(Действующий) Свод правил СП 14.13330.2014 "СНиП II-7-81*. Строительство в...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
изменение объемно-планировочных решений путем разделения зданий сложных конструктивных схем на отсеки простой формы антисейсмическими швами, разборки верхних этажей здания, устройства дополнительных элементов жесткости для обеспечения симметричного расположения жесткостей в пределах отсека и уменьшения расстояния между ними;
усиление стен, рам, вертикальных связей для обеспечения восприятия усилий от расчетных сейсмических воздействий;
увеличение надежности соединения элементов сборных перекрытий, устройством или усилением антисейсмических поясов;
обеспечение связей между стенами различных направлений, между стенами и перекрытиями;
усиление элементов соединения сборных конструкций стен;
изменение конструктивной схемы здания, в том числе путем введения системы дополнительных конструктивных элементов;
снижение массы здания, применение сейсмоизоляции, пассивного демпфирования и других методов регулирования сейсмической реакции;
изменение функционального назначения здания (снижение уровня ответственности).
6.19.6 Решения о восстановлении или усилении зданий должны принимать с учетом их физического и морального износа, назначения и социально-экономической целесообразности мероприятий по восстановлению или усилению.

7 Транспортные сооружения

7.1 Общие положения

7.1.1 Положения настоящего раздела распространяются на строительство железных дорог категорий I-IV, автомобильных дорог категорий I-IV, IIIп и IVп, метрополитенов, скоростных городских дорог и магистральных улиц, пролегающих в районах с расчетной сейсмичностью 6-9 баллов, а также зданий и сооружений речного, морского и воздушного транспортов.
На площадках, сейсмичность которых превышает 9 баллов, возводить транспортные сооружения, как правило, не допускается. Проектирование и строительство транспортных сооружений на таких площадках осуществляются в соответствии с требованиями [5].
Примечания
1 Сейсмичность района строительства определяют по картам общего сейсмического районирования ОСР-2015 или по списку населенных пунктов, расположенных в сейсмических районах (приложение А).
2 В районах сейсмичностью 6 баллов антисейсмические мероприятия при проектировании объектов транспортного строительства предусматриваются на участках сейсмичностью 7 и более баллов, определяемой на основании данных общих инженерно-геологических изысканий и геофизических исследований, выполняемых с учетом специфики строительства транспортных сооружений.
3 При проектировании сооружений на железных дорогах категории V и на железнодорожных путях промышленных предприятий сейсмические нагрузки допускается не учитывать, если отказ этих сооружений при землетрясении не влечет за собой тяжелых социальных, экономических и экологических последствий. Решение об исключении антисейсмических мероприятий при новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объекта должно быть принято заказчиком.
4 Производственные, складские и другие здания транспортного назначения, а также причалы и транспортные гидротехнические сооружения следует проектировать с учетом требований к конструкциям, расчетам на сейсмостойкость и противопожарным мероприятиям, изложенным в разделах 5, 6, 8 и 9.
5 Методика по уточнению исходной сейсмичности и сейсмическому микрорайонированию приведена в приложении Г.
7.1.2 Расчетную сейсмичность площадки для объектов транспортного строительства устанавливают в зависимости от классификации сооружений по ответственности (таблица 10) по картам ОСР-2015 с поправками на вариации сейсмичности в пределах сейсмоопасных районов целочисленной балльности, а также на местные инженерно-геологические и геоморфологические условия.
Примечание - Решение о выборе уровня антисейсмической защиты (уровня ответственности объекта), не указанного в таблице 10, принимает заказчик по представлению генерального проектировщика.
7.1.3 В проектах зданий и сооружений транспортного назначения антисейсмические мероприятия должны предусматриваться при расчетной сейсмичности 7, 8 и 9 баллов.

7.2 Трассирование дорог

7.2.1 При изысканиях железных и автомобильных дорог в условиях горного и предгорного рельефа на участках с проявлениями опасных геологических процессов (скальных обвалов, оползней, лавин, разжижения грунта) следует выбирать положение трассы по результатам технико-экономического сравнения вариантов обхода этих участков в плане и в профиле и варианта возведения защитных сооружений (тоннелей, галерей, улавливающих стен и др.).
7.2.2 Трассирование железных и автомобильных дорог вдоль берегов морей, подверженных затоплению сейсмическими морскими волнами (цунами), должно выполняться с учетом варианта размещения трассы на безопасном расстоянии от уреза вода и варианта осуществления мер по защите транспортных сооружений от цунами.
Таблица 10 - Классификация объектов транспортного комплекса по ответственности
Уровень ответственности
Назначение сооружения
Уровень 1а - особо высокий уровень ответственностиНаиболее крупные и капиталоемкие объекты транспортного комплекса на железных и автомобильных дорогах категорий I и II, на скоростных городских дорогах, линиях метрополитена и скоростного монорельсового транспорта: виадуки с опорами высотой более 50 м; мосты, эстакады, тоннели и галереи длиной более 500 м, многоярусные транспортные развязки с организацией движения в трех и более уровнях. Висячие и вантовые мосты через большие реки, морские проливы и заливы с пролетами сооружений более 300 м на дорогах всех категорий. Транспортные здания, относящиеся к выдающимся памятникам архитектуры, административные здания, в которых размещаются службы и средства управления работой крупных транспортных узлов и сетями дорог в регионах. Здания терминалов в аэропортах с годовым объемом перевозок более 10 млн чел, включая прилетающих, улетающих и транзитных пассажиров. Здания железнодорожных и морских вокзалов вместимостью более 1500 пассажиров. Причальные сооружения морских и речных портов при объеме грузооборота в навигацию свыше 6 млн тонн сухогрузов (свыше 12 млн тонн наливных грузов) или свыше 800 судозаходов
Уровень 1б - высокий уровень ответственностиБалочные, арочные и рамные мосты с пролетами более 200 м через водотоки, виадуки, эстакады, путепроводы, транспортные развязки, тоннели и галереи, подпорные стены, трубы под насыпями, пешеходные мосты и тоннели, пассажирские платформы, насыпи и выемки, сооружаемые на железных и автомобильных дорогах категорий I и II, а также на скоростных городских дорогах, магистральных улицах (проспектах) общегородского значения, линиях метрополитена и скоростного монорельсового транспорта. Опоры контактной сети и здания тяговых подстанций на железных дорогах категорий I и II. Здания терминалов в аэропортах с годовым объемом перевозок от 4 до 10 млн чел. Здания железнодорожных, морских и речных вокзалов вместимостью 500-1500 пассажиров. Здания автобусных вокзалов для обслуживания 1000 и более пассажиров дальнего следования в сутки. Причальные сооружения морских и речных портов при объеме грузооборота в навигацию от 1,5 до 6 млн тонн сухогрузов (от 6 до 12 млн тонн наливных грузов) или от 600 до 800 судозаходов. Взлетно-посадочные полосы аэродромов
Уровень 2 - нормальный уровень ответственностиМосты через водотоки, виадуки, эстакады, путепроводы, транспортные развязки, тоннели и галереи, подпорные стены, трубы под насыпями, пассажирские платформы, пешеходные мосты и тоннели, насыпи и выемки, сооружаемые на железных и автомобильных дорогах категорий III и IV, а также на магистральных городских дорогах (улицах) районного значения. Опоры контактной сети и здания тяговых подстанций на железных дорогах категорий III и IV. Здания терминалов в аэропортах с годовым объемом перевозок до 4 млн чел. Здания железнодорожных, морских и речных вокзалов вместимостью до 500 пассажиров. Здания автобусных вокзалов для обслуживания до 1000 пассажиров дальнего следования в сутки. Подземные гаражи и парковки. Причальные сооружения морских и речных портов при объеме грузооборота в навигацию менее 1,5 млн тонн сухогрузов (менее 6 млн тонн наливных грузов) или менее 600 судозаходов
7.2.3 Выбор трассы дорог должен проводиться с учетом максимально возможного удаления больших мостов и тоннелей от мест выхода на поверхность активных тектонических разломов.
7.2.4 При трассировании дорог в селеопасных горных долинах необходимо располагать трассу выше возможного уровня селевых потоков с устройством искусственных сооружений для пропуска над дорогой селевых потоков, спускающихся в долину из поперечных логов.

7.3 Земляное полотно

7.3.1 При расчетной сейсмичности 9 баллов и высоте насыпей (глубине выемок) более 4 м откосы земляного полотна из нескальных грунтов должны быть, как правило, на 1:0,25 положе откосов, проектируемых для несейсмических районов. Откосы крутизной 1:2,25 и менее крутые допускается проектировать по нормам для несейсмических районов.
Откосы выемок и полувыемок, распложенных в скальных грунтах, а также откосы насыпей из крупнообломочных грунтов, содержащих заполнитель менее 20% по массе, допускается проектировать по нормам для несейсмических районов.
7.3.2 При устройстве насыпей на участках, сложенных илом, торфом, текучепластичными глинистыми грунтами, слабые грунты должны заменять или укреплять цементацией.
7.3.3 На подходах к мостам насыпи на слабых основаниях, в том числе сложенных склонными к разжижению водонасыщенными мелкими и пылеватыми песками, в проектах допускается заменять береговыми пролетами моста или передавать нагрузку от массы насыпи на свайное основание с погружением нижних концов свай в слой прочного грунта, подстилающего слабые покровные отложения.
7.3.4 При устройстве насыпей на участках периодически действующих водотоков не допускается засыпка тальвега глинистыми грунтами, а также склонными к разжижению песчаными грунтами с размещением водопропускной трубы на борту лога.
7.3.5 В случае применения для устройства насыпи разных грунтов отсыпку следует проводить с постепенным переходом от тяжелых грунтов в основании к более легким грунтам вверху насыпи.
7.3.6 При устройстве земляного полотна на косогорах основную площадку, как правило, следует размещать полностью на полке, врезанной в склон, или целиком на прислоненной насыпи. Протяженность переходных участков должна быть минимальной.
7.3.7 При проектировании земляного полотна на скально-обвальном косогоре следует предусматривать мероприятия по защите пути железной дороги (проезжей части автомобильной дороги) от обвалов. В качестве защитных мероприятий при расчетной сейсмичности 7 и более баллов следует предусматривать устройство заанкеренной в склон защитной металлической сетки, закрепление поверхности склона бетонным покрытием, устройство между основной площадкой и склоном траншеи или стены с размерами, достаточными для улавливания обваливающегося со склона (откоса) грунта. Улавливающие траншеи и стены должны устраиваться также в выемках, откосы которых сложены неустойчивыми при землетрясениях грунтами.
7.3.8 При расчетной сейсмичности 7 и более баллов низовые откосы дорожных насыпей, расположенных на косогорах круче 1:2 следует укреплять подпорными стенами.

7.4 Верхнее строение пути и дорожная одежда

7.4.1 В районах сейсмичностью 8 и 9 баллов железнодорожный путь следует монтировать из звеньев на щебеночном балласте с увеличенной нормой покилометрового запаса рельсов и других элементов пути.
7.4.2 Дорожная одежда и обочины автомобильных и городских дорог в районах сейсмичностью 8 и 9 баллов должны сохранять свои эксплуатационные свойства, позволяющие осуществлять движение автомобилей с установленной скоростью и грузоподъемностью в любое время года, включая весеннее половодье, и период выпадения ливневых дождей с целью обеспечения в необходимом объеме аварийно-спасательных работ и возможной эвакуации населения из района разрушительного землетрясения.

7.5 Мосты

7.5.1 При выборе места мостового перехода через широкое водное препятствие или глубокое ущелье наилучшим по геологическим условиям следует считать створ, расположенный вне зоны активного тектонического разлома, на участках речной долины или ущелья с устойчивыми склонами и возможностью опирания фундаментов опор на прочные малосжимаемые грунты.
7.5.2 В тех случаях, когда мост необходимо построить в створе, пересекаемом активным тектоническим разломом или руслом селеопасной горной реки, в проекте моста должны быть учтены возможные подвижки по разлому, а опоры моста вынесены за пределы зоны тектонического дробления горных пород и расположены выше уровня селевого потока.
7.5.3 В проектах мостов, сооружаемых в устьях рек на цунамиопасных побережьях морей необходимо предусматривать пропуск волны цунами (бора) под мостом. Опоры таких мостов необходимо рассчитывать на гидродинамическое давление волны цунами, а низ пролетных строений должен возвышаться на 0,5 м над уровнем бора.
7.5.4 В выбранном створе следует применять такую систему моста и схему его разбивки на пролеты, которые в наибольшей степени соответствуют сейсмотектонической, инженерно-геологической, геоморфологической и гидродинамической обстановке.
7.5.5 В сейсмических районах следует проектировать преимущественно мосты с балочными разрезными и неразрезными пролетными строениями, мосты рамной системы, а также арочные мосты с шарнирным опиранием пролетных строений на опоры, в том числе арочные мосты со сводами из гофрированных металлических листов, висячие и вантовые мосты. Для устройства опор и перекрытия пролетов предпочтительны конструкции наименьшей массы, способные к значительным деформациям на стадии, предшествующей разрушению.
7.5.6 Арочные и рамные железобетонные бесшарнирные мосты допускается применять только при наличии скального основания. Пяты сводов, арок и стоек рам следует опирать на массивные опоры и располагать на возможно более низком уровне. Надарочное строение следует проектировать сквозным.
7.5.7 При расчетной сейсмичности 7 и более баллов арочные своды мостов и путепроводов, собираемые из металлических гофрированных листов, должны проверять на прочность и устойчивость при землетрясении. Грунт насыпей подходов и засыпки сводов должен подбираться по гранулометрическому составу и уплотняться таким образом, чтобы не терять устойчивость (не разжижаться) и сохранять требуемые по расчету деформационные свойства при сейсмическом воздействии. При необходимости грунт должен армироваться геосинтетическим материалом.