(Действующий) Свод правил СП 14.13330.2014 "СНиП II-7-81*. Строительство в...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
6.17.6 Места устройства систем изоляции в плане следует располагать равномерно с учетом конфигурации здания и распределения вертикальных нагрузок. Расстояния между сейсмическими изоляторами под несущими стенами должны быть, как правило, не более 3 м. Предпочтительно изоляторы устанавливать в одном уровне.
6.17.7 Минимальный зазор между сооружением с изоляцией и окружающими подпорными стенами или другими сооружениями должен быть не менее максимального расчетного перемещения части здания, находящегося над сейсмической изоляцией.
6.17.8 При устройстве нескольких изоляторов на одном опорном элементе расстояние между двумя изоляторами должно обеспечивать их установку и замену.
6.17.9 Устройства сопротивления ветровой нагрузке, установленные в изоляционном слое, должны быть расположены по периметру здания симметрично и равномерно.
6.17.10 Следует обеспечивать надежные соединения устройств сейсмоизоляции с надземными конструкциями и фундаментом, а также проведение конструктивных мероприятий, обеспечивающих восприятие расчетных усилий в узлах.
6.17.11 Для обеспечения перемещений между изолированной частью сооружения и фундаментной частью в любом направлении без каких-либо повреждений элементов конструкций, в служебные коммуникации, т.е. трубопроводы и кабели, необходимо включать гибкие соединения и компенсаторы в уровне сейсмоизоляции.
6.17.12 Следует обеспечивать доступ персонала для контроля и замены всех элементов системы изоляции.
6.17.13 Степень огнестойкости системы сейсмоизоляции должна соответствовать требованиям норм по пожарной безопасности зданий - ГОСТ 30247.0, ГОСТ 30403, ГОСТ Р 53292, ГОСТ Р 53295, СП 2.13130.
6.17.14 Для сооружений с сейсмоизоляцией должна быть разработана инструкция для периодического мониторинга, контроля и эксплуатации системы сейсмоизоляции, которая должна храниться в жилищно-эксплуатационной конторе.

6.18 Оборудование

6.18.1 Требования к размещению оборудования в здании и сооружении, нормы по обеспечению его безопасности при эксплуатации устанавливают в проектной документации на основании межгосударственных стандартов и национальных стандартов Российской Федерации.
6.18.2 При проектировании зданий и сооружений в сейсмических районах следует проверять расчетом или экспериментально крепление высокого и тяжелого оборудования к несущим конструкциям зданий и сооружений, а также учитывать сейсмические усилия, возникающие при этом в несущих конструкциях.

6.19 Восстановление и усиление конструкций

6.19.1 Требования настоящего подраздела следует соблюдать при разработке мероприятий по обеспечению сейсмостойкости существующих зданий, в том числе восстанавливаемых после землетрясения и усиливаемых в связи с изменением сейсмичности площадки или функционального назначения объекта, механическая безопасность которых при сейсмических воздействиях не обеспечивается.
6.19.2 При выборе способов усиления несейсмостойких жилых, общественных и промышленных зданий необходимо руководствоваться общими требованиями настоящих правил. Расчетную сейсмичность существующего сооружения следует принимать равной расчетной сейсмичности площадки расположения объекта. Элементы здания с недостаточной несущей способностью выявляют расчетом.
6.19.3 В случаях, когда выполнение конструктивных требований норм в полном объеме невозможно, или их выполнение приводит к экономической нецелесообразности усиления, допускается реализация обоснованных расчетом технических решений усиления здания при неполном соответствии требованиям правил с их согласованием в установленном порядке.
6.19.4 Проект по повышению сейсмостойкости зданий разрабатывается на основе анализа исходной проектной документации и материалов детального обследования основания и конструктивных элементов здания.
6.19.5 В проекте рекомендуют применять следующие технические мероприятия:
изменение объемно-планировочных решений путем разделения зданий сложных конструктивных схем на отсеки простой формы антисейсмическими швами, разборки верхних этажей здания, устройства дополнительных элементов жесткости для обеспечения симметричного расположения жесткостей в пределах отсека и уменьшения расстояния между ними;
усиление стен, рам, вертикальных связей для обеспечения восприятия усилий от расчетных сейсмических воздействий;
увеличение надежности соединения элементов сборных перекрытий, устройством или усилением антисейсмических поясов;
обеспечение связей между стенами различных направлений, между стенами и перекрытиями;
усиление элементов соединения сборных конструкций стен;
изменение конструктивной схемы здания, в том числе путем введения системы дополнительных конструктивных элементов;
снижение массы здания, применение сейсмоизоляции, пассивного демпфирования и других методов регулирования сейсмической реакции;
изменение функционального назначения здания (снижение уровня ответственности).
6.19.6 Решения о восстановлении или усилении зданий должны принимать с учетом их физического и морального износа, назначения и социально-экономической целесообразности мероприятий по восстановлению или усилению.

7 Транспортные сооружения

7.1 Общие положения

7.1.1 Положения настоящего раздела распространяются на строительство железных дорог категорий I-IV, автомобильных дорог категорий I-IV, IIIп и IVп, метрополитенов, скоростных городских дорог и магистральных улиц, пролегающих в районах с расчетной сейсмичностью 6-9 баллов, а также зданий и сооружений речного, морского и воздушного транспортов.
На площадках, сейсмичность которых превышает 9 баллов, возводить транспортные сооружения, как правило, не допускается. Проектирование и строительство транспортных сооружений на таких площадках осуществляются в соответствии с требованиями [5].
Примечания
1 Сейсмичность района строительства определяют по картам общего сейсмического районирования ОСР-2015 или по списку населенных пунктов, расположенных в сейсмических районах (приложение А).
2 В районах сейсмичностью 6 баллов антисейсмические мероприятия при проектировании объектов транспортного строительства предусматриваются на участках сейсмичностью 7 и более баллов, определяемой на основании данных общих инженерно-геологических изысканий и геофизических исследований, выполняемых с учетом специфики строительства транспортных сооружений.
3 При проектировании сооружений на железных дорогах категории V и на железнодорожных путях промышленных предприятий сейсмические нагрузки допускается не учитывать, если отказ этих сооружений при землетрясении не влечет за собой тяжелых социальных, экономических и экологических последствий. Решение об исключении антисейсмических мероприятий при новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объекта должно быть принято заказчиком.
4 Производственные, складские и другие здания транспортного назначения, а также причалы и транспортные гидротехнические сооружения следует проектировать с учетом требований к конструкциям, расчетам на сейсмостойкость и противопожарным мероприятиям, изложенным в разделах 5, 6, 8 и 9.
5 Методика по уточнению исходной сейсмичности и сейсмическому микрорайонированию приведена в приложении Г.
7.1.2 Расчетную сейсмичность площадки для объектов транспортного строительства устанавливают в зависимости от классификации сооружений по ответственности (таблица 10) по картам ОСР-2015 с поправками на вариации сейсмичности в пределах сейсмоопасных районов целочисленной балльности, а также на местные инженерно-геологические и геоморфологические условия.
Примечание - Решение о выборе уровня антисейсмической защиты (уровня ответственности объекта), не указанного в таблице 10, принимает заказчик по представлению генерального проектировщика.
7.1.3 В проектах зданий и сооружений транспортного назначения антисейсмические мероприятия должны предусматриваться при расчетной сейсмичности 7, 8 и 9 баллов.

7.2 Трассирование дорог

7.2.1 При изысканиях железных и автомобильных дорог в условиях горного и предгорного рельефа на участках с проявлениями опасных геологических процессов (скальных обвалов, оползней, лавин, разжижения грунта) следует выбирать положение трассы по результатам технико-экономического сравнения вариантов обхода этих участков в плане и в профиле и варианта возведения защитных сооружений (тоннелей, галерей, улавливающих стен и др.).
7.2.2 Трассирование железных и автомобильных дорог вдоль берегов морей, подверженных затоплению сейсмическими морскими волнами (цунами), должно выполняться с учетом варианта размещения трассы на безопасном расстоянии от уреза вода и варианта осуществления мер по защите транспортных сооружений от цунами.
Таблица 10 - Классификация объектов транспортного комплекса по ответственности
Уровень ответственности
Назначение сооружения
Уровень 1а - особо высокий уровень ответственностиНаиболее крупные и капиталоемкие объекты транспортного комплекса на железных и автомобильных дорогах категорий I и II, на скоростных городских дорогах, линиях метрополитена и скоростного монорельсового транспорта: виадуки с опорами высотой более 50 м; мосты, эстакады, тоннели и галереи длиной более 500 м, многоярусные транспортные развязки с организацией движения в трех и более уровнях. Висячие и вантовые мосты через большие реки, морские проливы и заливы с пролетами сооружений более 300 м на дорогах всех категорий. Транспортные здания, относящиеся к выдающимся памятникам архитектуры, административные здания, в которых размещаются службы и средства управления работой крупных транспортных узлов и сетями дорог в регионах. Здания терминалов в аэропортах с годовым объемом перевозок более 10 млн чел, включая прилетающих, улетающих и транзитных пассажиров. Здания железнодорожных и морских вокзалов вместимостью более 1500 пассажиров. Причальные сооружения морских и речных портов при объеме грузооборота в навигацию свыше 6 млн тонн сухогрузов (свыше 12 млн тонн наливных грузов) или свыше 800 судозаходов
Уровень 1б - высокий уровень ответственностиБалочные, арочные и рамные мосты с пролетами более 200 м через водотоки, виадуки, эстакады, путепроводы, транспортные развязки, тоннели и галереи, подпорные стены, трубы под насыпями, пешеходные мосты и тоннели, пассажирские платформы, насыпи и выемки, сооружаемые на железных и автомобильных дорогах категорий I и II, а также на скоростных городских дорогах, магистральных улицах (проспектах) общегородского значения, линиях метрополитена и скоростного монорельсового транспорта. Опоры контактной сети и здания тяговых подстанций на железных дорогах категорий I и II. Здания терминалов в аэропортах с годовым объемом перевозок от 4 до 10 млн чел. Здания железнодорожных, морских и речных вокзалов вместимостью 500-1500 пассажиров. Здания автобусных вокзалов для обслуживания 1000 и более пассажиров дальнего следования в сутки. Причальные сооружения морских и речных портов при объеме грузооборота в навигацию от 1,5 до 6 млн тонн сухогрузов (от 6 до 12 млн тонн наливных грузов) или от 600 до 800 судозаходов. Взлетно-посадочные полосы аэродромов
Уровень 2 - нормальный уровень ответственностиМосты через водотоки, виадуки, эстакады, путепроводы, транспортные развязки, тоннели и галереи, подпорные стены, трубы под насыпями, пассажирские платформы, пешеходные мосты и тоннели, насыпи и выемки, сооружаемые на железных и автомобильных дорогах категорий III и IV, а также на магистральных городских дорогах (улицах) районного значения. Опоры контактной сети и здания тяговых подстанций на железных дорогах категорий III и IV. Здания терминалов в аэропортах с годовым объемом перевозок до 4 млн чел. Здания железнодорожных, морских и речных вокзалов вместимостью до 500 пассажиров. Здания автобусных вокзалов для обслуживания до 1000 пассажиров дальнего следования в сутки. Подземные гаражи и парковки. Причальные сооружения морских и речных портов при объеме грузооборота в навигацию менее 1,5 млн тонн сухогрузов (менее 6 млн тонн наливных грузов) или менее 600 судозаходов
7.2.3 Выбор трассы дорог должен проводиться с учетом максимально возможного удаления больших мостов и тоннелей от мест выхода на поверхность активных тектонических разломов.
7.2.4 При трассировании дорог в селеопасных горных долинах необходимо располагать трассу выше возможного уровня селевых потоков с устройством искусственных сооружений для пропуска над дорогой селевых потоков, спускающихся в долину из поперечных логов.

7.3 Земляное полотно

7.3.1 При расчетной сейсмичности 9 баллов и высоте насыпей (глубине выемок) более 4 м откосы земляного полотна из нескальных грунтов должны быть, как правило, на 1:0,25 положе откосов, проектируемых для несейсмических районов. Откосы крутизной 1:2,25 и менее крутые допускается проектировать по нормам для несейсмических районов.
Откосы выемок и полувыемок, распложенных в скальных грунтах, а также откосы насыпей из крупнообломочных грунтов, содержащих заполнитель менее 20% по массе, допускается проектировать по нормам для несейсмических районов.