Действующий
границы участков трассы, подверженных воздействию опасных гидрометеорологических процессов и явлений (селей, снежных лавин и т. д.);
предварительные расчетные гидрологические характеристики для участков мостовых переходов и эталонных бассейнов малых рек;
типовые конфигурации живых сечений в местах перехода больших рек и предварительные данные по отверстиям и схемам конструкций мостов, подходам к ним, регуляционным и укрепительным сооружениям;
Инженерно-гидрометеорологические изыскания на выбранном направлении трассы автомобильной (железной) дороги проводятся с целью получения исходных данных для гидрометеорологического обоснования проекта ее сооружений и разработки (при возможности воздействия на трассу опасных гидрометеорологических процессов и явлений) мероприятий и сооружений инженерной защиты.
На подготовительном этапе инженерных изысканий для разработки проектной документации изучаются материалы гидрометеорологических обоснований, полученные на стадии обоснований инвестиций в строительство дороги, и осуществляется сбор, анализ и обобщение дополнительных исходных данных.
При необходимости организации и проведения гидрологических и (или) метеорологических наблюдений в составе инженерных изысканий предусматривают следующие виды изыскательских работ:
При сложном гидрологическом режиме водотоков, существенно влияющем на условия эксплуатации трассы, а также в районах с особо сложными природными условиями (сели, карст, снежные лавины и т.д.) и недостаточной их изученностью состав работ на гидрологическом посту может быть значительно расширен, вплоть до включения исследований, выполняемых по специальным программам.
При назначении состава изыскательских работ на эталонных участках трассы следует исходить, как правило, из полной неизученности территории и практического отсутствия рек-аналогов для расчетов характеристик максимального стока малых рек. Состав и содержание работ определяются в зависимости от принимаемого способа оценки характеристик максимального стока.
В результате инженерно-гидрометеорологических изысканий трасс автомобильных и железных дорог должны быть получены гидрометеорологические характеристики в соответствии с таблицей 9.2.
┌──────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐
│Характеристика │ Гидрометеорологические характеристики, учитываемые │
│природных условий │ при решении задач обоснований инвестиций и проекта │
│ │ строительства автомобильных и железных дорог │
│ ├───────────────────────┬────────────────────────────┤
│ │при выборе направления│ дополнительно на выбранном │
│ │трассы автомобильных и│ направлении трассы │
│ │железных дорог │ │
├──────────────────┼───────────────────────┼────────────────────────────┤
│Климат │Экстремальные и средние│Число дней с переходом тем-│
│ │значения температуры и│пературы воздуха через 0°;│
│ │влажности воздуха, ат-│повторяемость и преобладаю-│
│ │мосферных осадков, вет-│щие направления сильных вет-│
│ │ра; наибольшая высота│ров; расчетная максимальная│
│ │снежного покрова и глу-│скорость ветра; порывы вет-│
│ │бина промерзания грун-│ра; число дней с туманом и│
│ │та; атмосферные явления│гололедом; повторяемость│
│ │ │гроз; расчетная толщина│
│ │ │снежного покрова; продолжи-│
│ │ │тельность периодов со снеж-│
│ │ │ным покровом, гололедицей;│
│ │ │преобладающие направления│
│ │ │метелевых ветров, характе-│
│ │ │ристика снегопереноса; све-│
│ │ │дения об экстремальных мете-│
│ │ │орологических явлениях (лив-│
│ │ │ни, ветер и др.) │
│Максимальный сток│Сведения о формировании│Расчетные значения макси-│
│с бассейнов малых│ливневого стока и стока│мальных расходов и уровней│
│рек │весеннего половодья │воды; гидрографы дождевых│
│ │ │паводков и весеннего поло-│
│ │ │водья; суточный максимум│
│ │ │осадков и их интенсивность│
│ │ │для различных интервалов│
│ │ │времени │
│Максимальный сток│Сведения о максимальных│Расчетный максимальный рас-│
│с бассейнов сред-│расходах и уровнях во-│ход воды и его распределение│
│них и больших рек │ды, ледовых условиях │между руслом и поймой; рас-│
│ │ │четный максимальный уровень│
│ │ │воды; характеристики высо-│
│ │ │ких, низких и других харак-│
│ │ │терных уровней воды (весен-│
│ │ │него ледохода, при подвижках│
│ │ │и заторах льда и др.), рас-│
│ │ │четная толщина льда и разме-│
│ │ │ры льдин при ледоходе; укло-│
│ │ │ны водной поверхности при│
│ │ │расчетном уровне и в межень;│
│ │ │средняя расчетная скорость│
│ │ │течения для русла и поймы;│
│ │ │механический состав и сред-│
│ │ │ний диаметр донных отложе-│
│ │ │ний; расчетная высота волн │
│Снежные лавины │Сведения об основных│Сведения о высоте и режиме│
│ │параметрах снежных ла-│снежного покрова и метелях,│
│ │вин │условиях возникновения и│
│ │ │схода лавин, о морфометрии│
│ │ │лавиносборов и прилегающих│
│ │ │участков метелевого переноса│
│ │ │снега, наивысшем положении│
│ │ │линии отрыва лавин, о плот-│
│ │ │ности лавинного потока │
└──────────────────┴───────────────────────┴────────────────────────────┘
Выбор оптимального направления трассы ВЛ и местоположения подстанции должен осуществляться на основе материалов гидрологической, метеорологической и картографической изученности района проложения трассы. Сбору подлежат также сведения об авариях действующих ВЛ в связи с экстремальными нагрузками.
климатические параметры района (определяемые по региональным картам и справочно-методическим материалам);
участки трассы, прокладываемые вдоль водных объектов, а также в зонах возможного воздействия селей и снежных лавин.
Группу сложности перехода трассы ВЛ через водный объект устанавливают с учетом условий, приведенных в таблице 9.3.
Состав инженерно-гидрологических работ определяют в зависимости от ширины водных объектов, пересекаемых трассой, и необходимости установки специальных опор в пределах водной акватории или на пойме.
Для переходов, отнесенных к I группе сложности (малые), следует определять их количество и гидролого-морфологические характеристики долины, учитываемые при расстановке опор ВЛ.
Для переходов через водные объекты II и III групп сложности (средние и большие) в составе инженерных изысканий следует предусматривать:
определение исторического уровня высоких вод, частоты, продолжительности и периода затопления поймы, минимального и максимального уровней воды при ледоходе;
изучение особенностей ледового режима и определение характеристик ледохода на пойме (руслового и старичного льда);
расчеты характеристик гидрологического режима на основе материалов изученности или косвенными методами;
При выборе оптимального направления трассы ВЛ следует, в первую очередь, учитывать следующие условия:
соотношение длины переходного пролета трассы в створе пересечения водного объекта с длиной расчетного пролета данного линейного сооружения;
Перечень гидрологических и метеорологических характеристик, определяемых при инженерно-гидрометеорологических изысканиях для выбора направления трассы ВЛ (местоположения подстанции), содержится в таблицах 9.4 и 9.5.
Инженерно-гидрометеорологические изыскания на выбранном направлении трассы ВЛ выполняются для детализации инженерно-гидрологических условий перехода трассы через водные объекты, установленных на стадии обоснований инвестиций в строительство и получения расчетных гидрологических и метеорологических характеристик, требуемых для обоснования проекта линейных сооружений.
┌──────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐
│ Группа сложности │ Условия перехода трассы ВЛ через водный объект │
│ перехода │ │
├──────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│ I │Водный объект вместе с поймой пересекается одним│
│ │расчетным пролетом на опорах (линейных), принятых│
│ │для проектирования конкретной ВЛ │
│ II │Водный объект, имеет ширину русла и поймы или зону│
│ │возможного размыва берегов, превышающую расчетный│
│ │пролет, требуется, в основном, применение линейных│
│ │опор с подставками или специальная защита фундамен-│
│ │тов │
│ III │Судоходная река, судоходный пролив или канал пересе-│
│ │кается с применением специальных опор высотой 50 м и│
│ │более, а также любое водное пространство пересекае-│
│ │мое пролетом более 700 м независимо от высоты опор │
└──────────────────┴────────────────────────────────────────────────────┘