(Действующий) Свод правил по инженерным изысканиям для строительства СП 11-103-97...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
участки трассы, прокладываемые вдоль водных объектов, а также в зонах возможного воздействия селей и снежных лавин.
Группу сложности перехода трассы ВЛ через водный объект устанавливают с учетом условий, приведенных в таблице 9.3.
Состав инженерно-гидрологических работ определяют в зависимости от ширины водных объектов, пересекаемых трассой, и необходимости установки специальных опор в пределах водной акватории или на пойме.
Для переходов, отнесенных к I группе сложности (малые), следует определять их количество и гидролого-морфологические характеристики долины, учитываемые при расстановке опор ВЛ.
Для переходов через водные объекты II и III групп сложности (средние и большие) в составе инженерных изысканий следует предусматривать:
детальные гидролого-морфологические изыскания участков переходов;
определение исторического уровня высоких вод, частоты, продолжительности и периода затопления поймы, минимального и максимального уровней воды при ледоходе;
изучение особенностей ледового режима и определение характеристик ледохода на пойме (руслового и старичного льда);
расчеты характеристик гидрологического режима на основе материалов изученности или косвенными методами;
предварительный прогноз русловых и пойменных деформаций и др.
При выборе оптимального направления трассы ВЛ следует, в первую очередь, учитывать следующие условия:
соотношение длины переходного пролета трассы в створе пересечения водного объекта с длиной расчетного пролета данного линейного сооружения;
наибольшую ширину и глубину затопления поймы, наличие на ней ледохода;
возможность образования на участке перехода заторов и зажоров льда;
наличие судоходства и наибольший высотный габарит судов.
Перечень гидрологических и метеорологических характеристик, определяемых при инженерно-гидрометеорологических изысканиях для выбора направления трассы ВЛ (местоположения подстанции), содержится в таблицах 9.4 и 9.5.
Инженерно-гидрометеорологические изыскания на выбранном направлении трассы ВЛ выполняются для детализации инженерно-гидрологических условий перехода трассы через водные объекты, установленных на стадии обоснований инвестиций в строительство и получения расчетных гидрологических и метеорологических характеристик, требуемых для обоснования проекта линейных сооружений.
Таблица 9.3
┌──────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐
│ Группа сложности │ Условия перехода трассы ВЛ через водный объект │
│ перехода │ │
├──────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│ I │Водный объект вместе с поймой пересекается одним│
│ │расчетным пролетом на опорах (линейных), принятых│
│ │для проектирования конкретной ВЛ │
│ II │Водный объект, имеет ширину русла и поймы или зону│
│ │возможного размыва берегов, превышающую расчетный│
│ │пролет, требуется, в основном, применение линейных│
│ │опор с подставками или специальная защита фундамен-│
│ │тов │
│ III │Судоходная река, судоходный пролив или канал пересе-│
│ │кается с применением специальных опор высотой 50 м и│
│ │более, а также любое водное пространство пересекае-│
│ │мое пролетом более 700 м независимо от высоты опор │
└──────────────────┴────────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐
Примечание - Величина расчетного пролета на линейных опорах, применяемых для проектирования ВЛ в данной местности, должна быть указана проектировщиками в техническом задании на изыскания.
Таблица 9.4

Гидрологические характеристики и сведения, учитываемые при обоснованиях инвестиций и проекте строительства ВЛ и подстанций

┌──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┐
│ при выборе трассы ВЛ │ на выбранной и согласованной трассе ВЛ │
│ и местоположения │ (площадке подстанции) │
│ площадки подстанции │ │
├──────────────────────┴────────────────────────────────────────────────┤
│ III и II группы сложности переходов через водные объекты │
├──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┤
│Количество переходов │Расчетные уровни высоких вод повторяемостью Р %,│
│ │ширина, глубина (средняя и наибольшая) зоны за-│
│ │топления, средние скорости течения (по участкам│
│ │профиля перехода) при расчетных уровнях. │
│Ширина русла или прог-│Выдающийся уровень высоких вод или высший из│
│нозируемой зоны русло-│числа известных, год его наступления и примерная│
│вых и пойменных дефор-│обеспеченность по аналогу; средние и крайние да-│
│маций; длина рекомен-│ты начала и окончания весеннего половодья (паво-│
│дуемого переходного│дочного периода), высший наблюденный уровень;│
│пролета; высота и ус-│продолжительность стояния высоких уровней, ин-│
│тойчивость берегов к│тенсивность подъема и спада; уровень воды сред-│
│размыву; ширина поймы,│ней и низкой межени. │
│глубина ее затопления,│Максимальные расходы воды заданной обеспеченнос-│
│устойчивость к размы-│ти (при необходимости расчета УВВ повторяемостью│
│ву; наличие ледохода│Р % гидравлико-морфометрическим методом). │
│на пойме, его харак-│Ледовые условия - сроки наступления основных фаз│
│тер, размеры льдин и│ледового режима; средние и крайние даты начала и│
│зоны ледохода; наличие│конца весеннего ледохода, высший наблюденный│
│судоходства, высота│уровень воды при весеннем ледоходе, расчетный│
│надводного габарита│уровень высокой воды при заданной обеспеченнос-│
│судов с учетом перс-│ти; зоны ледохода на пойме, наибольшие размеры│
│пективы │льдин руслового и старичного происхождения, схе-│
│ │ма направления движения льдин, угол подхода их к│
│ │трассе в местах установки пойменных опор; толщи-│
│ │на льда наибольшая наблюденная и в предледоход-│
│ │ный период; места образования навалов льда, их│
│ │высота, ширина, протяженность; наличие мест об-│
│ │разования заторов льда, их влияние на режим реки│
│ │на участке перехода; начало возможной ледовой│
│ │переправы. │
│ │Тип руслового процесса, его направленность, ин-│
│ │тенсивность, среднегодовая скорость деформации│
│ │берегов русла и проток; местоположение намывае-│
│ │мых участков берегов; ширина зоны прогнозируемых│
│ │деформаций на срок службы сооружения, глубина│
│ │наибольшего размыва и прогнозируемое положение│
│ │(профиль) русла и проток. │
│ │Комплекс гидроморфологических характеристик пой-│
│ │мы, протоков, русла, его берегов: раститель-│
│ │ность, рельеф, грунты, условия затопления высо-│
│ │кими водами и освобождения, направления течения,│
│ │скорости, уклоны, метки высоких вод и следы ве-│
│ │сеннего ледохода, участки намыва и размыва, рус-│
│ │ловые образования, их влияние на деформацию бе-│
│ │регов с учетом прогноза развития руслового про-│
│ │цесса и пойменных деформаций, тип пойменного│
│ │массива, наличие переправ, период их ограничения│
│ │и т.д. Гидроморфологическая характеристика доли-│
│ │ны, ширина ее; высота, профиль, расчлененность,│
│ │задернованность, устойчивость склонов; ширина│
│ │русла и поймы и наибольшие глубины; высота, про-│
│ │филь, устойчивость берегов русла; деформационные│
│ │процессы │
├──────────────────────┴────────────────────────────────────────────────┤
│ I группа сложности переходов через водные объекты │
├──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┤
│Количество переходов │Гидроморфологическая характеристика долины: ши-│
│ │рина, высота, профиль, расчлененность, задерно-│
│ │ванность, устойчивость склонов; ширина русла и│
│ │поймы и наибольшие глубины; высота, профиль, ус-│
│ │тойчивость берегов русла; деформационные процес-│
│ │сы │
├──────────────────────┴────────────────────────────────────────────────┤
│ I, II, III группы сложности переходов через водные объекты │
├──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┤
│ │Наличие судоходства, вид, класс водного объекта│
│ │по судоходным условиям, высота надводного габа-│
│ │рита судов с учетом перспективы развития судо-│
│ │ходства. │
│ │Наличие лесосплава, его вид, возможность │
│ │выхода на пойму. │
│ │Сведения о существующих и проектируемых │
│ │гидротехнических сооружениях и их влиянии на │
│ │гидрологический режим на участке перехода │
└──────────────────────┴────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┐
Примечание - Состав и объем инженерно-гидрологических изысканий на переходах I группы сложности соответствует составу и объему II группы при условии: расположения опоры в зоне возможного воздействия водного потока в процессе эксплуатации ВЛ; проложения (по согласованию с местными органами) трассы ВЛ вдоль русла в зоне его воздействия.
Таблица 9.5

Метеорологические характеристики, учитываемые при разработке обоснований инвестиций и проекта строительства ВЛ и подстанций

┌──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┐
│ при выборе трассы ВЛ │ на выбранной и согласованной трассе ВЛ │
│ и местоположения │ и площадке подстанции │
│ подстанции │ │
├──────────────────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│Показатели, характери-│Температура воздуха: средние месячные и средняя│
│зующие условия загряз-│годовая; абсолютные минимум и максимум, средний│
│нения атмосферы при-│из абсолютных минимумов; расчетные самой холод-│
│родными источниками│ной пятидневки и при гололеде; продолжительность│
│(солончаки, соленые│теплого и холодного периодов │
│озера, моря и т.д.) и│Ветер: повторяемость направлений по восьми рум-│
│отходами (выбросами)│бам и штилей по месяцам и за год; средняя годо-│
│промышленных предприя-│вая и средняя месячная скорость, максимальная│
│тий │наблюденная и максимальная расчетная с заданной│
│ │повторяемостью; среднее и наибольшее число дней│
│ │с сильным ветром │
│ │Климатические параметры в режимах максимальной│
│ │гололедной нагрузки при ветре и без него, а так-│
│ │же максимальной ветровой нагрузке при гололеде:│
│ │эквивалентная толщина стенки гололеда, ветровая│
│ │нагрузка при гололеде; сведения о закрытости го-│
│ │лоледного станка │
│Основные климатические│Число дней с грозой по месяцам и за год, средне-│
│параметры (по регио-│годовая продолжительность гроз в часах, число│
│нальным картам и спра-│разрядов молний в землю между облаками в горных│
│вочно-методическим ма-│районах │
│териалам) │Число дней с метелями и пыльными бурями по меся-│
│ │цам и за год │
│ │Среднее и наибольшее число дней с туманами и ро-│
│ │сами по месяцам и за год │
│ │Средние суммы атмосферных осадков по месяцам│
│ │теплого и холодного периодов и за год, количест-│
│ │во твердых, смешанных и жидких осадков (в про-│
│ │центах от общего количества) по месяцам и за год│
│ │Средняя декадная высота снежного покрова, сред-│
│ │няя, максимальная и минимальная из наибольших│
│ │высот (по постоянной рейке) за год, плотность│
│ │снежного покрова, даты его появления и схода,│
│ │расчетная снеговая нагрузка │
│ │Средняя глубина промерзания по месяцам, средняя│
│ │из наибольших и наименьших │
└──────────────────────┴────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┐
Для водных объектов I группы сложности в составе инженерных изысканий для обоснования проектной документации следует предусматривать рекогносцировочное обследование участка перехода с уточнением положения створа перехода, определением морфометрических характеристик русла и поймы реки, амплитуды колебаний уровней воды и устойчивости к размыву русла и поймы реки на участке перехода.
Для водных объектов I и III группы сложности в составе инженерных изысканий следует предусматривать детальное обследование участков переходов и наблюдения за гидрологическим режимом при их недостаточной изученности.
Наблюдения за гидрологическим режимом следует проводить в составе, рекомендуемом для изучения гидрологического режима рек на участках мостовых переходов (см. п. 9.3), дополненном работами по изучению поверхностных скоростей и направлений течений.
В результате инженерно-гидрометеорологических изысканий, выполненных для разработки проектной документации, должны быть получены характеристики климатических условий на всем протяжении трассы, расчетные характеристики режима водных объектов и комплекс сведений о гидрологических условиях на участках перехода трассы ВЛ в составе, необходимом для обоснования расстановки переходных опор, выбора их конструкции и, при необходимости, разработки мероприятий и сооружений инженерной защиты (таблицы 9.4 и 9.5).
9.5 Инженерно-гидрометеорологические изыскания для обоснования проектирования трасс магистральных трубопроводов ориентированы, в основном, на определение гидрологических условий водных объектов, пересекаемых трассой трубопровода.
При выборе направления трассы, на стадии обоснований инвестиций в строительство магистрального трубопровода, на основе материалов гидрометеорологической и картографической изученности территории предварительно устанавливают:
климатические условия района;
местоположение и количество малых переходов;
гидрологические условия больших и средних переходов.
Отнесение перехода трассы к той или иной группе сложности следует осуществлять в зависимости от ширины и глубины водного объекта в соответствии с таблицей 9.6.
В случае недостаточной изученности в составе инженерных изысканий должно быть предусмотрено наземное рекогносцировочное обследование участков больших и средних переходов. Обследование малых переходов допускается для участков трассы, прокладываемых в районах с развитой овражно-балочной сетью.
Инженерно-гидрометеорологические изыскания для разработки проектной документации проводятся на выбранном направлении трассы в целях уточнения и детализации гидрологических условий и получения расчетных гидрологических характеристик водных объектов, отнесенных по условиям пересечения трассой трубопровода к большим и средним, а также получения исходных данных для оценки гидрологических условий на участках малых переходов.
Состав инженерно-гидрометеорологических изысканий следует устанавливать с учетом способа прокладки трубопровода и группы сложности его перехода через водные объекты.
При надземном способе проложения трубопровода основное внимание при обследовании пересекаемых водных объектов следует уделять определению высоты максимальных уровней воды, интенсивности и направленности деформационных процессов; при пересечении оврагов - водноэрозионной деятельности и ее интенсивности.
Для проложения трубопровода в земляной перемычке с водопропускным отверстием при обследовании следует также определять условия водохозяйственной деятельности в бассейне реки и гидравлические характеристики русла и поймы.
Подземный способ проложения трубопровода определяет необходимость детальной оценки интенсивности водноэрозионной деятельности, форм ее проявления и направленности, а также устойчивости дна и берегов русла к размыву.
Оценка гидрологических условий малых водотоков производится, как правило, по материалам гидрологической изученности, дополненным результатами рекогносцировочного обследования с комплексом морфометрических работ. При проложении трассы в районах интенсивного развития овражно-балочной сети, рекомендуется выделять эталонные участки (показательные по стоку и водноэрозионной деятельности) и предусматривать для них наблюдения за стоком малых рек, выполняемые в комплексе с работами по изучению водноэрозионной деятельности.
При обследовании больших и средних переходов дополнительно к сведениям, полученным на стадии обоснований инвестиций в строительство трассы магистрального трубопровода, должно быть установлено:
рыбохозяйственное значение реки с местоположением зимовальных ям и нерестилищ;
наличие ниже створа перехода трубопровода поверхностных и грунтово-инфильтрационных водозаборов, пляжей, мест отдыха и туризма;