(Действующий) Межгосударственный стандарт ГОСТ 1578-76 "Спидометры автомобильные и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
1.22. Расстояние между указательным концом стрелки и плоскостью циферблата не должно превышать 4,0 мм, если другое не оговорено в нормативных и (или) технических документах на спидометры конкретного типа.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 4).
1.23. Вариация показаний спидометра не должна превышать абсолютное значение предела допускаемой основной погрешности.
(Измененная редакция, Изм. N 3, 4).

2. Правила приемки

2.1. Спидометры должны подвергаться государственным*(2), приемосдаточным, периодическим испытаниям и испытаниям на надежность.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
2.2. Порядок проведения государственных*(2) испытаний по ГОСТ 8.001*(3), ГОСТ 8.383*(3).
2.3. Приемосдаточным испытаниям следует подвергать каждый спидометр на соответствие требованиям пп. 1.1 (внешний вид) - 1.4; 1.7; 1.14; 1.20; 1.21; 4.1 настоящего стандарта. Требования п. 1.22 следует проверять выборочно 2% от партии, но не менее чем на трех спидометрах.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3, 4).
2.4. Периодическим испытаниям следует подвергать не менее трех спидометров базовых моделей, из числа прошедших приемосдаточные испытания не реже одного раза в год на соответствие всем требованиям настоящего стандарта, кроме пп. 1.16; 1.18. Требования п. 1.18 следует проверять при государственных приемочных испытаниях.*(4)
Если при периодических испытаниях будет обнаружено несоответствие спидометров хотя бы одному из требований настоящего стандарта, то следует проводить повторные испытания удвоенного числа спидометров.
Повторные испытания допускается проводить по сокращенной программе, но обязательно по пунктам несоответствия. Результаты повторных испытаний являются окончательными.
(Измененная редакция, Изм. N 3, 4).
2.5. Испытания спидометров на надежность (п. 1.16) следует проводить не реже одного раза в три года. Планы контроля должны быть установлены в нормативно-технической документации на спидометры конкретного вида.
2.6. Потребитель может производить проверку спидометров путем сплошного контроля по пп. 1.1; 1.3; 1.14 (внешний вид), а по п. 1.7 (основная погрешность), п. 1.21 (смещение стрелки от начальной отметки шкалы) и п. 4.1 (маркировка) - путем выборочного контроля в количестве 5% от проверяемой партии, но не менее 3 шт. В партию должно входить не более 100 спидометров.
Если при проведении выборочного контроля спидометры не отвечают требованиям одного из пунктов, то проводится повторная проверка этого же пункта на удвоенном количестве спидометров той же партии.
Результаты повторной проверки являются окончательными.
2.5, 2.6. (Измененная редакция, Изм. N 3).

3. Методы испытаний

3.1. Методы испытаний - по ГОСТ 25651 и настоящему стандарту.
Внешний вид (п. 1.1) и соответствие спидометров требованиям пп. 1.2; 1.3; 1.14; 1.19-1.21 следует проверять визуально.
Установку показаний счетчика на нуль (п. 1.4) проверяют при определении основной погрешности.
Размеры проверяют с помощью универсальных измерительных средств или специальных калибров.
Расстояние стрелки от поверхности циферблата (п. 1.22) следует проверять при сборке спидометра.
Вариацию показаний (п. 1.23) следует определять на установках с плавным изменением частоты вращения на числовой отметке, близкой к среднему значению диапазона показаний.
Плавность перемещения стрелки следует проверять при плавном возрастании скорости привода спидометра или при отключении привода на последней контролируемой отметке в диапазоне измерений.
3.2. Основную погрешность (п. 1.7) следует определять при возрастающей скорости привода спидометра на установках, обеспечивающих фиксированные, в том числе и ступенчатые, скорости, соответствующие проверяемым числовым отметкам шкалы. При этом проверка производится при положении шкалы под углом к горизонтали, равным 70-90° для автомобильных спидометров и 10-30° - для мотоциклетных спидометров.
Погрешность контрольных установок должна быть не менее чем в 4 раза ниже предела допускаемой основной погрешности проверяемых спидометров.
Отсчитывание показаний производится при легком постукивании по спидометру или при воздействии вибрации с частотой Гц и ускорением не более 3 .
Проверка основной погрешности должна проводиться одним из способов:
Первый способ. Заданное действительное значение скорости устанавливается по контрольному прибору установки или воспроизводится установкой, при этом осевая линия стрелки спидометра должна находиться в зоне допускаемых погрешностей, ограниченной контрольными отметками на шкале.
Второй способ. Стрелка спидометра устанавливается на выбранную отметку шкалы, при этом осевая линия стрелки совмещается с серединой отметки, и действительное значение скорости отсчитывается по контрольному прибору установки.
Основную погрешность спидометра , км/ч, определяют по формуле
,
где - показания спидометра, км/ч;
V - действительное значение измеряемой величины, км/ч.
Основную погрешность спидометра с двумя шкалами "миль/ч" и "км/ч" определяют по шкале "км/ч".
После этой проверки стрелка спидометра должна возвращаться в исходное положение, соответствующее требованиям п. 1.21.
Проверку основной погрешности следует производить на числовых отметках шкалы спидометров грузовых автомобилей при скорости до 80 км/ч (включительно) и спидометров легковых автомобилей и мотоциклов при скорости до 100 км/ч (включительно). При более высоких скоростях спидометры следует проверять только по заказу потребителя. Основную погрешность базовых моделей автомобильных спидометров с передаточным отношением 1000:1, проектирование которых начато после 01.01.89, следует определять не менее чем на трех отметках шкалы, равномерно распределенных по диапазону измерений до 80% предельного значения шкалы. При выборе скоростей для определения основной погрешности допускается учитывать ограничения скоростного режима автомобилей.
Для скорости до 20 км/ч включительно основную погрешность не определяют, если другое не оговорено в нормативных и (или) технических документах на спидометры конкретного типа.
3.1, 3.2. (Измененная редакция, Изм. N 2, 3, 4).
3.3. Дополнительную (температурную) погрешность (п. 1.8) следует определять сравнением показаний, снятых после выдержки спидометров в неработающем состоянии в течение 3 ч при температуре, указанной в п. 1.8 с показаниями, снятыми до испытаний при температуре плюс °C, на отметке, расположенной в средней части шкалы.
Снятие показаний после выдержки спидометров в температурных камерах следует производить при нахождении приборов внутри камер холода (тепла) или в течение 5 мин после извлечения из них.
Отсчет показаний производят при легком постукивании по спидометру или при вибрации с частотой  Гц и ускорением не более 3 .
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).
3.4. Проверку на сохранение работоспособности спидометров в диапазоне температур (п. 1.9) следует проводить после выдержки их в неработающем состоянии в течение 3 ч при температуре минус °C и при температуре плюс °C, после чего при нахождении спидометров в камере холода (тепла) или в течение 5 мин после извлечения из камер спидометры следует проверять на одной из отметок в средней части шкалы. При этом приборы должны выполнять свои функции без измерения нормированных параметров.
После доведения температуры спидометров до °C основная погрешность должна оставаться в пределах, указанных в п. 1.7.
Испытание на влагостойкость проводят следующим образом. Спидометры устанавливают в камеру влажности внутренним объемом не менее трех объемов спидометра. Температура и относительная влажность в камере - по п. 1.9. Перемешивание воздуха в камере влажности должен обеспечивать вентилятор. После 96 ч выдержки в камере влажности спидометры должны быть работоспособными без предварительной просушки.
Испытания на влагостойкость спидометров исполнений Т и 0 - по ГОСТ 15151.