(Действующий) Ведомственные строительные нормы ВСН 27-76 "Технические указания по...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
где Р - масса сухого образца до истирания, г; - масса сухого образца после истирания, г; S - площадь истирания образца, равная 64 .
За величину износа принимают среднее арифметическое из результатов испытания трех образцов.

11. Определение коэффициента длительной водоустойчивости по износу образцов-балочек

Коэффициент длительной водоустойчивости по износу образцов-балочек вычисляют с точностью 0,01 по формуле
, (17)
где - износ в , насыщенных под вакуумом водой и выдержанных в ней в течение 15 сут аналогично п. 9.1. настоящего приложения образцов-балочек, определяемый аналогично п. 10. настоящего приложения; - износ в водонасыщенных под вакуумом образцов-балочек, определенный по п. 10. настоящего приложения.

12. Определение коэффициента сцепления колеса с мокрым покрытием

Определение коэффициента в лабораторных условиях
12.1. Для определения коэффициента необходимы: маятниковый прибор*(6) МП-3 (рис. 7); форма из стали или чугуна для испытания образцов (ГОСТ 310-60); металлический вкладыш размером 35X40X160 мм к форме; уровень; пластины металлические размером 40X40X1 для установки образцов в требуемом положении; образец-эталон размером 40x40X160 мм из цементного раствора или металлический с насечкой с обозначенным на нем значением (для сухой поверхности) в единицах показания прибора; три образца-балочки, подготовленные к испытанию на износ (см. п. 10.2 настоящего приложения); линейка-шаблон; вода; мел.
12.2. Прибор устанавливают по уровню, закрепляют на рабочем столе металлическую форму и осуществляют поверку и юстировку прибора по образцу-эталону.
12.3. Образец устанавливают в центральной секции собранной формы и выравнивают его по уровню при помощи металлических пластин. Образец должен выступать над стенками формы на 1-2 мм.
640 × 750 пикс.     Открыть в новом окне
12.4. При помощи мерной линейки регулируют высоту закрепления прибора так, чтобы путь трения маятника по образцу был равен  мм.
12.5. Испытания проводят при температуре °С.
656 × 752 пикс.     Открыть в новом окне
12.6. Перед выполнением измерения маятник прибора запорным механизмом закрепляют в исходное положение. Указательную стрелку прибора устанавливают параллельно стержню маятника. Перед каждым испытанием поверхность образца по всей длине трения увлажняют водой в количестве не менее 50 мл.
12.7. Для выполнения измерения нажимом на кнопку запорного механизма производят сброс маятника и его удар по образцу. При движении маятника в обратном направлении останавливают его рукой до момента соприкосновения с поверхностью образца. Подняв башмак маятника при помощи рукоятки, переводят маятник в исходное положение и производят отсчет в единицах показателя скользкости. Затем переводят указательную стрелку в исходное положение и повторяют испытание.
12.8. Первые три показания не учитывают. Испытание повторяют до получения пяти последовательных показаний прибора, отличающихся не более чем на 3 единицы показателя скользкости.
За показатель скользкости образца принимают среднее арифметическое из пяти замеров.
12.9. Перед проведением замеров образец помещают на круг истирания и подвергают износу, как указано в п. 10. настоящего приложения. Через каждый цикл, т.е. 28 оборотов круга, образец очищают от песка и производят замер . Эту операцию повторяют до тех пор, пока значения не начнут уменьшаться. За окончательный результат принимают максимальное значение . После окончания испытания образца на износ также определяют .
12.10. Коэффициент при скорости 60 км/ч определяют по корреляционному графику (рис. 8, прямая 2).
Определение коэффициента в полевых условиях
12.11. Для определения коэффициента необходимы: маятниковый прибор МП-3 (см. рис. 7), линейка-шаблон, термометр для замера температуры воздуха, мерная лента 10 м, уровень, щетка-сметка, вода 50-60 л на 1 км дороги, мел.
12.12. На одном километре дороги каждую полосу движения делят на шесть участков, расстояние между которыми составляет 100-150 м. Протяженность одного участка 20-30 м. На участке выполняют пять замеров через каждые 5-7 м. Замеры производятся на расстоянии 3-3,2 м от кромки покрытия (по полосе движения левых колес автомобилей). Выбирают участок дороги, по возможности горизонтальный, с небольшим продольным уклоном и характерной для данного покрытия структурой поверхности.
12.13. Перед установкой прибора каждое место замера площадью 1  очищают от пыли и грязи щеткой.
12.14. Установку прибора и подготовку его к работе осуществляют в соответствии с п. 12.2 и 12.4 настоящего приложения. При установке прибора предварительно поднимают башмак маятника так, чтобы он не касался поверхности дороги.
12.15. Испытания выполняют в соответствии с п. 12.6-12.8 настоящего приложения.
Количество воды для смачивания поверхности покрытия перед выполнением каждого единичного замера составляет 150-200 мл.
12.16. При расчете коэффициента следует увеличивать или уменьшать значения показаний прибора в зависимости от температуры воздуха в соответствии с табл. 4.
Таблица 4
Поправка к значению в зависимости от температуры воздуха
Температура воздуха, °С
Величина поправки к показаниям прибора
Температура воздуха, °С
Величина поправки к показаниям прибора
0
-7
25
+1
5
-5
30
+2
10
-3
35
+3
15
-2
40
+4
20
0
12.17. Пересчет значений в осуществляют по корреляционному графику (см. рис. 8, прямая 1). Значение на километре для каждой полосы движения вычисляют как среднее арифметическое из значений на каждом месте замера с указанием среднего квадратического отклонения.
12.18. Значение коэффициента можно определить также аналогично п. 7.4.1. "Определение коэффициента сцепления колес автомобиля с поверхностью покрытий и контроль шероховатости покрытия" ВСН 93-73 Минтрансстроя.

13. Определение содержания битума и зернового состава минеральной части

Содержание битума методом экстрагирования и зерновой состав минеральной части после экстрагирования битума определяют согласно ГОСТ 12801-67.

14. Определение износа замыкающего слоя на дороге

14.1. Для определения износа замыкающего слоя необходимы: наборные реперы (авторское свидетельство N 486243, приоритет от 17.07.73), машинное масло (любое). Реперы состоят из шайб диаметром 20-30 мм и толщиной 0,5-1 мм, изготовленных из металла или пластика (рис. 9). Каждая шайба в наборе снабжена определенным числом маркировочных отверстий диаметром 3-4 мм. При толщине шайбы 1 мм число шайб в наборе должно соответствовать толщине слоя в миллиметрах.
14.2. Перед закладкой в покрытие собирают из шайб реперы разной толщины в пределах oт 3 до 7 мм. Средняя толщина репера должна быть на 1-2 мм больше толщины слоя износа в уплотненном состоянии. Шайбы собирают в такой последовательности, чтобы первая имела одно отверстие, вторая - два отверстия и т.д. Число отверстий у последней шайбы должно быть равно толщине репера в миллиметрах. Шайбы склеивают между собой тонким слоем машинного масла и упаковывают в бумажные или целлофановые пакетики.
14.3. Реперы устанавливают в количестве 2 шт. на поперечнике полосы движения: один на расстоянии 50-70 см, а другой на расстоянии 3-3,2 м от кромки покрытия.
Реперы устанавливают через каждые 3-5 км не менее чем на трех поперечниках на 1 км.
583 × 1155 пикс.     Открыть в новом окне
14.4. При установке реперов в процессе укладки замыкающего слоя их втапливают в свежеуложенный слой до упора в обрабатываемое покрытие таким образом, чтобы шайба с одним отверстием была внизу. После подсыхания смеси и ее уплотнения движущимся транспортом лишние шайбы удаляют.
14.5. При установке реперов в уже сформировавшийся слой вырубают шлямбуром лунку в покрытии на толщину замыкающего слоя и устанавливают репер соответствующей толщины аналогично предыдущему пункту. Края лунки смазывают битумом для сцепления с репером.
14.6. Поперечники с реперами привязывают на местности. В журнале указывают место установки реперов. Через месяц после укладки репера в свежеуложенный слой или после укладки в сформировавшийся слой в журнал записывают число отверстий в верхней шайбе.
14.7. В процессе истирания слоя выступающие над ним шайбы удаляются колесами проходящих автомобилей, а число отверстий обнажившейся шайбы указывает оставшуюся толщину слоя в миллиметрах. Если при отсчете шайба выступает над покрытием, ее удаляют и только тогда производят отсчет.
14.8. За износ слоя принимают скорость его истирания, равную разнице между числом отверстий через год и месяц после укладки шлама.
14.9. Наблюдения ведутся не менее двух лет. Ориентировочно срок службы защитного слоя можно определить через год наблюдений.

15. Определение глубины шероховатости h методом песчаного пятна