Действующий
1.15. Защита от коррозии деталей спидометров должна соответствовать требованиям ГОСТ 3940.
Адгезия лакокрасочного покрытия с поверхностью наружных лицевых деталей должна быть не ниже 2 балла по
ГОСТ 15140.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
1.16. Номенклатура и значения показателей надежности спидометров должны соответствовать показателям надежности транспортного средства, для которого они предназначены, и устанавливаться в нормативных и (или) технических документах на спидометры конкретного вида.
Спидометры являются неремонтируемыми изделиями.
Критерием предельного состояния спидометра является выход основной погрешности спидометра и (или) погрешности счетчиков за пределы, указанные в
табл. 3 и в
п. 1.18 соответственно.
(Измененная редакция, Изм. N 3, 4).
1.17. (Исключен, Изм. N 4).
1.18. Погрешность счетчиков спидометра не должна выходить за пределы
% от измеряемого значения.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 4).
1.19. Угол круговой шкалы должен составлять не менее 180°.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
1.20. Отметки на шкале должны быть нанесены через каждые 1, 2, 5 или 10 км/ч. Числовые отметки шкалы должны быть нанесены через каждые 20 км/ч. Допускается наносить числовые отметки шкалы через меньшие интервалы.
(Измененная редакция, Изм. N 3, 4).
1.21. Смещение стрелки по отношению к нулевой отметке шкалы (механический упор) не должно превышать 10% предельного значения шкалы. В спидометрах, не имеющих механического упора, в режиме работы без нагрузки стрелка не должна выходить за пределы начальной отметки шкалы до образования просвета.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
1.22. Расстояние между указательным концом стрелки и плоскостью циферблата не должно превышать 4,0 мм, если другое не оговорено в нормативных и (или) технических документах на спидометры конкретного типа.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 4).
1.23. Вариация показаний спидометра не должна превышать абсолютное значение предела допускаемой основной погрешности.
(Измененная редакция, Изм. N 3, 4).
2.1. Спидометры должны подвергаться государственным
*(2), приемосдаточным, периодическим испытаниям и испытаниям на надежность.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
2.2. Порядок проведения государственных
*(2) испытаний по ГОСТ 8.001
*(3), ГОСТ 8.383
*(3).
2.3. Приемосдаточным испытаниям следует подвергать каждый спидометр на соответствие требованиям
пп. 1.1 (внешний вид) -
1.4;
1.7;
1.14;
1.20;
1.21;
4.1 настоящего стандарта. Требования
п. 1.22 следует проверять выборочно 2% от партии, но не менее чем на трех спидометрах.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3, 4).
2.4. Периодическим испытаниям следует подвергать не менее трех спидометров базовых моделей, из числа прошедших приемосдаточные испытания не реже одного раза в год на соответствие всем требованиям настоящего стандарта, кроме
пп. 1.16;
1.18. Требования
п. 1.18 следует проверять при государственных приемочных испытаниях.
*(4)
Если при периодических испытаниях будет обнаружено несоответствие спидометров хотя бы одному из требований настоящего стандарта, то следует проводить повторные испытания удвоенного числа спидометров.
Повторные испытания допускается проводить по сокращенной программе, но обязательно по пунктам несоответствия. Результаты повторных испытаний являются окончательными.
(Измененная редакция, Изм. N 3, 4).
2.5. Испытания спидометров на надежность (
п. 1.16) следует проводить не реже одного раза в три года. Планы контроля должны быть установлены в нормативно-технической документации на спидометры конкретного вида.
2.6. Потребитель может производить проверку спидометров путем сплошного контроля по
пп. 1.1;
1.3;
1.14 (внешний вид), а по
п. 1.7 (основная погрешность),
п. 1.21 (смещение стрелки от начальной отметки шкалы) и
п. 4.1 (маркировка) - путем выборочного контроля в количестве 5% от проверяемой партии, но не менее 3 шт. В партию должно входить не более 100 спидометров.
Если при проведении выборочного контроля спидометры не отвечают требованиям одного из пунктов, то проводится повторная проверка этого же пункта на удвоенном количестве спидометров той же партии.
Результаты повторной проверки являются окончательными.
2.5, 2.6. (Измененная редакция, Изм. N 3).
3.1. Методы испытаний - по ГОСТ 25651 и настоящему стандарту.
Установку показаний счетчика на нуль (
п. 1.4) проверяют при определении основной погрешности.
Размеры проверяют с помощью универсальных измерительных средств или специальных калибров.
Расстояние стрелки от поверхности циферблата (
п. 1.22) следует проверять при сборке спидометра.
Вариацию показаний (
п. 1.23) следует определять на установках с плавным изменением частоты вращения на числовой отметке, близкой к среднему значению диапазона показаний.
Плавность перемещения стрелки следует проверять при плавном возрастании скорости привода спидометра или при отключении привода на последней контролируемой отметке в диапазоне измерений.
3.2. Основную погрешность (
п. 1.7) следует определять при возрастающей скорости привода спидометра на установках, обеспечивающих фиксированные, в том числе и ступенчатые, скорости, соответствующие проверяемым числовым отметкам шкалы. При этом проверка производится при положении шкалы под углом к горизонтали, равным 70-90° для автомобильных спидометров и 10-30° - для мотоциклетных спидометров.
Погрешность контрольных установок должна быть не менее чем в 4 раза ниже предела допускаемой основной погрешности проверяемых спидометров.
Отсчитывание показаний производится при легком постукивании по спидометру или при воздействии вибрации с частотой
Гц и ускорением не более 3
.
Проверка основной погрешности должна проводиться одним из способов:
Первый способ. Заданное действительное значение скорости устанавливается по контрольному прибору установки или воспроизводится установкой, при этом осевая линия стрелки спидометра должна находиться в зоне допускаемых погрешностей, ограниченной контрольными отметками на шкале.
Второй способ. Стрелка спидометра устанавливается на выбранную отметку шкалы, при этом осевая линия стрелки совмещается с серединой отметки, и действительное значение скорости отсчитывается по контрольному прибору установки.