(Действующий) Свод правил по инженерным изысканиям для строительства СП 11-103-97...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
При сложном гидрологическом режиме водотоков, существенно влияющем на условия эксплуатации трассы, а также в районах с особо сложными природными условиями (сели, карст, снежные лавины и т.д.) и недостаточной их изученностью состав работ на гидрологическом посту может быть значительно расширен, вплоть до включения исследований, выполняемых по специальным программам.
При назначении состава изыскательских работ на эталонных участках трассы следует исходить, как правило, из полной неизученности территории и практического отсутствия рек-аналогов для расчетов характеристик максимального стока малых рек. Состав и содержание работ определяются в зависимости от принимаемого способа оценки характеристик максимального стока.
В результате инженерно-гидрометеорологических изысканий трасс автомобильных и железных дорог должны быть получены гидрометеорологические характеристики в соответствии с таблицей 9.2.
Таблица 9.2
┌──────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐
│Характеристика │ Гидрометеорологические характеристики, учитываемые │
│природных условий │ при решении задач обоснований инвестиций и проекта │
│ │ строительства автомобильных и железных дорог │
│ ├───────────────────────┬────────────────────────────┤
│ │при выборе направления│ дополнительно на выбранном │
│ │трассы автомобильных и│ направлении трассы │
│ │железных дорог │ │
├──────────────────┼───────────────────────┼────────────────────────────┤
│Климат │Экстремальные и средние│Число дней с переходом тем-│
│ │значения температуры и│пературы воздуха через 0°;│
│ │влажности воздуха, ат-│повторяемость и преобладаю-│
│ │мосферных осадков, вет-│щие направления сильных вет-│
│ │ра; наибольшая высота│ров; расчетная максимальная│
│ │снежного покрова и глу-│скорость ветра; порывы вет-│
│ │бина промерзания грун-│ра; число дней с туманом и│
│ │та; атмосферные явления│гололедом; повторяемость│
│ │ │гроз; расчетная толщина│
│ │ │снежного покрова; продолжи-│
│ │ │тельность периодов со снеж-│
│ │ │ным покровом, гололедицей;│
│ │ │преобладающие направления│
│ │ │метелевых ветров, характе-│
│ │ │ристика снегопереноса; све-│
│ │ │дения об экстремальных мете-│
│ │ │орологических явлениях (лив-│
│ │ │ни, ветер и др.) │
│Максимальный сток│Сведения о формировании│Расчетные значения макси-│
│с бассейнов малых│ливневого стока и стока│мальных расходов и уровней│
│рек │весеннего половодья │воды; гидрографы дождевых│
│ │ │паводков и весеннего поло-│
│ │ │водья; суточный максимум│
│ │ │осадков и их интенсивность│
│ │ │для различных интервалов│
│ │ │времени │
│Максимальный сток│Сведения о максимальных│Расчетный максимальный рас-│
│с бассейнов сред-│расходах и уровнях во-│ход воды и его распределение│
│них и больших рек │ды, ледовых условиях │между руслом и поймой; рас-│
│ │ │четный максимальный уровень│
│ │ │воды; характеристики высо-│
│ │ │ких, низких и других харак-│
│ │ │терных уровней воды (весен-│
│ │ │него ледохода, при подвижках│
│ │ │и заторах льда и др.), рас-│
│ │ │четная толщина льда и разме-│
│ │ │ры льдин при ледоходе; укло-│
│ │ │ны водной поверхности при│
│ │ │расчетном уровне и в межень;│
│ │ │средняя расчетная скорость│
│ │ │течения для русла и поймы;│
│ │ │механический состав и сред-│
│ │ │ний диаметр донных отложе-│
│ │ │ний; расчетная высота волн │
│Снежные лавины │Сведения об основных│Сведения о высоте и режиме│
│ │параметрах снежных ла-│снежного покрова и метелях,│
│ │вин │условиях возникновения и│
│ │ │схода лавин, о морфометрии│
│ │ │лавиносборов и прилегающих│
│ │ │участков метелевого переноса│
│ │ │снега, наивысшем положении│
│ │ │линии отрыва лавин, о плот-│
│ │ │ности лавинного потока │
└──────────────────┴───────────────────────┴────────────────────────────┘
┌──────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐
9.4 Инженерно-гидрометеорологические изыскания для разработки обоснований инвестиций в строительство трасс ВЛ электропередачи (напряжением 35 кВ и выше) выполняются для гидрометеорологического обоснования выбора направления трассы и створов перехода через водные объекты.
Выбор оптимального направления трассы ВЛ и местоположения подстанции должен осуществляться на основе материалов гидрологической, метеорологической и картографической изученности района проложения трассы. Сбору подлежат также сведения об авариях действующих ВЛ в связи с экстремальными нагрузками.
В результате анализа материалов изученности для каждого варианта трассы должны быть установлены:
климатические параметры района (определяемые по региональным картам и справочно-методическим материалам);
общее количество пересекаемых трассой водных объектов и состояние их изученности;
местоположение переходов трассы ВЛ через водные объекты II и III групп сложности;
участки трассы, прокладываемые вдоль водных объектов, а также в зонах возможного воздействия селей и снежных лавин.
Группу сложности перехода трассы ВЛ через водный объект устанавливают с учетом условий, приведенных в таблице 9.3.
Состав инженерно-гидрологических работ определяют в зависимости от ширины водных объектов, пересекаемых трассой, и необходимости установки специальных опор в пределах водной акватории или на пойме.
Для переходов, отнесенных к I группе сложности (малые), следует определять их количество и гидролого-морфологические характеристики долины, учитываемые при расстановке опор ВЛ.
Для переходов через водные объекты II и III групп сложности (средние и большие) в составе инженерных изысканий следует предусматривать:
детальные гидролого-морфологические изыскания участков переходов;
определение исторического уровня высоких вод, частоты, продолжительности и периода затопления поймы, минимального и максимального уровней воды при ледоходе;
изучение особенностей ледового режима и определение характеристик ледохода на пойме (руслового и старичного льда);
расчеты характеристик гидрологического режима на основе материалов изученности или косвенными методами;
предварительный прогноз русловых и пойменных деформаций и др.
При выборе оптимального направления трассы ВЛ следует, в первую очередь, учитывать следующие условия:
соотношение длины переходного пролета трассы в створе пересечения водного объекта с длиной расчетного пролета данного линейного сооружения;
наибольшую ширину и глубину затопления поймы, наличие на ней ледохода;
возможность образования на участке перехода заторов и зажоров льда;
наличие судоходства и наибольший высотный габарит судов.
Перечень гидрологических и метеорологических характеристик, определяемых при инженерно-гидрометеорологических изысканиях для выбора направления трассы ВЛ (местоположения подстанции), содержится в таблицах 9.4 и 9.5.
Инженерно-гидрометеорологические изыскания на выбранном направлении трассы ВЛ выполняются для детализации инженерно-гидрологических условий перехода трассы через водные объекты, установленных на стадии обоснований инвестиций в строительство и получения расчетных гидрологических и метеорологических характеристик, требуемых для обоснования проекта линейных сооружений.
Таблица 9.3
┌──────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐
│ Группа сложности │ Условия перехода трассы ВЛ через водный объект │
│ перехода │ │
├──────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│ I │Водный объект вместе с поймой пересекается одним│
│ │расчетным пролетом на опорах (линейных), принятых│
│ │для проектирования конкретной ВЛ │
│ II │Водный объект, имеет ширину русла и поймы или зону│
│ │возможного размыва берегов, превышающую расчетный│
│ │пролет, требуется, в основном, применение линейных│
│ │опор с подставками или специальная защита фундамен-│
│ │тов │
│ III │Судоходная река, судоходный пролив или канал пересе-│
│ │кается с применением специальных опор высотой 50 м и│
│ │более, а также любое водное пространство пересекае-│
│ │мое пролетом более 700 м независимо от высоты опор │
└──────────────────┴────────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐
Примечание - Величина расчетного пролета на линейных опорах, применяемых для проектирования ВЛ в данной местности, должна быть указана проектировщиками в техническом задании на изыскания.
Таблица 9.4

Гидрологические характеристики и сведения, учитываемые при обоснованиях инвестиций и проекте строительства ВЛ и подстанций

┌──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┐
│ при выборе трассы ВЛ │ на выбранной и согласованной трассе ВЛ │
│ и местоположения │ (площадке подстанции) │
│ площадки подстанции │ │
├──────────────────────┴────────────────────────────────────────────────┤
│ III и II группы сложности переходов через водные объекты │
├──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┤
│Количество переходов │Расчетные уровни высоких вод повторяемостью Р %,│
│ │ширина, глубина (средняя и наибольшая) зоны за-│
│ │топления, средние скорости течения (по участкам│
│ │профиля перехода) при расчетных уровнях. │
│Ширина русла или прог-│Выдающийся уровень высоких вод или высший из│
│нозируемой зоны русло-│числа известных, год его наступления и примерная│
│вых и пойменных дефор-│обеспеченность по аналогу; средние и крайние да-│
│маций; длина рекомен-│ты начала и окончания весеннего половодья (паво-│
│дуемого переходного│дочного периода), высший наблюденный уровень;│
│пролета; высота и ус-│продолжительность стояния высоких уровней, ин-│
│тойчивость берегов к│тенсивность подъема и спада; уровень воды сред-│
│размыву; ширина поймы,│ней и низкой межени. │
│глубина ее затопления,│Максимальные расходы воды заданной обеспеченнос-│
│устойчивость к размы-│ти (при необходимости расчета УВВ повторяемостью│
│ву; наличие ледохода│Р % гидравлико-морфометрическим методом). │
│на пойме, его харак-│Ледовые условия - сроки наступления основных фаз│
│тер, размеры льдин и│ледового режима; средние и крайние даты начала и│
│зоны ледохода; наличие│конца весеннего ледохода, высший наблюденный│
│судоходства, высота│уровень воды при весеннем ледоходе, расчетный│
│надводного габарита│уровень высокой воды при заданной обеспеченнос-│
│судов с учетом перс-│ти; зоны ледохода на пойме, наибольшие размеры│
│пективы │льдин руслового и старичного происхождения, схе-│
│ │ма направления движения льдин, угол подхода их к│
│ │трассе в местах установки пойменных опор; толщи-│
│ │на льда наибольшая наблюденная и в предледоход-│
│ │ный период; места образования навалов льда, их│
│ │высота, ширина, протяженность; наличие мест об-│
│ │разования заторов льда, их влияние на режим реки│
│ │на участке перехода; начало возможной ледовой│
│ │переправы. │
│ │Тип руслового процесса, его направленность, ин-│
│ │тенсивность, среднегодовая скорость деформации│
│ │берегов русла и проток; местоположение намывае-│
│ │мых участков берегов; ширина зоны прогнозируемых│
│ │деформаций на срок службы сооружения, глубина│
│ │наибольшего размыва и прогнозируемое положение│
│ │(профиль) русла и проток. │
│ │Комплекс гидроморфологических характеристик пой-│
│ │мы, протоков, русла, его берегов: раститель-│
│ │ность, рельеф, грунты, условия затопления высо-│
│ │кими водами и освобождения, направления течения,│
│ │скорости, уклоны, метки высоких вод и следы ве-│
│ │сеннего ледохода, участки намыва и размыва, рус-│
│ │ловые образования, их влияние на деформацию бе-│
│ │регов с учетом прогноза развития руслового про-│
│ │цесса и пойменных деформаций, тип пойменного│
│ │массива, наличие переправ, период их ограничения│
│ │и т.д. Гидроморфологическая характеристика доли-│
│ │ны, ширина ее; высота, профиль, расчлененность,│
│ │задернованность, устойчивость склонов; ширина│
│ │русла и поймы и наибольшие глубины; высота, про-│
│ │филь, устойчивость берегов русла; деформационные│
│ │процессы │
├──────────────────────┴────────────────────────────────────────────────┤
│ I группа сложности переходов через водные объекты │
├──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┤
│Количество переходов │Гидроморфологическая характеристика долины: ши-│
│ │рина, высота, профиль, расчлененность, задерно-│
│ │ванность, устойчивость склонов; ширина русла и│
│ │поймы и наибольшие глубины; высота, профиль, ус-│
│ │тойчивость берегов русла; деформационные процес-│
│ │сы │
├──────────────────────┴────────────────────────────────────────────────┤
│ I, II, III группы сложности переходов через водные объекты │
├──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┤
│ │Наличие судоходства, вид, класс водного объекта│
│ │по судоходным условиям, высота надводного габа-│
│ │рита судов с учетом перспективы развития судо-│
│ │ходства. │
│ │Наличие лесосплава, его вид, возможность │
│ │выхода на пойму. │
│ │Сведения о существующих и проектируемых │
│ │гидротехнических сооружениях и их влиянии на │
│ │гидрологический режим на участке перехода │
└──────────────────────┴────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┐
Примечание - Состав и объем инженерно-гидрологических изысканий на переходах I группы сложности соответствует составу и объему II группы при условии: расположения опоры в зоне возможного воздействия водного потока в процессе эксплуатации ВЛ; проложения (по согласованию с местными органами) трассы ВЛ вдоль русла в зоне его воздействия.
Таблица 9.5

Метеорологические характеристики, учитываемые при разработке обоснований инвестиций и проекта строительства ВЛ и подстанций

┌──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┐
│ при выборе трассы ВЛ │ на выбранной и согласованной трассе ВЛ │
│ и местоположения │ и площадке подстанции │
│ подстанции │ │
├──────────────────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│Показатели, характери-│Температура воздуха: средние месячные и средняя│
│зующие условия загряз-│годовая; абсолютные минимум и максимум, средний│
│нения атмосферы при-│из абсолютных минимумов; расчетные самой холод-│
│родными источниками│ной пятидневки и при гололеде; продолжительность│
│(солончаки, соленые│теплого и холодного периодов │
│озера, моря и т.д.) и│Ветер: повторяемость направлений по восьми рум-│
│отходами (выбросами)│бам и штилей по месяцам и за год; средняя годо-│
│промышленных предприя-│вая и средняя месячная скорость, максимальная│
│тий │наблюденная и максимальная расчетная с заданной│
│ │повторяемостью; среднее и наибольшее число дней│
│ │с сильным ветром │
│ │Климатические параметры в режимах максимальной│
│ │гололедной нагрузки при ветре и без него, а так-│
│ │же максимальной ветровой нагрузке при гололеде:│
│ │эквивалентная толщина стенки гололеда, ветровая│
│ │нагрузка при гололеде; сведения о закрытости го-│
│ │лоледного станка │
│Основные климатические│Число дней с грозой по месяцам и за год, средне-│
│параметры (по регио-│годовая продолжительность гроз в часах, число│
│нальным картам и спра-│разрядов молний в землю между облаками в горных│
│вочно-методическим ма-│районах │
│териалам) │Число дней с метелями и пыльными бурями по меся-│
│ │цам и за год │
│ │Среднее и наибольшее число дней с туманами и ро-│
│ │сами по месяцам и за год │
│ │Средние суммы атмосферных осадков по месяцам│
│ │теплого и холодного периодов и за год, количест-│
│ │во твердых, смешанных и жидких осадков (в про-│
│ │центах от общего количества) по месяцам и за год│
│ │Средняя декадная высота снежного покрова, сред-│
│ │няя, максимальная и минимальная из наибольших│
│ │высот (по постоянной рейке) за год, плотность│
│ │снежного покрова, даты его появления и схода,│
│ │расчетная снеговая нагрузка │
│ │Средняя глубина промерзания по месяцам, средняя│
│ │из наибольших и наименьших │
└──────────────────────┴────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┐
Для водных объектов I группы сложности в составе инженерных изысканий для обоснования проектной документации следует предусматривать рекогносцировочное обследование участка перехода с уточнением положения створа перехода, определением морфометрических характеристик русла и поймы реки, амплитуды колебаний уровней воды и устойчивости к размыву русла и поймы реки на участке перехода.
Для водных объектов I и III группы сложности в составе инженерных изысканий следует предусматривать детальное обследование участков переходов и наблюдения за гидрологическим режимом при их недостаточной изученности.
Наблюдения за гидрологическим режимом следует проводить в составе, рекомендуемом для изучения гидрологического режима рек на участках мостовых переходов (см. п. 9.3), дополненном работами по изучению поверхностных скоростей и направлений течений.
В результате инженерно-гидрометеорологических изысканий, выполненных для разработки проектной документации, должны быть получены характеристики климатических условий на всем протяжении трассы, расчетные характеристики режима водных объектов и комплекс сведений о гидрологических условиях на участках перехода трассы ВЛ в составе, необходимом для обоснования расстановки переходных опор, выбора их конструкции и, при необходимости, разработки мероприятий и сооружений инженерной защиты (таблицы 9.4 и 9.5).
9.5 Инженерно-гидрометеорологические изыскания для обоснования проектирования трасс магистральных трубопроводов ориентированы, в основном, на определение гидрологических условий водных объектов, пересекаемых трассой трубопровода.
При выборе направления трассы, на стадии обоснований инвестиций в строительство магистрального трубопровода, на основе материалов гидрометеорологической и картографической изученности территории предварительно устанавливают:
климатические условия района;
местоположение и количество малых переходов;