Действующий
Тормозные силы при опирании на мауэрлаты и насадки допускается принимать равномерно распределенными между двумя опорами.
3.42. Прогибы пролетных строений рабочих мостиков не ограничиваются.
Ледорезы и карчеотбойники
3.43. При необходимости защиты рабочих мостиков, монтажных подмостей подкрановых эстакад, шпунтовых ограждений впереди них устанавливаются ледорезы. Ледорезы следует применять в случаях, предусмотренных проектом организации строительства.
Ледорезы устанавливаются отдельно от опор на расстоянии до 3 м. Ширина ледореза не должна быть меньше ширины опоры. Верх ледорезов должен располагаться на 0,5 м выше уровня ледохода вероятностью превышения 10%. Передний конец режущего ребра ледореза должен быть ниже уровня низкого ледохода на 0,5 м. Наружные поверхности ледореза не должны иметь выступающих углов.
3.44. На реках, промерзающих до дна, рекомендуется устройство ряжевых ледорезов или шатровых с ряжевым основанием.
3.45. Сваи шатровых ледорезов в продольном направлении располагают с шагом 2-3 м.
3.46. Уклон режущего ребра шатра вдоль реки должен быть 1:1,5 - 1:1,75. Уклоны боковых граней должны составлять от 1:1,5 до 1:2,5.
Режущее ребро ледореза должно устраиваться из трех сплоченных бревен и должно усиляться уголком или листовым железом толщиной не менее 6 мм на ширине не менее 20 см.
3.47. На водотоках со слабым ледоходом и грунтами, допускающими забивку свай, устраиваются кустовые ледорезы с крыльями и без них из 4 - 7 свай, забитых на глубину 3 - 4 м.
Сваи кустового ледореза объединяются болтами и хомутами из полосовой стали, устанавливаемыми через 1 м.
Глубина забивки свай ледорезов без крыльев должна быть не менее 4 м.
При устройстве кустовых ледорезов с крыльями задние сваи располагают на расстоянии 2,5 м от куста сваи и связывают их подкосами и обшивкой, образующей крылья.
3.48. В грунтах, допускающих забивку свай, разрешается устройство цилиндрических ледорезов из сплошного ряда свай диаметром 24 см, забитых по контуру круга диаметром, равным ширине опоры моста. Внутри ледорез засыпают камнем. Снаружи ледореза устанавливаются хомуты из полосового металла с расстоянием между ними 1,5 м.
3.49. Элементы шатра должны быть объединены в продольном и поперечном направлениях схватками и подкосами. В узлах примыкания необходимо устанавливать металлические хомуты и болты.
Обшивка шатровой части должна быть сплошной с направлением досок (пластин) обшивки толщиной 8 - 10 см вдоль ледохода. Пластины должны прикрепляться гвоздями диаметром 10 мм.
Рамы надстройки шатрового ледореза должны устраиваться из бревен диаметром не менее 24 - 26 см.
Подводную часть ледореза рекомендуется защищать ряжевой рубашкой с засыпкой камнем.
3.50. Режущее ребро ряжевого ледореза должно поддерживаться продольной стенкой.
3.51. Ледорезы должны соединяться переходами с защищаемой конструкцией.
3.52. Ледорезы рассчитываются на сочетание ледовой и постоянной нагрузок.
На ледорезы с наклонным режущим ребром нормативное давление льда учитывается в виде:
вертикальной составляющей V, тс
;
горизонтальной составляющей H, тс
,
где
- угол наклона режущего ребра к горизонту;
- толщина льда, м.
3.53. Перед опорами на горных и полугорных реках, несущих в период паводков карчи, необходимо устраивать карчеотбойники на расстоянии 2,5 - 3,0 м.
Карчеотбойник состоит из двух рядов свай диаметром 26 - 30 см, расположенных под углом друг к другу, соединенных схватками и обшитых в два слоя досками толщиной 5 см. Со стороны опоры обшивка досками не делается.
По переднему ребру карчеотбойника, обращенному против течения, закрепляется вертикально рельс. Карчеотбойник внутри засыпается камнем. Высота карчеотбойника делается не менее чем на 0,5 м над рабочим уровнем воды (см.
п. 1.10).
Противоналедные устройства и лежневые дороги
3.54. При строительстве мостов и труб на водотоках с наледями на период строительства должны устраиваться временные противоналедные устройства, исключающие закупоривание отверстий мостов (труб) и попадание в котлованы наледных вод.
3.55. В качестве противоналедных устройств при малых расходах и пологих склонах следует применять:
а) валы из недренирующего грунта (
рис. 5);
б) переносные заборы (
рис. 6).
Допускается также устройство валов из льда или плотного снега. Высота валов и заборов должна быть не менее
, где
- расчетная мощность наледи (по проекту моста или трубы).
Заборы должны быть рассчитаны на устойчивость при действии ветровой нагрузки (наледь горизонтального давления не оказывает). Заборы могут устраиваться деревянными или с применением брезента.
Заборы и валы должны устраиваться с верховой стороны на расстоянии 20 - 40 м от котлована. При большой мощности наледи в узких и крутых логах валы и заборы следует устраивать в несколько ярусов.
3.56. Лежневые дороги в пределах строительных площадок мостов проектируют с учетом следующих обстоятельств:
а) на участках с просадочными, переувлажненными, вечномерзлыми грунтами рекомендуются лежнево-сланевые дороги (
рис. 7);
б) дороги вблизи мостов, строящихся на наледных участках, рекомендуется сооружать с верховой стороны на расстоянии 30-40 м.
При забивке (бурении) свай и других работах на вечномерзлых грунтах в летнее время следует укладывать лежневые дороги или деревянные щиты для защиты дернового слоя вблизи опоры и сохранения мерзлотных условий грунта.
3.57. Причалы предназначаются для перегрузки массовых грузов и конструкций и перевозки людей на время строительства моста. Причалы могут устраиваться ряжевыми, на свайном основании или плавучими.
Выбор типа конструкции причала должен производиться в зависимости от геологических и гидрологических условий, грузоподъемности применяемых кранов.
3.58. Расчетный судоходный уровень должен назначаться в проекте организации строительства с учетом планируемого характера движения судов и, как правило, соответствовать межпаводковому уровню межени.