Действующий

Подпрограмма
"Развитие государственных театров и концертных организаций на 2015-2017 годы"

Паспорт
подпрограммы "Развитие государственных театров и концертных организаций на 2015-2017 годы"

Ответственный исполнительподпрограммы
-
Министерство культуры Челябинской области
Соисполнителиподпрограммы
-
областное государственное бюджетное учреждение культуры "Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени Глинки" (по согласованию);областное государственное бюджетное учреждение культуры "Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова" (по согласованию);областное государственное бюджетное учреждение культуры "Челябинский государственный драматический Камерный театр" (по согласованию);областное государственное бюджетное учреждение культуры "Челябинский государственный драматический Молодежный театр" (по согласованию);областное государственное бюджетное учреждение культуры "Челябинский государственный театр кукол имени Вольховского" (по согласованию);государственное бюджетное учреждение культуры Челябинской области "Златоустовский драматический театр "Омнибус" (по согласованию);областное государственное бюджетное учреждение культуры "Челябинская государственная филармония" (по согласованию);государственное бюджетное учреждение культуры Челябинской области "Русский народный оркестр "Малахит" (по согласованию);государственное бюджетное учреждение культуры Челябинской области "Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла имени С.Г. Эйдинова" (по согласованию)
Программно-целевые инструменты подпрограммы
-
отсутствуют
Основная цель подпрограммы
-
обеспечение доступности профессионального театрального и исполнительского музыкального искусства жителям Челябинской области
Основные задачи подпрограммы
-
постановка и показ высокохудожественных спектаклей и концертных программ;поддержка деятельности театров и концертных организаций
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
-
количество мероприятий (спектаклей, концертов и другого), проведенных театрально-концертными учреждениями (единиц);количество зрителей на мероприятиях (спектаклях, концертах и другом), проведенных театрально-концертными учреждениями (человек)
Этапы и сроки реализации подпрограммы
-
подпрограмма реализуется в 2015-2017 годах в один этап
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы
-
общий объем финансирования на реализацию мероприятий подпрограммы составляет 1 577 681,38 тыс. рублей, в том числе:средства областного бюджета - 1 577 681,38 тыс. рублей,в том числе по годам:в 2015 году - 536 349,58 тыс. рублей;в 2016 году - 520 665,9 тыс. рублей;в 2017 году - 520 665,9 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
-
в результате реализации подпрограммы предполагается достижение следующих показателей:количество мероприятий (спектаклей, концертов и другого), проведенных театрально-концертными учреждениями, в 2017 году - 2490 единиц;количество зрителей на мероприятиях (спектаклях, концертах и другом), проведенных театрально-концертными учреждениями, в 2017 году - 688,3 тыс. человек

Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Учреждениями культуры, решающими задачи по приобщению жителей Челябинской области к театральному и музыкальному профессиональному искусству, являются государственные театрально-концертные учреждения.
В Челябинской области работает 6 государственных театров областного подчинения (4 драматических, 1 театр оперы и балета, 1 театр кукол). Пять из них работают в Челябинске, один театр расположен в городе Златоусте (драматический театр). Также в Челябинской области работает областное государственное бюджетное учреждение культуры "Челябинская государственная филармония", в состав которого входят такие крупные коллективы, как ансамбль танца "Урал", камерный хор, духовой оркестр, диксиленд, камерный оркестр "Классика" и несколько небольших коллективов и солистов филармонического жанра. В Челябинской области работают два крупных концертных коллектива: государственное бюджетное учреждение культуры Челябинской области "Русский народный оркестр "Малахит" и государственное бюджетное учреждение культуры Челябинской области "Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла имени С.Г. Эйдинова".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р одобрены социальные нормативы и нормы в части услуг профессиональных театров:
минимальное количество государственных и муниципальных театров разных видов в субъектах Российской Федерации (кроме городов Москвы и Санкт-Петербурга);
количество зрительских мест на каждые 5 тыс. человек в городских поселениях и городских округах, число жителей которых составляет более 100 тыс. человек.
Согласно нормативу в городских поселениях и округах, число жителей которых составляет более 100 тыс. человек, должно быть 4-5 зрительских мест на 4-5 тыс. человек.
N
п/п
Наименование территории
Численность населения по состоянию на
01.01.2011 года, тыс. человек
Норматив зрительских мест на 5 тыс. жителей
(4 - 5 мест)
Фактическое наличие зрительских мест, единиц
Отклонение от норматива, единиц
1.
Челябинск
1130,1
904 - 1130
3014
+1884
2.
Златоуст
177,2
142 - 177
435
+258
3.
Копейск
139,8
112 - 140
0
-140
4.
Магнитогорск
407,8
324 - 408
1304
+896
5.
Миасс
166,4
133 - 166
0
-166
Таким образом, 2 города - Копейск и Миасс, численность населения которых превышает 100 тыс. человек, - не имеют собственных муниципальных театров. Однако город Копейск находится в пригороде Челябинска и его жители имеют возможность посещать театры, находящиеся в Челябинске, жители города Миасса - крупного промышленного города с населением 166,4 тыс. человек - располагают возможностью посещать Златоустовский театр "Омнибус" (расстояние между городами - 20 километров). На территории Миасского городского округа потребности населения в услугах театрально-концертных учреждений удовлетворены посредством разветвленной системы культурно-досуговых учреждений. В городе работают 6 дворцов культуры (общее количество посадочных мест - 2335), осуществляющих организацию и прокат гастрольных спектаклей. В течение года на площадках города проходит в среднем от 30 до 60 гастрольных спектаклей.
Если в театральных учреждениях выполнен социальный норматив по количеству посадочных мест для зрителей, то иная ситуация в концертных учреждениях. Норматив по количеству зрительских мест для концертных учреждений рассчитывается из общей численности населения, 1 место на 1000 жителей. В результате должно быть 3490 мест, в реальности на данный момент - 614 (494 места в концертном зале им. Прокофьева областного государственного бюджетного учреждения культуры "Челябинская государственная филармония" и зрительный зал на 120 мест в Муниципальном автономном учреждении культуры "Магнитогорское концертное объединение"). Отклонение от норматива - "- 830-2574".
В связи с тем, что театрально-концертные учреждения размещены только в 4 городах Челябинской области, существует проблема доступности посещения данных учреждений для жителей отдаленных населенных пунктов Челябинской области. Для решения данной проблемы с 2011 года во исполнение поручения Президента Российской Федерации по развитию гастрольной деятельности на территории Челябинской области реализуется крупномасштабный проект "Театрально-концертный зал", предполагающий создание в Челябинской области нескольких сценических площадок (на базе существующих домов культуры) для репертуарного проката спектаклей и концертов ведущих театрально-концертных коллективов Челябинской области. По итогам реализации данного проекта в отдаленных населенных пунктах Челябинской области проходит дополнительно около 30 показов спектаклей. Из 39 муниципальных образований Челябинской области, в которых нет собственных театрально-концертных учреждений, в реализации проекта на данный момент принимают участие 11 муниципальных образований Челябинской области.
Проанализировав доступность театрального искусства для населения Челябинской области, можно сказать, что социальный норматив в части услуг профессиональных театров в регионе соблюдается. Вместе с тем существует потребность в активизации и расширении гастрольной деятельности на территориях, не имеющих стационарных театров.
Из двух видов театральной деятельности (создание и прокат спектаклей) определяющим для развития театра как вида искусства является создание новых постановок. Снижение по тем или иным причинам количества и качества новых постановок в театре ведет к творческому кризису.
В 2012 и 2013 годах театрами Челябинской области было осуществлено по 25 новых постановок соответственно.
Количество постановок напрямую зависит от их финансирования.
Другой важной формой мониторинга развития театрального искусства является театральный фестиваль, а конкурсы, проводимые в рамках фестивалей, как правило, стимулируют творческий поиск. Челябинские областные и муниципальные театры являются постоянными участниками театральных акций различного уровня и форм организации.
На территории Челябинской области фестивальное движение активно развивается с конца 1980-х - начала 1990-х годов. Областной фестиваль профессиональных театров "Сцена", международный фестиваль драматических театров "Камерата", международный фестиваль театров кукол "Соломенный жаворонок", всероссийский фестиваль "Театральные опыты" стали визитной карточкой Челябинской области. Данные фестивали хорошо знают в профессиональной среде как в России, так и за рубежом. Проведение подобных и иных фестивалей способствует популяризации сценического искусства и формированию устойчивого интереса населения к посещению театральных учреждений.
Поскольку большинство из проводимых в Челябинской области фестивалей носит межрегиональный и международный характер, они становятся и смотром достижений регионального театрального искусства, а также открывают возможность участия наших театров в фестивалях в России и за рубежом.
Приоритетным вопросом в развитии театрального искусства региона остается кадровая политика, направленная на формирование профессиональной театральной среды.
В соответствии с общероссийской тенденцией в театрах областного подчинения за последние два года произошел отказ от института художественных руководителей. В целях упорядочения системы управления и контроля, а также недопущения конфликтных и спорных ситуаций между равноправными руководителями, отвечающими за художественно-творческое и административно-хозяйственное состояние учреждений, введен институт единоначалия и ответственности в театрах в лице директора. Помимо этого, за последние годы к руководству театрами пришли молодые и эффективно работающие менеджеры.
Особого внимания в кадровой политике требует вопрос подготовки театральных специалистов непосредственно в регионе.
К наиболее значимым проблемам профессионального искусства, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению, относятся:
недостаточность финансирования новых постановок спектаклей и концертных программ;
недостаточность финансирования организации и проведения международных, всероссийских и региональных фестивалей и конкурсов-смотров;
недостаточность финансирования гастрольной деятельности;
недостаточность финансирования мероприятий по укреплению материально-технической части театрально-концертных учреждений.
Указанные проблемы определяют необходимость разработки и реализации подпрограммы, направленной на создание условий развития сферы театрального и исполнительского музыкального искусства.
Важнейшие приоритеты государственной политики в сфере профессионального искусства определены в следующих стратегических документах и нормативных правовых актах:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1019-р;
Концепция долгосрочного развития театрального дела в Челябинской области на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Челябинской области от 10.12.2012 г. N 303-рп "О Концепции долгосрочного развития театрального дела в Челябинской области на период до 2020 года".
Приоритетными направлениями государственной политики в сфере профессионального искусства являются:
оказание содействия профессиональному театральному и исполнительскому музыкальному искусству и создание благоприятных условий для их развития;
обеспечение доступности профессионального театрального и музыкального искусства для всех граждан, независимо от места их проживания и социально-экономического положения;
создание условий для внутрирегиональной, межрегиональной и международной гастрольной деятельности, а также международного фестивального движения;
укрепление материально-технической базы театрально-концертных учреждений региона.
Создание условий для развития профессионального искусства рассматривается как важный вклад в повышение качества жизни населения Челябинской области, расширение круга потребностей жителей Южного Урала, в том числе и в сфере культуры и искусства.
Целью подпрограммы является создание условий для развития сферы театрального и музыкального исполнительского искусства, основанное на приоритетах государственной политики.
Реализация вышеуказанной цели будет обеспечена путем эффективного взаимодействия органов исполнительной власти Челябинской области, муниципальных органов власти Челябинской области, общественных объединений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере профессионального искусства.

Раздел II. Основная цель и задачи подпрограммы

Основной целью подпрограммы является обеспечение доступности профессионального театрального и исполнительского музыкального искусства жителям Челябинской области.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
постановка и показ высокохудожественных спектаклей и концертных программ;
поддержка деятельности театров и концертных организаций.
В соответствии с установленными целевыми ориентирами в сфере искусства для оценки хода реализации мероприятий и степени решения поставленных задач в подпрограмме используются следующие индикативные показатели:
количество мероприятий (спектаклей, концертов и другого), проведенных театрально-концертными учреждениями (единиц);
количество зрителей на мероприятиях (спектаклях, концертах и другом), проведенных театрально-концертными учреждениями (человек).