Действующий
*(2), приемосдаточным, периодическим испытаниям и испытаниям на надежность.
2.1. Спидометры должны подвергаться государственным
2.4. Периодическим испытаниям следует подвергать не менее трех спидометров базовых моделей, из числа прошедших приемосдаточные испытания не реже одного раза в год на соответствие всем требованиям настоящего стандарта, кроме
Если при периодических испытаниях будет обнаружено несоответствие спидометров хотя бы одному из требований настоящего стандарта, то следует проводить повторные испытания удвоенного числа спидометров.
Повторные испытания допускается проводить по сокращенной программе, но обязательно по пунктам несоответствия. Результаты повторных испытаний являются окончательными.
п. 1.16) следует проводить не реже одного раза в три года. Планы контроля должны быть установлены в нормативно-технической документации на спидометры конкретного вида.
2.5. Испытания спидометров на надежность (
Если при проведении выборочного контроля спидометры не отвечают требованиям одного из пунктов, то проводится повторная проверка этого же пункта на удвоенном количестве спидометров той же партии.
Вариацию показаний (п. 1.23) следует определять на установках с плавным изменением частоты вращения на числовой отметке, близкой к среднему значению диапазона показаний.
Плавность перемещения стрелки следует проверять при плавном возрастании скорости привода спидометра или при отключении привода на последней контролируемой отметке в диапазоне измерений.
п. 1.7) следует определять при возрастающей скорости привода спидометра на установках, обеспечивающих фиксированные, в том числе и ступенчатые, скорости, соответствующие проверяемым числовым отметкам шкалы. При этом проверка производится при положении шкалы под углом к горизонтали, равным 70-90° для автомобильных спидометров и 10-30° - для мотоциклетных спидометров.
3.2. Основную погрешность (
Погрешность контрольных установок должна быть не менее чем в 4 раза ниже предела допускаемой основной погрешности проверяемых спидометров.
Отсчитывание показаний производится при легком постукивании по спидометру или при воздействии вибрации с частотой Гц и ускорением не более 3 .
Первый способ. Заданное действительное значение скорости устанавливается по контрольному прибору установки или воспроизводится установкой, при этом осевая линия стрелки спидометра должна находиться в зоне допускаемых погрешностей, ограниченной контрольными отметками на шкале.
Второй способ. Стрелка спидометра устанавливается на выбранную отметку шкалы, при этом осевая линия стрелки совмещается с серединой отметки, и действительное значение скорости отсчитывается по контрольному прибору установки.
После этой проверки стрелка спидометра должна возвращаться в исходное положение, соответствующее требованиям п. 1.21.
Проверку основной погрешности следует производить на числовых отметках шкалы спидометров грузовых автомобилей при скорости до 80 км/ч (включительно) и спидометров легковых автомобилей и мотоциклов при скорости до 100 км/ч (включительно). При более высоких скоростях спидометры следует проверять только по заказу потребителя. Основную погрешность базовых моделей автомобильных спидометров с передаточным отношением 1000:1, проектирование которых начато после 01.01.89, следует определять не менее чем на трех отметках шкалы, равномерно распределенных по диапазону измерений до 80% предельного значения шкалы. При выборе скоростей для определения основной погрешности допускается учитывать ограничения скоростного режима автомобилей.