(Действующий) Свод правил по инженерным изысканиям для строительства СП 11-103-97...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
расчеты характеристик гидрологического режима на основе материалов изученности или косвенными методами;
предварительный прогноз русловых и пойменных деформаций и др.
При выборе оптимального направления трассы ВЛ следует, в первую очередь, учитывать следующие условия:
соотношение длины переходного пролета трассы в створе пересечения водного объекта с длиной расчетного пролета данного линейного сооружения;
наибольшую ширину и глубину затопления поймы, наличие на ней ледохода;
возможность образования на участке перехода заторов и зажоров льда;
наличие судоходства и наибольший высотный габарит судов.
Перечень гидрологических и метеорологических характеристик, определяемых при инженерно-гидрометеорологических изысканиях для выбора направления трассы ВЛ (местоположения подстанции), содержится в таблицах 9.4 и 9.5.
Инженерно-гидрометеорологические изыскания на выбранном направлении трассы ВЛ выполняются для детализации инженерно-гидрологических условий перехода трассы через водные объекты, установленных на стадии обоснований инвестиций в строительство и получения расчетных гидрологических и метеорологических характеристик, требуемых для обоснования проекта линейных сооружений.
Таблица 9.3
┌──────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐
│ Группа сложности │ Условия перехода трассы ВЛ через водный объект │
│ перехода │ │
├──────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│ I │Водный объект вместе с поймой пересекается одним│
│ │расчетным пролетом на опорах (линейных), принятых│
│ │для проектирования конкретной ВЛ │
│ II │Водный объект, имеет ширину русла и поймы или зону│
│ │возможного размыва берегов, превышающую расчетный│
│ │пролет, требуется, в основном, применение линейных│
│ │опор с подставками или специальная защита фундамен-│
│ │тов │
│ III │Судоходная река, судоходный пролив или канал пересе-│
│ │кается с применением специальных опор высотой 50 м и│
│ │более, а также любое водное пространство пересекае-│
│ │мое пролетом более 700 м независимо от высоты опор │
└──────────────────┴────────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐
Примечание - Величина расчетного пролета на линейных опорах, применяемых для проектирования ВЛ в данной местности, должна быть указана проектировщиками в техническом задании на изыскания.
Таблица 9.4

Гидрологические характеристики и сведения, учитываемые при обоснованиях инвестиций и проекте строительства ВЛ и подстанций

┌──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┐
│ при выборе трассы ВЛ │ на выбранной и согласованной трассе ВЛ │
│ и местоположения │ (площадке подстанции) │
│ площадки подстанции │ │
├──────────────────────┴────────────────────────────────────────────────┤
│ III и II группы сложности переходов через водные объекты │
├──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┤
│Количество переходов │Расчетные уровни высоких вод повторяемостью Р %,│
│ │ширина, глубина (средняя и наибольшая) зоны за-│
│ │топления, средние скорости течения (по участкам│
│ │профиля перехода) при расчетных уровнях. │
│Ширина русла или прог-│Выдающийся уровень высоких вод или высший из│
│нозируемой зоны русло-│числа известных, год его наступления и примерная│
│вых и пойменных дефор-│обеспеченность по аналогу; средние и крайние да-│
│маций; длина рекомен-│ты начала и окончания весеннего половодья (паво-│
│дуемого переходного│дочного периода), высший наблюденный уровень;│
│пролета; высота и ус-│продолжительность стояния высоких уровней, ин-│
│тойчивость берегов к│тенсивность подъема и спада; уровень воды сред-│
│размыву; ширина поймы,│ней и низкой межени. │
│глубина ее затопления,│Максимальные расходы воды заданной обеспеченнос-│
│устойчивость к размы-│ти (при необходимости расчета УВВ повторяемостью│
│ву; наличие ледохода│Р % гидравлико-морфометрическим методом). │
│на пойме, его харак-│Ледовые условия - сроки наступления основных фаз│
│тер, размеры льдин и│ледового режима; средние и крайние даты начала и│
│зоны ледохода; наличие│конца весеннего ледохода, высший наблюденный│
│судоходства, высота│уровень воды при весеннем ледоходе, расчетный│
│надводного габарита│уровень высокой воды при заданной обеспеченнос-│
│судов с учетом перс-│ти; зоны ледохода на пойме, наибольшие размеры│
│пективы │льдин руслового и старичного происхождения, схе-│
│ │ма направления движения льдин, угол подхода их к│
│ │трассе в местах установки пойменных опор; толщи-│
│ │на льда наибольшая наблюденная и в предледоход-│
│ │ный период; места образования навалов льда, их│
│ │высота, ширина, протяженность; наличие мест об-│
│ │разования заторов льда, их влияние на режим реки│
│ │на участке перехода; начало возможной ледовой│
│ │переправы. │
│ │Тип руслового процесса, его направленность, ин-│
│ │тенсивность, среднегодовая скорость деформации│
│ │берегов русла и проток; местоположение намывае-│
│ │мых участков берегов; ширина зоны прогнозируемых│
│ │деформаций на срок службы сооружения, глубина│
│ │наибольшего размыва и прогнозируемое положение│
│ │(профиль) русла и проток. │
│ │Комплекс гидроморфологических характеристик пой-│
│ │мы, протоков, русла, его берегов: раститель-│
│ │ность, рельеф, грунты, условия затопления высо-│
│ │кими водами и освобождения, направления течения,│
│ │скорости, уклоны, метки высоких вод и следы ве-│
│ │сеннего ледохода, участки намыва и размыва, рус-│
│ │ловые образования, их влияние на деформацию бе-│
│ │регов с учетом прогноза развития руслового про-│
│ │цесса и пойменных деформаций, тип пойменного│
│ │массива, наличие переправ, период их ограничения│
│ │и т.д. Гидроморфологическая характеристика доли-│
│ │ны, ширина ее; высота, профиль, расчлененность,│
│ │задернованность, устойчивость склонов; ширина│
│ │русла и поймы и наибольшие глубины; высота, про-│
│ │филь, устойчивость берегов русла; деформационные│
│ │процессы │
├──────────────────────┴────────────────────────────────────────────────┤
│ I группа сложности переходов через водные объекты │
├──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┤
│Количество переходов │Гидроморфологическая характеристика долины: ши-│
│ │рина, высота, профиль, расчлененность, задерно-│
│ │ванность, устойчивость склонов; ширина русла и│
│ │поймы и наибольшие глубины; высота, профиль, ус-│
│ │тойчивость берегов русла; деформационные процес-│
│ │сы │
├──────────────────────┴────────────────────────────────────────────────┤
│ I, II, III группы сложности переходов через водные объекты │
├──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┤
│ │Наличие судоходства, вид, класс водного объекта│
│ │по судоходным условиям, высота надводного габа-│
│ │рита судов с учетом перспективы развития судо-│
│ │ходства. │
│ │Наличие лесосплава, его вид, возможность │
│ │выхода на пойму. │
│ │Сведения о существующих и проектируемых │
│ │гидротехнических сооружениях и их влиянии на │
│ │гидрологический режим на участке перехода │
└──────────────────────┴────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┐
Примечание - Состав и объем инженерно-гидрологических изысканий на переходах I группы сложности соответствует составу и объему II группы при условии: расположения опоры в зоне возможного воздействия водного потока в процессе эксплуатации ВЛ; проложения (по согласованию с местными органами) трассы ВЛ вдоль русла в зоне его воздействия.
Таблица 9.5

Метеорологические характеристики, учитываемые при разработке обоснований инвестиций и проекта строительства ВЛ и подстанций

┌──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┐
│ при выборе трассы ВЛ │ на выбранной и согласованной трассе ВЛ │
│ и местоположения │ и площадке подстанции │
│ подстанции │ │
├──────────────────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│Показатели, характери-│Температура воздуха: средние месячные и средняя│
│зующие условия загряз-│годовая; абсолютные минимум и максимум, средний│
│нения атмосферы при-│из абсолютных минимумов; расчетные самой холод-│
│родными источниками│ной пятидневки и при гололеде; продолжительность│
│(солончаки, соленые│теплого и холодного периодов │
│озера, моря и т.д.) и│Ветер: повторяемость направлений по восьми рум-│
│отходами (выбросами)│бам и штилей по месяцам и за год; средняя годо-│
│промышленных предприя-│вая и средняя месячная скорость, максимальная│
│тий │наблюденная и максимальная расчетная с заданной│
│ │повторяемостью; среднее и наибольшее число дней│
│ │с сильным ветром │
│ │Климатические параметры в режимах максимальной│
│ │гололедной нагрузки при ветре и без него, а так-│
│ │же максимальной ветровой нагрузке при гололеде:│
│ │эквивалентная толщина стенки гололеда, ветровая│
│ │нагрузка при гололеде; сведения о закрытости го-│
│ │лоледного станка │
│Основные климатические│Число дней с грозой по месяцам и за год, средне-│
│параметры (по регио-│годовая продолжительность гроз в часах, число│
│нальным картам и спра-│разрядов молний в землю между облаками в горных│
│вочно-методическим ма-│районах │
│териалам) │Число дней с метелями и пыльными бурями по меся-│
│ │цам и за год │
│ │Среднее и наибольшее число дней с туманами и ро-│
│ │сами по месяцам и за год │
│ │Средние суммы атмосферных осадков по месяцам│
│ │теплого и холодного периодов и за год, количест-│
│ │во твердых, смешанных и жидких осадков (в про-│
│ │центах от общего количества) по месяцам и за год│
│ │Средняя декадная высота снежного покрова, сред-│
│ │няя, максимальная и минимальная из наибольших│
│ │высот (по постоянной рейке) за год, плотность│
│ │снежного покрова, даты его появления и схода,│
│ │расчетная снеговая нагрузка │
│ │Средняя глубина промерзания по месяцам, средняя│
│ │из наибольших и наименьших │
└──────────────────────┴────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┐
Для водных объектов I группы сложности в составе инженерных изысканий для обоснования проектной документации следует предусматривать рекогносцировочное обследование участка перехода с уточнением положения створа перехода, определением морфометрических характеристик русла и поймы реки, амплитуды колебаний уровней воды и устойчивости к размыву русла и поймы реки на участке перехода.
Для водных объектов I и III группы сложности в составе инженерных изысканий следует предусматривать детальное обследование участков переходов и наблюдения за гидрологическим режимом при их недостаточной изученности.
Наблюдения за гидрологическим режимом следует проводить в составе, рекомендуемом для изучения гидрологического режима рек на участках мостовых переходов (см. п. 9.3), дополненном работами по изучению поверхностных скоростей и направлений течений.
В результате инженерно-гидрометеорологических изысканий, выполненных для разработки проектной документации, должны быть получены характеристики климатических условий на всем протяжении трассы, расчетные характеристики режима водных объектов и комплекс сведений о гидрологических условиях на участках перехода трассы ВЛ в составе, необходимом для обоснования расстановки переходных опор, выбора их конструкции и, при необходимости, разработки мероприятий и сооружений инженерной защиты (таблицы 9.4 и 9.5).
9.5 Инженерно-гидрометеорологические изыскания для обоснования проектирования трасс магистральных трубопроводов ориентированы, в основном, на определение гидрологических условий водных объектов, пересекаемых трассой трубопровода.
При выборе направления трассы, на стадии обоснований инвестиций в строительство магистрального трубопровода, на основе материалов гидрометеорологической и картографической изученности территории предварительно устанавливают:
климатические условия района;
местоположение и количество малых переходов;
гидрологические условия больших и средних переходов.
Отнесение перехода трассы к той или иной группе сложности следует осуществлять в зависимости от ширины и глубины водного объекта в соответствии с таблицей 9.6.
В случае недостаточной изученности в составе инженерных изысканий должно быть предусмотрено наземное рекогносцировочное обследование участков больших и средних переходов. Обследование малых переходов допускается для участков трассы, прокладываемых в районах с развитой овражно-балочной сетью.
Инженерно-гидрометеорологические изыскания для разработки проектной документации проводятся на выбранном направлении трассы в целях уточнения и детализации гидрологических условий и получения расчетных гидрологических характеристик водных объектов, отнесенных по условиям пересечения трассой трубопровода к большим и средним, а также получения исходных данных для оценки гидрологических условий на участках малых переходов.
Состав инженерно-гидрометеорологических изысканий следует устанавливать с учетом способа прокладки трубопровода и группы сложности его перехода через водные объекты.
При надземном способе проложения трубопровода основное внимание при обследовании пересекаемых водных объектов следует уделять определению высоты максимальных уровней воды, интенсивности и направленности деформационных процессов; при пересечении оврагов - водноэрозионной деятельности и ее интенсивности.
Для проложения трубопровода в земляной перемычке с водопропускным отверстием при обследовании следует также определять условия водохозяйственной деятельности в бассейне реки и гидравлические характеристики русла и поймы.
Подземный способ проложения трубопровода определяет необходимость детальной оценки интенсивности водноэрозионной деятельности, форм ее проявления и направленности, а также устойчивости дна и берегов русла к размыву.
Оценка гидрологических условий малых водотоков производится, как правило, по материалам гидрологической изученности, дополненным результатами рекогносцировочного обследования с комплексом морфометрических работ. При проложении трассы в районах интенсивного развития овражно-балочной сети, рекомендуется выделять эталонные участки (показательные по стоку и водноэрозионной деятельности) и предусматривать для них наблюдения за стоком малых рек, выполняемые в комплексе с работами по изучению водноэрозионной деятельности.
При обследовании больших и средних переходов дополнительно к сведениям, полученным на стадии обоснований инвестиций в строительство трассы магистрального трубопровода, должно быть установлено:
рыбохозяйственное значение реки с местоположением зимовальных ям и нерестилищ;
наличие ниже створа перехода трубопровода поверхностных и грунтово-инфильтрационных водозаборов, пляжей, мест отдыха и туризма;
наличие вблизи перехода якорных стоянок судов и их местоположение;
наличие мест производства дноуглубительных работ;
наличие существующих переходов трубопроводов, либо кабельных линий и опыт их эксплуатации.
Для оценки гидрологических условий средних и больших переходов трассы, неизученных и недостаточно изученных в гидрологическом отношении, в составе инженерных изысканий следует предусматривать организацию наблюдений за характеристиками гидрологического режима и детальное обследование участков переходов.
В состав гидрологических наблюдений на организуемых постах, как правило, включают: измерения температуры, уровней и расходов воды; изучение ледового режима на участке перехода; отбор проб донных отложений; детальное измерение скоростей течения для характеристики их распределения в створе и в плане участка перехода; изучение деформации берегов и дна русла.
Таблица 9.6
┌─────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────┐
│ Группа сложности│ Условия пересечения водного объекта трассой │
│ перехода │ магистрального трубопровода │
├─────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤
│ I │ Ширина зеркала воды в межень для створа пересечения │
│ │ трассой до 30 м при средних глубинах до 1,5 м │
│ │ │
│ II │ То же, от 31 до 75 м при средних глубинах более│
│ │ 1,5 м │
│ │ │
│ III │ То же, менее 75 м, но зона затопления при 20-дневном│
│ │стоянии уровней воды 10%-ной вероятности превышения │
│ │составляет более 500 м │
└─────────────────┴─────────────────────────────────────────────────────┘
┌─────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────┐