Действующий
6.18.1 Требования к размещению оборудования в здании и сооружении, нормы по обеспечению его безопасности при эксплуатации устанавливают в проектной документации на основании межгосударственных стандартов и национальных стандартов Российской Федерации.
6.18.2 При проектировании зданий и сооружений в сейсмических районах следует проверять расчетом или экспериментально крепление высокого и тяжелого оборудования к несущим конструкциям зданий и сооружений, а также учитывать сейсмические усилия, возникающие при этом в несущих конструкциях.
6.19 Восстановление и усиление конструкций
6.19.1 Требования настоящего подраздела следует соблюдать при разработке мероприятий по обеспечению сейсмостойкости существующих зданий, в том числе восстанавливаемых после землетрясения и усиливаемых в связи с изменением сейсмичности площадки или функционального назначения объекта, механическая безопасность которых при сейсмических воздействиях не обеспечивается.
6.19.2 При выборе способов усиления несейсмостойких жилых, общественных и промышленных зданий необходимо руководствоваться общими требованиями настоящих правил. Расчетную сейсмичность существующего сооружения следует принимать равной расчетной сейсмичности площадки расположения объекта. Элементы здания с недостаточной несущей способностью выявляют расчетом.
6.19.3 В случаях, когда выполнение конструктивных требований норм в полном объеме невозможно, или их выполнение приводит к экономической нецелесообразности усиления, допускается реализация обоснованных расчетом технических решений усиления здания при неполном соответствии требованиям правил с их согласованием в установленном порядке.
6.19.4 Проект по повышению сейсмостойкости зданий разрабатывается на основе анализа исходной проектной документации и материалов детального обследования основания и конструктивных элементов здания.
6.19.5 В проекте рекомендуют применять следующие технические мероприятия:
изменение объемно-планировочных решений путем разделения зданий сложных конструктивных схем на отсеки простой формы антисейсмическими швами, разборки верхних этажей здания, устройства дополнительных элементов жесткости для обеспечения симметричного расположения жесткостей в пределах отсека и уменьшения расстояния между ними;
усиление стен, рам, вертикальных связей для обеспечения восприятия усилий от расчетных сейсмических воздействий;
увеличение надежности соединения элементов сборных перекрытий, устройством или усилением антисейсмических поясов;
обеспечение связей между стенами различных направлений, между стенами и перекрытиями;
усиление элементов соединения сборных конструкций стен;
изменение конструктивной схемы здания, в том числе путем введения системы дополнительных конструктивных элементов;
снижение массы здания, применение сейсмоизоляции, пассивного демпфирования и других методов регулирования сейсмической реакции;
изменение функционального назначения здания (снижение уровня ответственности).
6.19.6 Решения о восстановлении или усилении зданий должны принимать с учетом их физического и морального износа, назначения и социально-экономической целесообразности мероприятий по восстановлению или усилению.
7 Транспортные сооружения
7.1.1 Положения настоящего раздела распространяются на строительство железных дорог категорий I-IV, автомобильных дорог категорий I-IV, IIIп и IVп, метрополитенов, скоростных городских дорог и магистральных улиц, пролегающих в районах с расчетной сейсмичностью 6-9 баллов, а также зданий и сооружений речного, морского и воздушного транспортов.
На площадках, сейсмичность которых превышает 9 баллов, возводить транспортные сооружения, как правило, не допускается. Проектирование и строительство транспортных сооружений на таких площадках осуществляются в соответствии с требованиями
[5].
1 Сейсмичность района строительства определяют по картам общего сейсмического районирования ОСР-2015 или по списку населенных пунктов, расположенных в сейсмических районах (
приложение А).
2 В районах сейсмичностью 6 баллов антисейсмические мероприятия при проектировании объектов транспортного строительства предусматриваются на участках сейсмичностью 7 и более баллов, определяемой на основании данных общих инженерно-геологических изысканий и геофизических исследований, выполняемых с учетом специфики строительства транспортных сооружений.
3 При проектировании сооружений на железных дорогах категории V и на железнодорожных путях промышленных предприятий сейсмические нагрузки допускается не учитывать, если отказ этих сооружений при землетрясении не влечет за собой тяжелых социальных, экономических и экологических последствий. Решение об исключении антисейсмических мероприятий при новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объекта должно быть принято заказчиком.
4 Производственные, складские и другие здания транспортного назначения, а также причалы и транспортные гидротехнические сооружения следует проектировать с учетом требований к конструкциям, расчетам на сейсмостойкость и противопожарным мероприятиям, изложенным в
разделах 5,
6,
8 и
9.
5 Методика по уточнению исходной сейсмичности и сейсмическому микрорайонированию приведена в
приложении Г.
7.1.2 Расчетную сейсмичность площадки для объектов транспортного строительства устанавливают в зависимости от классификации сооружений по ответственности (
таблица 10) по картам
ОСР-2015 с поправками на вариации сейсмичности в пределах сейсмоопасных районов целочисленной балльности, а также на местные инженерно-геологические и геоморфологические условия.
Примечание - Решение о выборе уровня антисейсмической защиты (уровня ответственности объекта), не указанного в
таблице 10, принимает заказчик по представлению генерального проектировщика.
7.1.3 В проектах зданий и сооружений транспортного назначения антисейсмические мероприятия должны предусматриваться при расчетной сейсмичности 7, 8 и 9 баллов.
7.2.1 При изысканиях железных и автомобильных дорог в условиях горного и предгорного рельефа на участках с проявлениями опасных геологических процессов (скальных обвалов, оползней, лавин, разжижения грунта) следует выбирать положение трассы по результатам технико-экономического сравнения вариантов обхода этих участков в плане и в профиле и варианта возведения защитных сооружений (тоннелей, галерей, улавливающих стен и др.).
7.2.2 Трассирование железных и автомобильных дорог вдоль берегов морей, подверженных затоплению сейсмическими морскими волнами (цунами), должно выполняться с учетом варианта размещения трассы на безопасном расстоянии от уреза вода и варианта осуществления мер по защите транспортных сооружений от цунами.
Таблица 10 - Классификация объектов транспортного комплекса по ответственности
Уровень ответственности | Назначение сооружения |
Уровень 1а - особо высокий уровень ответственности | Наиболее крупные и капиталоемкие объекты транспортного комплекса на железных и автомобильных дорогах категорий I и II, на скоростных городских дорогах, линиях метрополитена и скоростного монорельсового транспорта: виадуки с опорами высотой более 50 м; мосты, эстакады, тоннели и галереи длиной более 500 м, многоярусные транспортные развязки с организацией движения в трех и более уровнях. Висячие и вантовые мосты через большие реки, морские проливы и заливы с пролетами сооружений более 300 м на дорогах всех категорий. Транспортные здания, относящиеся к выдающимся памятникам архитектуры, административные здания, в которых размещаются службы и средства управления работой крупных транспортных узлов и сетями дорог в регионах. Здания терминалов в аэропортах с годовым объемом перевозок более 10 млн чел, включая прилетающих, улетающих и транзитных пассажиров. Здания железнодорожных и морских вокзалов вместимостью более 1500 пассажиров. Причальные сооружения морских и речных портов при объеме грузооборота в навигацию свыше 6 млн тонн сухогрузов (свыше 12 млн тонн наливных грузов) или свыше 800 судозаходов |
Уровень 1б - высокий уровень ответственности | Балочные, арочные и рамные мосты с пролетами более 200 м через водотоки, виадуки, эстакады, путепроводы, транспортные развязки, тоннели и галереи, подпорные стены, трубы под насыпями, пешеходные мосты и тоннели, пассажирские платформы, насыпи и выемки, сооружаемые на железных и автомобильных дорогах категорий I и II, а также на скоростных городских дорогах, магистральных улицах (проспектах) общегородского значения, линиях метрополитена и скоростного монорельсового транспорта. Опоры контактной сети и здания тяговых подстанций на железных дорогах категорий I и II. Здания терминалов в аэропортах с годовым объемом перевозок от 4 до 10 млн чел. Здания железнодорожных, морских и речных вокзалов вместимостью 500-1500 пассажиров. Здания автобусных вокзалов для обслуживания 1000 и более пассажиров дальнего следования в сутки. Причальные сооружения морских и речных портов при объеме грузооборота в навигацию от 1,5 до 6 млн тонн сухогрузов (от 6 до 12 млн тонн наливных грузов) или от 600 до 800 судозаходов. Взлетно-посадочные полосы аэродромов |
Уровень 2 - нормальный уровень ответственности | Мосты через водотоки, виадуки, эстакады, путепроводы, транспортные развязки, тоннели и галереи, подпорные стены, трубы под насыпями, пассажирские платформы, пешеходные мосты и тоннели, насыпи и выемки, сооружаемые на железных и автомобильных дорогах категорий III и IV, а также на магистральных городских дорогах (улицах) районного значения. Опоры контактной сети и здания тяговых подстанций на железных дорогах категорий III и IV. Здания терминалов в аэропортах с годовым объемом перевозок до 4 млн чел. Здания железнодорожных, морских и речных вокзалов вместимостью до 500 пассажиров. Здания автобусных вокзалов для обслуживания до 1000 пассажиров дальнего следования в сутки. Подземные гаражи и парковки. Причальные сооружения морских и речных портов при объеме грузооборота в навигацию менее 1,5 млн тонн сухогрузов (менее 6 млн тонн наливных грузов) или менее 600 судозаходов |
7.2.3 Выбор трассы дорог должен проводиться с учетом максимально возможного удаления больших мостов и тоннелей от мест выхода на поверхность активных тектонических разломов.
7.2.4 При трассировании дорог в селеопасных горных долинах необходимо располагать трассу выше возможного уровня селевых потоков с устройством искусственных сооружений для пропуска над дорогой селевых потоков, спускающихся в долину из поперечных логов.
7.3.1 При расчетной сейсмичности 9 баллов и высоте насыпей (глубине выемок) более 4 м откосы земляного полотна из нескальных грунтов должны быть, как правило, на 1:0,25 положе откосов, проектируемых для несейсмических районов. Откосы крутизной 1:2,25 и менее крутые допускается проектировать по нормам для несейсмических районов.
Откосы выемок и полувыемок, распложенных в скальных грунтах, а также откосы насыпей из крупнообломочных грунтов, содержащих заполнитель менее 20% по массе, допускается проектировать по нормам для несейсмических районов.
7.3.2 При устройстве насыпей на участках, сложенных илом, торфом, текучепластичными глинистыми грунтами, слабые грунты должны заменять или укреплять цементацией.
7.3.3 На подходах к мостам насыпи на слабых основаниях, в том числе сложенных склонными к разжижению водонасыщенными мелкими и пылеватыми песками, в проектах допускается заменять береговыми пролетами моста или передавать нагрузку от массы насыпи на свайное основание с погружением нижних концов свай в слой прочного грунта, подстилающего слабые покровные отложения.
7.3.4 При устройстве насыпей на участках периодически действующих водотоков не допускается засыпка тальвега глинистыми грунтами, а также склонными к разжижению песчаными грунтами с размещением водопропускной трубы на борту лога.
7.3.5 В случае применения для устройства насыпи разных грунтов отсыпку следует проводить с постепенным переходом от тяжелых грунтов в основании к более легким грунтам вверху насыпи.
7.3.6 При устройстве земляного полотна на косогорах основную площадку, как правило, следует размещать полностью на полке, врезанной в склон, или целиком на прислоненной насыпи. Протяженность переходных участков должна быть минимальной.
7.3.7 При проектировании земляного полотна на скально-обвальном косогоре следует предусматривать мероприятия по защите пути железной дороги (проезжей части автомобильной дороги) от обвалов. В качестве защитных мероприятий при расчетной сейсмичности 7 и более баллов следует предусматривать устройство заанкеренной в склон защитной металлической сетки, закрепление поверхности склона бетонным покрытием, устройство между основной площадкой и склоном траншеи или стены с размерами, достаточными для улавливания обваливающегося со склона (откоса) грунта. Улавливающие траншеи и стены должны устраиваться также в выемках, откосы которых сложены неустойчивыми при землетрясениях грунтами.
7.3.8 При расчетной сейсмичности 7 и более баллов низовые откосы дорожных насыпей, расположенных на косогорах круче 1:2 следует укреплять подпорными стенами.
7.4 Верхнее строение пути и дорожная одежда
7.4.1 В районах сейсмичностью 8 и 9 баллов железнодорожный путь следует монтировать из звеньев на щебеночном балласте с увеличенной нормой покилометрового запаса рельсов и других элементов пути.