Действующий
Вентилятор, подающий через вентиляционный канал сечением в тоннель с сечением атмосферный воздух плотностью с расходом при направлении выпуска воздуха к оси тоннеля под углом , должен развивать давление , вычисляемое по формуле
6.3 В автодорожных тоннелях с однонаправленным транспортным потоком для осуществления продольной вентиляции наиболее целесообразно использовать струйные вентиляторы (см. рисунок 6.2), обеспечивающие поступление в тоннель необходимого количества воздуха за счет эжекционного эффекта воздушной струи, исходящей из вентилятора со скоростью 15-30 м/с.
Возможность использования струйных вентиляторов в тоннелях с движением транспортных средств в противоположных направлениях должна оцениваться дополнительно.
6.4 Конструктивные и аэродинамические параметры струйных вентиляторов (рисунок 6.3) следует выбирать по ГОСТ ISO 5802 с учетом обеспечения возможности:
6.5 Выбор мест размещения струйных вентиляторов в автодорожных тоннелях определяют сечением тоннеля и его формой, габаритом приближения, зависящем от категории дороги, диаметром струйного вентилятора, протяженностью участков, занятых вентиляционными сооружениями, предназначенных для использования при авариях, возможностью сооружения специальных ниш в своде или боковой части тоннеля (рисунок 6.4) в соответствии с СП 122.13330.
6.6 Струйные вентиляторы допускается устанавливать как параллельно оси тоннеля, так и под углом к горизонтальной оси, не превышающем 15°. В последнем случае струйные вентиляторы являются нереверсивными и их использование предполагает подачу воздуха только в одном направлении.
- расстояние между центрами струйных вентиляторов, размещаемых в сечении тоннеля , не должно быть менее двух внутренних диаметров вентилятора , т.е. (рисунок 6.5);
- расстояние z, отсчитываемое от центров струйных вентиляторов до поверхности свода тоннеля, должно быть максимальным в пределах габарита приближения тоннеля;
- расстояние между группами струйных вентиляторов по длине тоннеля при их расположении параллельно оси тоннеля и отсутствия дефлекторов не должно быть менее десяти гидравлических диаметров тоннеля , т.е. .
- при использовании дефлекторов, отклоняющих воздушную струю, выходящую из вентилятора на 5° - 10°, минимальное значение может быть уменьшено до 6-8 гидравлических диаметров тоннеля .
- минимальное расстояние от сечения, где установлены струйные вентиляторы, до портала тоннеля с исходящей воздушной струей не должно быть менее десяти гидравлических диаметров тоннеля. Сокращение этого расстояния приводит к снижению импульса силы струйных вентиляторов.
6.8 При размещении струйных вентиляторов в нишах у свода тоннеля ниша должна иметь форму, минимизирующую потери давления на местные сопротивления (рисунок 6.6). Геометрические параметры ниши определяют длиной вентилятора с учетом глушителей шума и значением диаметра выходного отверстия. Отклонение геометрических параметров ниши от параметров, указанных на рисунке 6.6, приводит к снижению импульса силы струйного вентилятора.
- струйные вентиляторы размещают по высоте ниши (рисунок 6.7), при этом расстояние между центрами вентиляторов должно составлять не менее двух диаметров выходного отверстия.
6.10 При размещении струйных вентиляторов в нише, выполненной у свода тоннеля или в его стенке (см. рисунки 6.6, 6.7), результирующий коэффициент, учитывающий потери на трение из-за взаимодействия воздушного потока с поверхностью обделки в нише , определяют по данным таблицы 6.1, характеризующей значения корректирующих коэффициентов для одиночного вентилятора.
При размещении в нише двух и более вентиляторов значения, приведенные в таблице 6.1, следует уменьшать на 15%. Установка дефлекторных пластин на выходе из вентилятора позволяет избежать прямого столкновения воздушного потока с поверхностями ниши. Вследствие этого значение при расположении вентиляторов параллельно оси тоннеля повышается на 0,1-0,15 относительно значения, приведенного в таблице 6.1 при нулевом угле между направлением выпуска воздушной струи и осью тоннеля.
6.11.1 Общий импульс , Н, струйных вентиляторов, обеспечивающий подачу в тоннель необходимого количества воздуха G, вычисляют по формуле