(Действующий) Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

4.1 Требования к тормозному управлению

4.1.1а Рабочую тормозную систему проверяют по показателям эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении, а запасную, стояночную и вспомогательную тормозные системы - по показателям эффективности торможения согласно таблицам 1а, .
Таблица 1а - Использование показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении при проверках на роликовых стендах
Наименование показателя
Тормозная система
рабочая
запасная
стояночная
без АБС или с АБС с порогом отключения выше скорости стенда
с АБС с порогом отключения ниже скорости стенда
Эффективность торможения
Устойчивость АТС при торможении
Эффективность торможения
Устойчивость АТС при торможении
Удельная тормозная сила
+
-
-
-
+
+
Относительная разность тормозных сил колес оси
-
+
-
-
-
-
Блокирование колес АТС на роликах или автоматическое отключение стенда вследствие проскальзывания колес по роликам*
+
-
-
-
+
+
* Используется только вместо показателя удельной тормозной силы.
Таблица 1б - Использование показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении при проверках в дорожных условиях
Наименование показателя
Тормозная система
рабочая
запасная
стояночная
вспомогательная
без АБС
с АБС
Эффективность торможения
Устойчивость АТС при торможении
Эффективность торможения
Устойчивость АТС при торможении
Тормозной путь
+
-
+
-
+
-
-
Установившееся замедление*
+
-
+
-
+
-
+
Время срабатывания тормозной системы*
+
-
+
-
+
-
-
Коридор движения
-
+
-
-
-
-
-
Уклон дороги, на котором АТС удерживается неподвижно
-
-
-
-
-
+
-
Отсутствие следов юза за колесами
-
-
+
-
-
-
-
Прямолинейность движения АТС при торможении
-
-
-
+
-
-
-
* Используются совместно только вместо показателя "тормозной путь".
Примечание к таблицам 1а, - Знак "+" означает, что соответствующий показатель должен использоваться при оценке эффективности торможения или устойчивости АТС при торможении, знак "-" не должен использоваться.
4.1.1 Рабочая тормозная система АТС должна обеспечивать выполнение нормативов эффективности торможения на стендах согласно таблице 1 либо в дорожных условиях таблице 2 или 3. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях - 40 км/ч. Масса АТС при проверках не должна превышать разрешенной максимальной.
Примечание - Применение показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении, а также методов их проверки приведено в 5.1.
4.1.2 В дорожных условиях при торможении рабочей тормозной системой с начальной скоростью торможения 40 км/ч АТС не должно ни одной своей частью выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м.
Таблица 1 - Нормативы эффективности торможения АТС при помощи рабочей тормозной системы при проверках на роликовых стендах
Наименование вида АТС
Категория АТС
Усилие на органе управления
Р_п, Н
Удельная тормозная сила гамма_т, не менее
Пассажирские и грузопассажирские автомобили
М_1
490
0,53
М_2, М_3
686
0,46
Грузовые автомобили
N_1, N_2, N_3
686
0,46
Прицепы с двумя и более осями
О_1, О_2, О_3, О_4
686
0,45
Прицепы с центральной осью и полуприцепы
О_1, О_2, О_3, О_4
686
0,41
Таблица 2 - Нормативы эффективности торможения АТС при помощи рабочей тормозной системы в дорожных условиях с использованием прибора для проверки тормозных систем
Наименование вида АТС
Категория АТС
Усилие на органе управления
Р_п, Н
Тормозной путь АТС S_т, м, не более
Пассажирские и грузопассажирские автомобили
М_1
490
15,8
М_2, М_3
686
19,6
Легковые автомобили с прицепом без тормозов
М_1
490
15,8
Грузовые автомобили
N_1, N_2, N_3
686
19,6
Таблица 3 - Нормативы эффективности торможения АТС при помощи рабочей тормозной системы в дорожных условиях с регистрацией параметров торможения
Наименование вида АТС
Категория АТС
Усилие на органе управления
Р_п, Н
Установившееся замедление
j_уст, м/с2
не менее
Время срабатывания тормозной системы тау_ср, с, не более
Пассажирские и
М_1
490
5,2
0,6
грузопассажирские автомобили
М_2, М_3
686
4,5
0,8(1,0*)
Легковые автомобили с прицепом без тормозов
М_1
490
5,2
0,6
Грузовые автомобили
N_1, N_2, N_3
686
4,5
0,8(1,0*)
* Для АТС, изготовленных до 01.01.81.
4.1.3 При проверках на стендах допускается относительная разность тормозных сил колес оси (в процентах от наибольшего значения) для осей АТС с дисковыми колесными тормозными механизмами не более 20% и для осей с барабанными колесными тормозными механизмами не более 25%. Для АТС категории М, до окончания периода приработки допускается применение нормативов, установленных изготовителем в эксплуатационной документации.
4.1.4 Рабочая тормозная система автопоездов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения должна быть работоспособна.
4.1.5 Стояночная тормозная система считается работоспособной в том случае, если при приведении ее в действие достигается:
для АТС с технически допустимой максимальной массой:
- или значение удельной тормозной силы не менее 0,16;
- или неподвижное состояние АТС на опорной поверхности с уклоном (16 +- 1)%;
для АТС в снаряженном состоянии:
- или расчетная удельная тормозная сила, равная меньшему из двух значений: 0,15 отношения технически допустимой максимальной массы к массе АТС при проверке или 0,6 отношения снаряженной массы, приходящейся на ось (оси), на которые воздействует стояночная тормозная система, к снаряженной массе;
- или неподвижное состояние АТС на поверхности с уклоном (23 +- 1)% для АТС категорий М_1 - М_3 и (31 +- 1)% для категорий N_1 - N_3.
Усилие, прикладываемое к органу управления стояночной тормозной системы для приведения ее в действие, не должно превышать:
- в случае ручного органа управления:
392 Н - для АТС категории М_1;
589 Н - для АТС остальных категорий.
- в случае ножного органа управления:
490 Н - для АТС категории М_1;
688 Н - для АТС остальных категорий.
Стояночная тормозная система с приводом на пружинные камеры, раздельным с приводом запасной тормозной системы, при торможении в дорожных условиях с начальной скоростью 40 км/ч для АТС категорий М_2 и М_3, у которых не менее 0,37 массы АТС в снаряженном состоянии приходится на ось (и), оборудованную (ые) стояночной тормозной системой, должна обеспечивать установившееся замедление не менее 2,2 м/с2, а для АТС категорий N, у которых не менее 0,49 массы АТС в снаряженном состоянии приходится на ось (и), оборудованную (ые) стояночной тормозной системой, - не менее 2,9 м/с2.
4.1.6 Вспомогательная тормозная система, за исключением моторного замедлителя, при проверках в дорожных условиях в диапазоне скоростей 25-35 км/ч должна обеспечивать установившееся замедление не менее 0,5 м/с2 для АТС разрешенной максимальной массы и 0,8 м/с2 - для АТС в снаряженном состоянии с учетом массы водителя.
4.1.7 Запасная тормозная система, снабженная независимым от других тормозных систем органом управления, должна обеспечивать соответствие нормативам показателей эффективности торможения АТС на стенде согласно таблице 4, либо в дорожных условиях согласно таблице 5 или 6. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях - 40 км/ч.
Таблица 4 - Нормативы эффективности торможения АТС при помощи запасной тормозной системы при проверках на стендах
Наименование вида АТС
Категория АТС
Усилие на органе управления
Р_п, Н
Удельная тормозная сила гамма_т, не менее
Пассажирские и грузопассажирские автомобили
М_1
490(392*)
0,26
М_2, М_3
686 (589*)
0,23
Грузовые автомобили
N_1, N_2, N_3
686 (589*)
0,23
* Для АТС с ручным органом управления запасной тормозной системы.
Таблица 5 - Нормативы эффективности торможения АТС при помощи запасной тормозной системы в дорожных условиях с использованием прибора для проверки тормозных систем
Наименование вида АТС
Категория АТС
Усилие на органе управления
Р_п, Н
Тормозной путь АТС S_т, м, не более
Пассажирские и грузопассажирские автомобили
М_1
490 (392*)
28,1
М_2, М_3
686(589*)
33,3
Грузовые автомобили
N_1, N_2, N_3
686 (589*)
33,3
* Для АТС с ручным органом управления запасной тормозной системы.
Таблица 6 - Нормативы эффективности торможения АТС при помощи запасной тормозной системы при проверках в дорожных условиях с регистрацией параметров торможения
Наименование вида АТС
Категория АТС
Усилие на органе управления
Р_п, Н
Установившееся замедление
j_уст, м/с2,
не менее
Время срабатывания тормозной системы тау_ср, с, не более
Пассажирские и грузопассажирские автомобили
М_1
490(392*)
2,60
0,6
М_2, М_3
686(589*)
2,25
0,8 (1,0**)
Грузовые автомобили
N_1, N_2, N_3
686(589*)
2,25
0,8 (1,0**)
* Для АТС с ручным органом управления запасной тормозной системы.
** Для АТС, изготовленных до 01.01.81.
4.1.8 Допускается падение давления воздуха в пневматическом или пневмогидравлическом тормозном приводе при неработающем двигателе не более чем на 0,05 МПа в течение:
30 мин - при выключенном положении органа управления тормозной системы;
15 мин - после полного приведения в действие органа управления тормозной системы.
Утечки сжатого воздуха из колесных тормозных камер не допускаются.
4.1.9 Для АТС с двигателем давление на контрольных выводах ресиверов пневматического тормозного привода при работающем двигателе допускается в пределах, установленных изготовителем в эксплуатационной документации.
4.1.10 Не допускаются:
- подтекания тормозной жидкости, нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе;
- перегибы, видимые места перетирания;
- коррозия, грозящая потерей герметичности или разрушением;