(Действующий) Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
3.39 тормозной привод: Совокупность частей тормозного управления, предназначенных для управляемой передачи энергии от ее источника к тормозным механизмам с целью осуществления торможения.
3.40 тормозной путь: Расстояние, пройденное АТС от начала до начала его спада в конце торможения.
3.40а угол регулировки светового пучка фар ближнего света АТС: Угол между наклонной плоскостью, содержащей левую (от АТС) часть светотеневой границы пучка ближнего света, и горизонтальной плоскостью.
3.41 удельная тормозная сила: Отношение суммы тормозных сил на колесах АТС к произведению массы АТС на ускорение свободного падения (для тягача и прицепа или полуприцепа рассчитывают раздельно).
3.42 установившееся замедление: Среднее значение замедления за время торможения тау_уст от момента окончания периода времени нарастания замедления до начала его спада в конце торможения. Обозначено j_уст в приложении Б.
3.43 устойчивость АТС при торможении: Способность АТС двигаться при торможениях в пределах коридора движения.
3.44 фары типов R, HR, DR: Фары дальнего света.
3.44а фары R, С, CR: Фары дальнего R, ближнего С и двухрежимные (ближнего и дальнего) CR света с лампами накаливания.
3.45 фары типов С, НС, DC: Фары ближнего света.
3.45а фары HR, НС, HCR: Фары с галогенными источниками дальнего HR и ближнего НС света и двухрежимные фары HCR.
3.46 фары типов CR, HCR, DCR: Фары ближнего и дальнего света.
3.46а фары DR, DC, DCR: Фары с газоразрядными источниками света категории D дальнего DR и ближнего DC света и двухрежимные DCR фары.
3.47 фары типа В: Фары противотуманные.
3.47а фотоприемник: Устройство, основанное на внутреннем или внешнем фотоэффекте. Изменение состояния фотоприемника под действием потока оптического излучения используется для измерения этого излучения.
3.48 "холодный" тормозной механизм: Тормозной механизм, температура которого, измеренная на поверхности трения тормозного барабана или тормозного диска, менее 100°С.
3.49 экстренное торможение: Торможение с целью максимально быстрого уменьшения скорости АТС.
3.50 эффективность торможения: Мера торможения, характеризующая способность тормозной системы создавать необходимое искусственное сопротивление движению АТС.
3.51 юз колеса: Состояние колеса, при котором его окружная (относительно оси вращения колеса) скорость равна нулю во время движения АТС.

4 Требования к техническому состоянию АТС

4.1 Требования к тормозному управлению

4.1.1а Рабочую тормозную систему проверяют по показателям эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении, а запасную, стояночную и вспомогательную тормозные системы - по показателям эффективности торможения согласно таблицам 1а, .
Таблица 1а - Использование показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении при проверках на роликовых стендах
Наименование показателя
Тормозная система
рабочая
запасная
стояночная
без АБС или с АБС с порогом отключения выше скорости стенда
с АБС с порогом отключения ниже скорости стенда
Эффективность торможения
Устойчивость АТС при торможении
Эффективность торможения
Устойчивость АТС при торможении
Удельная тормозная сила
+
-
-
-
+
+
Относительная разность тормозных сил колес оси
-
+
-
-
-
-
Блокирование колес АТС на роликах или автоматическое отключение стенда вследствие проскальзывания колес по роликам*
+
-
-
-
+
+
* Используется только вместо показателя удельной тормозной силы.
Таблица 1б - Использование показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении при проверках в дорожных условиях
Наименование показателя
Тормозная система
рабочая
запасная
стояночная
вспомогательная
без АБС
с АБС
Эффективность торможения
Устойчивость АТС при торможении
Эффективность торможения
Устойчивость АТС при торможении
Тормозной путь
+
-
+
-
+
-
-
Установившееся замедление*
+
-
+
-
+
-
+
Время срабатывания тормозной системы*
+
-
+
-
+
-
-
Коридор движения
-
+
-
-
-
-
-
Уклон дороги, на котором АТС удерживается неподвижно
-
-
-
-
-
+
-
Отсутствие следов юза за колесами
-
-
+
-
-
-
-
Прямолинейность движения АТС при торможении
-
-
-
+
-
-
-
* Используются совместно только вместо показателя "тормозной путь".
Примечание к таблицам 1а, - Знак "+" означает, что соответствующий показатель должен использоваться при оценке эффективности торможения или устойчивости АТС при торможении, знак "-" не должен использоваться.
4.1.1 Рабочая тормозная система АТС должна обеспечивать выполнение нормативов эффективности торможения на стендах согласно таблице 1 либо в дорожных условиях таблице 2 или 3. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях - 40 км/ч. Масса АТС при проверках не должна превышать разрешенной максимальной.
Примечание - Применение показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении, а также методов их проверки приведено в 5.1.
4.1.2 В дорожных условиях при торможении рабочей тормозной системой с начальной скоростью торможения 40 км/ч АТС не должно ни одной своей частью выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м.
Таблица 1 - Нормативы эффективности торможения АТС при помощи рабочей тормозной системы при проверках на роликовых стендах
Наименование вида АТС
Категория АТС
Усилие на органе управления
Р_п, Н
Удельная тормозная сила гамма_т, не менее
Пассажирские и грузопассажирские автомобили
М_1
490
0,53
М_2, М_3
686
0,46
Грузовые автомобили
N_1, N_2, N_3
686
0,46
Прицепы с двумя и более осями
О_1, О_2, О_3, О_4
686
0,45
Прицепы с центральной осью и полуприцепы
О_1, О_2, О_3, О_4
686
0,41
Таблица 2 - Нормативы эффективности торможения АТС при помощи рабочей тормозной системы в дорожных условиях с использованием прибора для проверки тормозных систем
Наименование вида АТС
Категория АТС
Усилие на органе управления
Р_п, Н
Тормозной путь АТС S_т, м, не более
Пассажирские и грузопассажирские автомобили
М_1
490
15,8
М_2, М_3
686
19,6
Легковые автомобили с прицепом без тормозов
М_1
490
15,8
Грузовые автомобили
N_1, N_2, N_3
686
19,6
Таблица 3 - Нормативы эффективности торможения АТС при помощи рабочей тормозной системы в дорожных условиях с регистрацией параметров торможения
Наименование вида АТС
Категория АТС
Усилие на органе управления
Р_п, Н
Установившееся замедление
j_уст, м/с2
не менее
Время срабатывания тормозной системы тау_ср, с, не более
Пассажирские и
М_1
490
5,2
0,6
грузопассажирские автомобили
М_2, М_3
686
4,5
0,8(1,0*)
Легковые автомобили с прицепом без тормозов
М_1
490
5,2
0,6
Грузовые автомобили
N_1, N_2, N_3
686
4,5
0,8(1,0*)
* Для АТС, изготовленных до 01.01.81.
4.1.3 При проверках на стендах допускается относительная разность тормозных сил колес оси (в процентах от наибольшего значения) для осей АТС с дисковыми колесными тормозными механизмами не более 20% и для осей с барабанными колесными тормозными механизмами не более 25%. Для АТС категории М, до окончания периода приработки допускается применение нормативов, установленных изготовителем в эксплуатационной документации.
4.1.4 Рабочая тормозная система автопоездов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения должна быть работоспособна.
4.1.5 Стояночная тормозная система считается работоспособной в том случае, если при приведении ее в действие достигается:
для АТС с технически допустимой максимальной массой:
- или значение удельной тормозной силы не менее 0,16;
- или неподвижное состояние АТС на опорной поверхности с уклоном (16 +- 1)%;
для АТС в снаряженном состоянии:
- или расчетная удельная тормозная сила, равная меньшему из двух значений: 0,15 отношения технически допустимой максимальной массы к массе АТС при проверке или 0,6 отношения снаряженной массы, приходящейся на ось (оси), на которые воздействует стояночная тормозная система, к снаряженной массе;
- или неподвижное состояние АТС на поверхности с уклоном (23 +- 1)% для АТС категорий М_1 - М_3 и (31 +- 1)% для категорий N_1 - N_3.
Усилие, прикладываемое к органу управления стояночной тормозной системы для приведения ее в действие, не должно превышать:
- в случае ручного органа управления:
392 Н - для АТС категории М_1;
589 Н - для АТС остальных категорий.
- в случае ножного органа управления:
490 Н - для АТС категории М_1;