/с.
Возможность использования струйных вентиляторов в тоннелях с движением транспортных средств в противоположных направлениях должна оцениваться дополнительно.
537 × 185 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 6.1 – Продольная схема вентиляции, использующая струйные вентиляторы
6.4 Конструктивные и аэродинамические параметры струйных вентиляторов (рисунок 6.3) следует выбирать по ГОСТ ISO 5802 с учетом обеспечения возможности:
- перемещения по тоннелю большого количества воздуха при небольших статических давлениях;
- 100%-ного реверсирования воздушного потока при неизменном коэффициенте полезного действия;
- совместной работы двух и более вентиляторов;
- минимальных массовых и габаритных характеристик;
- минимальных уровней шума и вибрации;
- простоты и минимальной трудоемкости технического обслуживания;
- высокой коррозионной устойчивости;
- надежности, долговечности и продолжительности службы.
601 × 293 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 6.3 – Конструктивная схема реверсивного струйного вентилятора
6.5 Выбор мест размещения струйных вентиляторов в автодорожных тоннелях определяют сечением тоннеля и его формой, габаритом приближения, зависящем от категории дороги, диаметром струйного вентилятора, протяженностью участков, занятых вентиляционными сооружениями, предназначенных для использования при авариях, возможностью сооружения специальных ниш в своде или боковой части тоннеля (рисунок 6.4) в соответствии с СП 122.13330.
611 × 506 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 6.4 – Типичные варианты расположения струйных вентиляторов в тоннеле
6.6 Струйные вентиляторы допускается устанавливать как параллельно оси тоннеля, так и под углом к горизонтальной оси, не превышающем 15°. В последнем случае струйные вентиляторы являются нереверсивными и их использование предполагает подачу воздуха только в одном направлении.
6.7 При размещении струйных вентиляторов у свода тоннеля должны выполняться следующие условия:
- расстояние между центрами струйных вентиляторов, размещаемых в сечении тоннеля  , не должно быть менее двух внутренних диаметров вентилятора  , т.е.   (рисунок 6.5);
- расстояние z, отсчитываемое от центров струйных вентиляторов до поверхности свода тоннеля, должно быть максимальным в пределах габарита приближения тоннеля;
- расстояние между группами струйных вентиляторов по длине тоннеля   при их расположении параллельно оси тоннеля и отсутствия дефлекторов не должно быть менее десяти гидравлических диаметров тоннеля  , т.е.  .
- при использовании дефлекторов, отклоняющих воздушную струю, выходящую из вентилятора на 5° - 10°, минимальное значение   может быть уменьшено до 6-8 гидравлических диаметров тоннеля  .
- минимальное расстояние от сечения, где установлены струйные вентиляторы, до портала тоннеля с исходящей воздушной струей не должно быть менее десяти гидравлических диаметров тоннеля. Сокращение этого расстояния приводит к снижению импульса силы струйных вентиляторов.
597 × 497 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 6.5 – Размещение струйных вентиляторов в нишах у свода тоннеля
6.8 При размещении струйных вентиляторов в нишах у свода тоннеля ниша должна иметь форму, минимизирующую потери давления на местные сопротивления (рисунок 6.6). Геометрические параметры ниши определяют длиной вентилятора с учетом глушителей шума и значением диаметра выходного отверстия. Отклонение геометрических параметров ниши от параметров, указанных на рисунке 6.6, приводит к снижению импульса силы струйного вентилятора.
628 × 209 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 6.6 – Размещение струйных вентиляторов в нишах у свода тоннеля
6.9 При размещении струйных вентиляторов в нише, выполненной в стенке тоннеля, учитывают следующее:
- конструкция ниши соответствует конструкции ниши у свода тоннеля;