Действующий
По двустадийному способу получения пастовых шламов вначале готовят пасту в мешалках циклического действия со скоростью вращения лопастей более 30 об/мин, а затем шлам в тех же мешалках или в мешалках с принудительным или свободным перемешиванием со скоростью вращения лопастей или барабана не менее 20 об/мин.
При двустадийном совмещенном способе пасту и шлам готовят последовательно в одной и той же мешалке. При двустадийном раздельном способе пасту и шлам готовят в разных мешалках или в одной и той же мешалке, но с перегрузкой пасты в промежуточную емкость. Анионные шламы готовят по двустадийному раздельному способу. Вначале готовят эмульсию на специальных базах или в специальных цехах, а затем - шлам по двустадийному способу.
рис. 1, а). Замыкающие слои предусматривают на покрытиях с закрытой поверхностью (асфальто- и цементобетонных, черно- и белощебеночных) с целью: возобновления изношенной части старых покрытий; предотвращения проникания атмосферной влаги в обрабатываемое покрытие (с повышенной против допустимой пористостью); ликвидации повреждений в виде выкрашивания как отдельных щебенок, так и растворной части; повышения сцепных свойств обрабатываемого покрытия; улучшения эстетического вида покрытия.
1.2.2. Замыкающие слои (слои износа) толщиной 3-8 мм (в уплотненном состоянии) устраивают путем укладки жидкой смеси на обрабатываемую поверхность покрытий дорог с интенсивностью движения не более 3000 авт./сут (
1.2.3. Если требуется возобновить изношенную часть старого покрытия более чем на 8 мм, то обработку выполняют в два или несколько слоев (
Заполняющие слои (рис. 1, в, д, з) предусматривают на покрытиях с открытой поверхностью и замкнутыми порами (на поверхностной обработке с применением горячего битума или эмульсии и щебня, на асфальто- и цементобетонных покрытиях с шелушащейся поверхностью и др.) с целью: увеличения износостойкости; закрепления щебенок в поверхностном слое; возобновления растворной части; возобновления или увеличения первоначальных сцепных свойств.
рис. 1, е) или сочетающие замыкающий слой и втапливаемый в него черный или белый щебень (рис. 1, ж), предусматривают с теми же целями, что и замыкающие слои по п. 1.2.2, но на дорогах с интенсивностью движения более 3000 авт./сут и при более высоких требованиях к сцепным свойствам покрытия (коэффициент сцепления ).
1.2.6.2. Комбинированные слои, сочетающие поверхностную обработку (с применением горячего битума или эмульсии и щебня) и заполняющий слой (
рис. 1, з), предусматривают в тех же случаях, что и комбинированные слои по п. 1.2.6.1, но на дорогах с интенсивностью движения более 3000 авт./сут и при более высоких требованиях к сцепным свойствам покрытия ( ).
1.2.6.3. Комбинированные слои, сочетающие заполняющий или закупорочный слой, замыкающий слой и втапливаемый в него черный или белый щебень (Рекомендуемые типы защитных слоев и смесей для их устройства с учетом характеристики обрабатываемого покрытия, интенсивности и условий движения
Характеристика обрабатываемого покрытия | Рекомендуемый тип защитного слоя по рис. 1 | Рекомендуемые типы смесей при интенсивности движения, авт./сут | ||||||||
Вид и состояние | Условия движения | Значения фи | ||||||||
до обработки | требуемые | более 3000 | более 1000-3000 | 200-1000 | менее 200 | |||||
Покрытия с закрытой поверхностью по п. 1.2.2. | Легкие | Любые | 0,45 | Замыкающий (износа) (рис. 1, а) | А-С | А-М | А-М | |||
Затрудненные | " | 0,50 | То же | - | А-П | А-С | А-М | |||
Опасные | " | 0,60 | А-П | А-С; Б-П | Б-С; В-С | Б-М; В-М | ||||
То же (изношенное более чем на 8 мм) | Легкие | " | 0,45 | Замыкающий (износа) (рис. 1, б) | - | А-С | А-М | А-М | ||
Б-С; В-П | Б-М; В-С | Б-М; В-М | ||||||||
Затрудненные | " | 0,50 | То же | - | А-П | А-С | А-М | |||
Б-С; В-П | Б-М; В-С | Б-М; В-М |
Характеристика обрабатываемого покрытия | Рекомендуемый тип защитного слоя по рис. 1 | Рекомендуемые типы смесей при интенсивности движения, авт./сут | |||||||
Вид и состояние | Условия движения | Значения фи | |||||||
до обработки | требуемые | более 3000 | более 1000-3000 | 200-1000 | менее 200 | ||||
Покрытия с открытой поверхностью и замкнутыми порами по п. 1.2.4. | Опасные | " | 0,60 | А-П | А-С; Б-П | Б-С; В-С | Б-М; В-М | ||
Легкие | 0,45 и менее | 0,45 | Заполняющий (рис. 1, в) | А-П | А-С | А-М | А-М | ||
" | Более 0,45- -0,50 | 0,45 | Б-П; В-П | Б-С; В-С | Б-М; В-М | Б-М; В-М | |||
Затрудненные | " | 0,50 | А-П | А-С | А-М | А-М | |||
Легкие | Более 0,50 | 0,45 | В-П | В-С | В-М | В-М; Г | |||
Затрудненные | " | 0,50 | Б-П | Б-С | Б-М | Б-М; Г | |||
То же (изношено более чем на 8 мм) | Опасные | 0,60 и более | 0,60 | А-П | А-С | А-М | А-М; Г | ||
Легкие | Любые | 0,45 | Комбинированный (рис. 1, д) | - | А-С | А-М | А-М | ||
Б-С; В-С | Б-М; В-М | Б-М; В-М | |||||||
Затрудненные | " | 0,50 | - | А-П | А-С | А-М | |||
Б-С; В-C | В-С; Б-С | Б-М; В-М | |||||||
Опасные | " | 0,60 | Комбинированный (рис. 1, з) | - | А-С; Б-П | Б-С; В-С | Б-М; В-М | ||
Б-С; В-С | Б-М; В-М | Б-М; В-М | |||||||
Покрытия и обочины с открытой поверхностью и сквозными порами по п. 1.2.5. | При любых условиях | " | Тот же, что и до обработки | Закупорочный (рис. 1, г) | Б-М; В-М и Г независимо от интенсивности движения |
Учитывая необходимость получения близких по значению показателей физико-механических свойств материала для замыкающих и заполняющих слоев покрытий, подверженных различной степени уплотнения, тип смеси назначают в зависимости от интенсивности движения:
Смеси типа П для интенсивности движения 1000-3000 авт./сут и типа С для интенсивности 200-1000 авт./сут позволяют получить более высокий коэффициент сцепления колеса с покрытием, чем смеси типов С и М соответственно.
ВСН 23-75) Минавтодора РСФСР.
1.2.11. При устройстве защитных слоев на обочинах необходимо наносить краевую линию в соответствии с "Указаниями по разметке автомобильных дорог" (
табл. 2, за исключением п. 2.2 этой таблицы.
2.1. Показатели свойств битумных шламов, предназначенных для устройства замыкающих и заполняющих слоев, должны удовлетворять требованиям, указанным в
3.1.1. Для приготовления битумных шламов применяют нефтяные дорожные вязкие битумы по ГОСТ 22245-76 марок БНД-60/90, БНД-90/130 и БНД-130/200 во II и III дорожно-климатических зонах и марок БНД-40/60, БНД-60/90 и БНД-90/130 в IV и V дорожно-климатичееких зонах (см.
N п/п | Показатели свойств | Значения показателей | Методы испытаний смесей по приложению | |
1 | 2 | 3 | ||
1. Требования к битумным шламам в жидком состоянии | ||||
1.1 | Консистенция смеси по растеканию К_р*, см. для смесей типов: | |||
А, Б | 10 - 16 | |||
В, Г | 14 - 18 | |||
1.2 | Расслаивание P_p, % по маcce, не более, для смесей типов: | |||
А, Б | 10 | |||
В, Г | 5 | |||
2. Требования к битумным шламам в твердом сформировавшемся состоянии | ||||
2.1 | Водонасыщение образцов-таблеток под вакуумом W, % объема, не более, для смесей типов: | |||
А | 4 | |||
Б, В, Г | 3 | |||
2.2 | Коэффициент водопроницаемости образцов-таблеток К_п, см/с, не более, для смесей типов: | |||
А, Б | 5 х 10(-8) | |||
В | 1 х 10(-8) | |||
Г | 0,2 х 10(-8) | |||
2.3 | Набухание вакуумированных образцов-таблеток Н после 15 сут. выдерживания их в воде, % по объему не более | 1,5 | ||
2.4 | Износ водонасыщенных под вакуумом образцов-балочек И_в, г/см2, не более для дорог с интенсивностью движения авт./сут: | |||
более 2000 | 0,20 | |||
1000-2000 | 0,30 | |||
менее 1000 | 0,40 | |||
2.5 | Коэффициент длительной водоустойчивости по износу тонкослойных образцов-балочек К_дви=И_в:И_дв, не менее, для смесей типов: | |||
А, Б | 0,75 | |||
В, Г | 0,80 | |||
2.6 | Коэффициент сцепления колеса с мокрым покрытием фи, для смесей типа А | См. табл. 1, примечание 1 | ||
2.7 | То же, после испытания балочек на износ по п. 2.4. настоящей табл., не менее | фи - 0,05 | ||
2.8 | Глубина шероховатости h, мм, для смесей типа А не менее | 0,5 |
3.1.2. Разрешается применять нефтяные строительные битумы по ГОСТ 6617-56 при условии разжижения их до марок, указанных в
п. 2 приложения 3), каменноугольное масло по ГОСТ 2770-59 (см. п. 3 приложения 3), мазуты по ГОСТ 10565-75, каменноугольные дегти по ГОСТ 4641-74 (см. п. 4 приложения 3), вяжущие нефтяные по ТУ 38001200-74 Миннефтехимпрома СССР (см. п. 5 приложения 3) и гудроны, отвечающие техническим требованиям Гипродорнии [Технические указания по применению нефтяных гудронов (остаточных битумов) в дорожном строительстве", Гипродорнии, Минавтодор РСФСР, Москва, 1975], моторное топливо по ГОСТ 1667-68, экстракты селективной очистки масел.
3.1.3. Для нефтяных, дорожных и строительных битумов в качестве разжижителей применяют жидкие битумы по ГОСТ 11955-74 (см.
Ориентировочное количество разжижителя для получения битума заданной вязкости приведено в п. 6 приложения 3.