Действующий
Взамен "Временных технических указаний
по применению дорожных литых
эмульсионно-минеральных смесей (битумных шламов)
для устройства защитных слоев при строительстве и
ремонте автомобильных дорог"
по применению дорожных литых
эмульсионно-минеральных смесей (битумных шламов)
для устройства защитных слоев при строительстве и
ремонте автомобильных дорог"
В настоящих Технических указаниях рассмотрены вопросы проектирования, приготовления, применения и оценки качества пастовых и анионных битумных шламов. Катионные шламы в настоящем документе не рассматриваются.
Битумные шламы являются разновидностью эмульсионно-минеральных смесей, отличающихся жидкой консистенцией, благодаря которой они легко распределяются тонким слоем по поверхности покрытия и могут частично или полностью проникать в его поры. Это позволяет применять их для устройства практически водонепроницаемых и достаточно износостойких защитных слоев на проезжей части и обочинах автомобильных дорог. При необходимости защитным слоям из битумных шламов может быть придана требуемая шероховатость.
Технические указания разработаны в Гипродорнии взамен "Временных технических указаний по применению дорожных литых эмульсионно-минеральных смесей (битумных шламов) для устройства защитных слоев при строительстве и ремонте автомобильных дорог" ВСН 14-73 на основе исследований, проведенных Гипродорнии и его филиалами в 1973-1975 гг., а также обобщения отечественного и зарубежного опыта применения битумных шламов.
Технические указания составлены канд. техн. наук Г.С. Бахрахом (научный руководитель работы) и инж. Л.Г. Паниной (ответственный исполнитель). В написании отдельных разделов принимали участие: канд. техн. наук Л.А. Горелышева (п. 3, 4.2) и п. 1, 2 приложения 1; инж. Н.А. Вайнберг, канд.техн. наук В.П. Сорока и инж. В.П. Гомонов (приложение 5); канд. техн. наук Т.Г. Ямпольская (приложение 7); инж. Б.Н. Уткин (п. 7).
В проведении исследований и обобщении имеющегося опыта, результаты которых нашли отражение в настоящем документе, принимали участие: Г.С. Бахрах, Л.Г. Панина, Л.А. Горелышева, Л.В. Гладкова, В.П. Гомонов, В.М. Карамышева и С.М. Акиншин (Гипродорнии), П.П. Давыдова и Б.Д. Волкова (Ростовский филиал Гипродорнии), В.П. Леонтьев и Н.Г. Ехлакова (Свердловский филиал Гипродорнии).
Большую помощь в обобщении опыта дорожных подразделений Главдорюга# оказал инж. В.А. Раков. При составлении указаний учтены опыт и замечания производственных Главков Минавтодора РСФСР и его подразделений: Ставропольавтодора, Волгоградавтодора, Краснодаравтодора, Белгородавтодора, Астраханьавтодора, Челябинскавтодора, Омскавтодора, Курганавтодора, Кемеровавтодора, Свердловскавтодора, а также Росдороргтехстроя.
Настоящие Технические указания распространяются на производство работ по устройству защитных слоев на автомобильных дорогах с применением пастовых и анионных битумных шламов.
По двустадийному способу получения пастовых шламов вначале готовят пасту в мешалках циклического действия со скоростью вращения лопастей более 30 об/мин, а затем шлам в тех же мешалках или в мешалках с принудительным или свободным перемешиванием со скоростью вращения лопастей или барабана не менее 20 об/мин.
При двустадийном совмещенном способе пасту и шлам готовят последовательно в одной и той же мешалке. При двустадийном раздельном способе пасту и шлам готовят в разных мешалках или в одной и той же мешалке, но с перегрузкой пасты в промежуточную емкость. Анионные шламы готовят по двустадийному раздельному способу. Вначале готовят эмульсию на специальных базах или в специальных цехах, а затем - шлам по двустадийному способу.
рис. 1, а). Замыкающие слои предусматривают на покрытиях с закрытой поверхностью (асфальто- и цементобетонных, черно- и белощебеночных) с целью: возобновления изношенной части старых покрытий; предотвращения проникания атмосферной влаги в обрабатываемое покрытие (с повышенной против допустимой пористостью); ликвидации повреждений в виде выкрашивания как отдельных щебенок, так и растворной части; повышения сцепных свойств обрабатываемого покрытия; улучшения эстетического вида покрытия.
1.2.2. Замыкающие слои (слои износа) толщиной 3-8 мм (в уплотненном состоянии) устраивают путем укладки жидкой смеси на обрабатываемую поверхность покрытий дорог с интенсивностью движения не более 3000 авт./сут (
1.2.3. Если требуется возобновить изношенную часть старого покрытия более чем на 8 мм, то обработку выполняют в два или несколько слоев (
Заполняющие слои (рис. 1, в, д, з) предусматривают на покрытиях с открытой поверхностью и замкнутыми порами (на поверхностной обработке с применением горячего битума или эмульсии и щебня, на асфальто- и цементобетонных покрытиях с шелушащейся поверхностью и др.) с целью: увеличения износостойкости; закрепления щебенок в поверхностном слое; возобновления растворной части; возобновления или увеличения первоначальных сцепных свойств.
рис. 1, е) или сочетающие замыкающий слой и втапливаемый в него черный или белый щебень (рис. 1, ж), предусматривают с теми же целями, что и замыкающие слои по п. 1.2.2, но на дорогах с интенсивностью движения более 3000 авт./сут и при более высоких требованиях к сцепным свойствам покрытия (коэффициент сцепления ).
1.2.6.2. Комбинированные слои, сочетающие поверхностную обработку (с применением горячего битума или эмульсии и щебня) и заполняющий слой (
рис. 1, з), предусматривают в тех же случаях, что и комбинированные слои по п. 1.2.6.1, но на дорогах с интенсивностью движения более 3000 авт./сут и при более высоких требованиях к сцепным свойствам покрытия ( ).
1.2.6.3. Комбинированные слои, сочетающие заполняющий или закупорочный слой, замыкающий слой и втапливаемый в него черный или белый щебень (Рекомендуемые типы защитных слоев и смесей для их устройства с учетом характеристики обрабатываемого покрытия, интенсивности и условий движения
Характеристика обрабатываемого покрытия | Рекомендуемый тип защитного слоя по рис. 1 | Рекомендуемые типы смесей при интенсивности движения, авт./сут | ||||||||
Вид и состояние | Условия движения | Значения фи | ||||||||
до обработки | требуемые | более 3000 | более 1000-3000 | 200-1000 | менее 200 | |||||
Покрытия с закрытой поверхностью по п. 1.2.2. | Легкие | Любые | 0,45 | Замыкающий (износа) (рис. 1, а) | А-С | А-М | А-М | |||
Затрудненные | " | 0,50 | То же | - | А-П | А-С | А-М | |||
Опасные | " | 0,60 | А-П | А-С; Б-П | Б-С; В-С | Б-М; В-М | ||||
То же (изношенное более чем на 8 мм) | Легкие | " | 0,45 | Замыкающий (износа) (рис. 1, б) | - | А-С | А-М | А-М | ||
Б-С; В-П | Б-М; В-С | Б-М; В-М | ||||||||
Затрудненные | " | 0,50 | То же | - | А-П | А-С | А-М | |||
Б-С; В-П | Б-М; В-С | Б-М; В-М |
Характеристика обрабатываемого покрытия | Рекомендуемый тип защитного слоя по рис. 1 | Рекомендуемые типы смесей при интенсивности движения, авт./сут | |||||||
Вид и состояние | Условия движения | Значения фи | |||||||
до обработки | требуемые | более 3000 | более 1000-3000 | 200-1000 | менее 200 | ||||
Покрытия с открытой поверхностью и замкнутыми порами по п. 1.2.4. | Опасные | " | 0,60 | А-П | А-С; Б-П | Б-С; В-С | Б-М; В-М | ||
Легкие | 0,45 и менее | 0,45 | Заполняющий (рис. 1, в) | А-П | А-С | А-М | А-М | ||
" | Более 0,45- -0,50 | 0,45 | Б-П; В-П | Б-С; В-С | Б-М; В-М | Б-М; В-М | |||
Затрудненные | " | 0,50 | А-П | А-С | А-М | А-М | |||
Легкие | Более 0,50 | 0,45 | В-П | В-С | В-М | В-М; Г | |||
Затрудненные | " | 0,50 | Б-П | Б-С | Б-М | Б-М; Г | |||
То же (изношено более чем на 8 мм) | Опасные | 0,60 и более | 0,60 | А-П | А-С | А-М | А-М; Г | ||
Легкие | Любые | 0,45 | Комбинированный (рис. 1, д) | - | А-С | А-М | А-М | ||
Б-С; В-С | Б-М; В-М | Б-М; В-М | |||||||
Затрудненные | " | 0,50 | - | А-П | А-С | А-М | |||
Б-С; В-C | В-С; Б-С | Б-М; В-М | |||||||
Опасные | " | 0,60 | Комбинированный (рис. 1, з) | - | А-С; Б-П | Б-С; В-С | Б-М; В-М | ||
Б-С; В-С | Б-М; В-М | Б-М; В-М | |||||||
Покрытия и обочины с открытой поверхностью и сквозными порами по п. 1.2.5. | При любых условиях | " | Тот же, что и до обработки | Закупорочный (рис. 1, г) | Б-М; В-М и Г независимо от интенсивности движения |