(Действующий) Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. N 963 "О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
заявки потенциальных заказчиков судов, в том числе иностранных (с учетом конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка судов).
При этом принимались во внимание тенденции современного периода и прогноз на перспективу в части рациональных величин характеристик, размеров судов и их технической оснащенности. Всего предусматривается разработка 92 проектов перспективных судов.
Общие ежегодные объемы финансирования поисковых проектных работ по гражданским судам составляют в среднем около 15 млрд. рублей. Работы в основном будут осуществляться за счет средств заказчиков судов и собственных средств предприятий.

Строительство гражданских судов и плавсооружений

Отечественными заказчиками в программе "Возрождение торгового флота России" Министерства транспорта Российской Федерации, в федеральной программе развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 года "Рыба", в проекте программы "Развитие сил и средств выполнения поисковых и аварийно-спасательных работ на морских и внутренних водных бассейнах России" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и ряда других оценена следующая потребность в судах и плавсредствах на период 1996-2000 годов:
морские транспортные суда - 499 единиц суммарным дедвейтом 7,3 млн. тонн;
транспортные речные и смешанного плавания суда - 297 единиц суммарной грузоподъемностью 0,9 млн. тонн;
промысловые добывающие суда - 759 единиц суммарной мощностью около 400 мегаватт;
средства освоения шельфа - 88 единиц суммарной стоимостью около 12,4 трлн. рублей (в ценах начала 1995 года).
Программа при ее реализации позволит решить эту проблему и обеспечить флот России современными конкурентоспособными судами. Однако для ее реализации и обеспечения притока заказов на отечественные верфи необходимо создание системы государственного регулирования размещения заказов на строительство судов и плавсредств за рубежом, а также создание системы госзаказа на гражданские суда, строящиеся для государственных нужд.
Этой же программой предусматривается доведение к 2000 году ежегодного выпуска судов суммарным дедвейтом до 1 млн. тонн (сегодня Япония строит ежегодно около 13,5 млн. тонн дедвейта, Южная Корея - около 6,5 млн. тонн дедвейта, ФРГ - около 1 млн. тонн дедвейта, Испания - около 800 тыс. тонн дедвейта).

Совершенствование организации производства, технологических процессов и производственных мощностей судостроительной промышленности

Программой предусматривается совершенствование организационной структуры судостроительной промышленности путем создания конкурентоспособных вертикально-интегрированных производственно-технологических комплексов, охватывающих весь научно-производственный цикл изготовления судов, в виде мощных судостроительных компаний, корпораций или концернов с набором предприятий, обеспечивающих процесс создания судна от маркетинга и производства до его реализации, создания финансово-промышленных групп по отдельным особо важным направлениям развития судостроительной техники, а также совместных с зарубежными фирмами предприятий, осуществляющих на кооперационной основе строительство конкурентоспособных судов или производство судового комплектующего оборудования.
Предусмотрено совершенствование методов постройки судов путем внедрения зональных технологий, ориентированных на конечные продукты, что позволит существенно сократить сроки их строительства. Будет осуществлена перестройка системы "проектирование - производство" с обеспечением высокой организационно-технологической надежности процесса постройки судов и снижения непроизводительных затрат.
Предусматриваются также разработка и внедрение принципиально новых технологических процессов с использованием энергий высокой плотности (лазерной, плазменной, электроимпульсной и других), создание и внедрение нового поколения высокопроизводительных машин, оборудования, средств технологического оснащения и механизации на основе использования новых физических явлений и обеспечивающих снижение уровня ручного труда и экологической нагрузки от производственной деятельности предприятий на окружающую среду.
Характерным для сегодняшнего состояния отрасли является большой физический и моральный износ основных производственных фондов и, в частности, их активной части (средний возраст составляет 15 лет), разбалансированность производственных мощностей, несоответствие большинства цехов и сооружений требованиям современной технологии. В связи с этим будет обновлена активная часть наиболее отсталых основных производственных фондов предприятий.
Предусмотрено восстановление утраченного в результате конверсии баланса производственных мощностей судостроительной промышленности, в результате чего мощности отдельных видов производств окажутся в наибольшей степени приспособленными к изменившемуся соотношению в объемах выпуска гражданской и военной продукции.
Повышение потребительских свойств, качества, надежности и конкурентоспособности судового комплектующего оборудования будет обеспечено за счет применения технологического оборудования, материалов, полуфабрикатов и элементной базы смежных отраслей промышленности, закупки лицензий и зарубежного оборудования. Расширение производства комплектующего оборудования до требуемого уровня предусмотрено путем перепрофилирования производств и привлечения высвобожденных в результате конверсии мощностей ряда приборостроительных и машиностроительных предприятий оборонных отраслей промышленности.
Общие ежегодные объемы финансирования составят около 200 млрд. рублей. Работы предполагается осуществлять за счет внебюджетных источников финансирования (кредиты банков, средства предприятий). Для этого предусматривается подготовка предложений, обеспечивающих налоговые льготы инвесторам, вкладывающим средства в развитие судостроительной отрасли и в постройку судов на отечественных верфях, а также создание страховой компании, обеспечивающей гарантии инвесторам при вложении средств в судостроение.
В связи с отсутствием в России возможностей постройки крупнотоннажных транспортных судов Программой предусматривается частичная переориентация на постройку таких судов судоремонтного завода "Звездочка" в г. Северодвинске со строительством на нем крупного сухого дока и создание нового судосборочного комплекса на государственном предприятии "Адмиралтейские верфи" в районе Лужской губы Финского залива.
В случае принятия Правительством Российской Федерации решения о создании производственных мощностей для обеспечения крупнотоннажного судостроения потребуется дополнительно ежегодное финансирование в размере 275 млрд. рублей.

Источники и объемы финансирования Программы

Для обеспечения выполнения настоящей Программы предусматривается разработка механизмов взаимоотношений в области кредитно-финансовой политики как внутри судостроительных комплексов, так и с государственными структурами и зарубежными фирмами и компаниями, в частности, выработка предложений о формировании специализированной финансово-банковской инфраструктуры судостроительной промышленности с участием в ней банков с функциями агентов Правительства Российской Федерации и финансово-инвестиционного органа, аккумулирующего финансовые средства и проводящего операции с ценными бумагами, в качестве которого предлагается использовать Судостроительный коммерческий банк (Судкомбанк).
Бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета для финансирования настоящей Программы приведена в приложении 2.

Механизмы реализации Программы

Для реализации настоящей Программы будет активизирована работа по структурной перестройке судостроительной промышленности с созданием конкурентоспособных вертикально-интегрированных производственно-технологических комплексов в виде самоуправляющихся и самофинансирующихся судостроительных компаний (концернов, холдингов, финансово-промышленных групп и т.п.).
В целях создания благоприятных условий для загрузки производственных мощностей и сохранения рабочих мест в российском судостроении необходима разработка в течение 1995 года нормативных правовых актов, предусматривающих создание экономических условий, обеспечивающих выгодность размещения судовладельцами заказов на суда на верфях России, эффективность вложения средств инвесторами в постройку судов и развитие верфей, а также стимулирующих постройку отечественными судостроительными заводами судов для собственных и зарубежных судовладельцев.
Конкретные предложения по содержанию таких актов даны в соответствующих разделах Программы.

Оценка эффективности Программы

От реализации поставленных Программой задач ожидается получение следующих результатов:
сохранение и модернизация до 1 млн. рабочих мест в судостроении и смежных отраслях;
сохранение и создание уникальных установок, оборудования и технологий (в том числе технологий двойного применения), сохранение и развитие предприятий, научных и проектных организаций;
повышение конкурентоспособности продукции отечественного судостроения, что позволит вдвое увеличить поступление в бюджет валютных отчислений от расширения экспорта судов;
обеспечение потребности морского и речного флота России в транспортных судах, выполняющих до 90 процентов объема перевозок внешнеторговых грузов и доставку всех грузов в районы Крайнего Севера;
практически полное обеспечение потребности промыслового флота в добывающих судах, поставляющих стране до 20 процентов белкового пищевого продукта;
расширение номенклатуры и увеличение объемов производства отечественного комплектующего оборудования и материалов, что снизит импортную зависимость российских судостроителей и судовладельцев.
Экономический эффект от реализации Программы обуславливается:
сохранением рабочих мест в судостроении и снижением социальной напряженности в обществе;
увеличением объема судостроения и сокращением вследствие этого затрат на фрахтование иностранных судов;
повышением технического уровня и качества создаваемых судов и плавсредств, их транспортной и иной отдачи;
сокращением закупки за рубежом комплектующего оборудования и материалов;
увеличением экспорта судостроительной продукции.

Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации

Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются государственным заказчиком.
Государственный комитет Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности ежегодно до 1 февраля представляет доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования бюджетных и других средств в Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и в Министерство науки и технической политики Российской Федерации - в части выполнения плана НИОКР.
Приложение 1
"Российские верфи"

Основные направления
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведение которых необходимо в 1996-2000 годах в обеспечение сохранения и развития научно-технического и производственного потенциала судостроительной промышленности

Цели и содержание подпрограммы. Состояние готовности. Государственный заказчик
Источники финансирования и направления расходов
Финансовые затраты, млрд. рублей на 1996-2000 годы (в ценах начала 1995 г.)
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы в стоимостном и натуральном выражении
Подпрограмма "Развитие"
Разработка концепций и прогнозов развития отрасли, выявление номенклатуры перспективных для строительства судов, совершенствование методов проектирования, разработка аваяпроектов судов новых типовВсего:в том числе из средств федерального бюджета
45
35
Обеспечение сбалансированного взаимоувязанного развития судостроительной промышленности, совершенствование м структуры, методов управления, обеспечивающих повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке судостроения
Работа ведется с 1992 годаГлавное управление судостроительной промышленности Госкомоборонпрома России
Подпрограмма "Эффективность"
Разработка новых, отвечающих мировому уровню перспективных обводов корпусов судов, движительных комплексов и их компоновок, обеспечивающих энергосбережение в процессе эксплуатация, повышение эффективности и конкурентоспособности судов, разработка перспективных компоновочных схем для скоростных судовРаботы находятся в различной стадии готовности: от поисковых исследований до экспериментально-теоретических разработокГлавное управление судостроительной промышленности Госкомоборонпрома РоссииВсего:в том числе из средств федерального бюджета
50
40
Повышение эффективности эксплуатации судов за счет энергосбережения и соответствия международным нормам
Подпрограмма "Прочность"
Разработка и внедрение в практику проектирования и постройки судов всех типов и назначений новых конструктивных Решений. корпусных материалов, методов и правил расчета, норм прочности для повышения экономичности, срока службы, экологической безопасности и надежности судовРаботы находятся в различных стадиях готовности: от подготовки технического задания ГТЗ) до теоретических и экспериментальных проработокГлавное управление судостроительной промышленности Госкомоборонпрома РоссииВсего:в том числе из средств федерального бюджета
45
35
Снижение аварийности судов. Снижение металлоемкости корпуса судов на 7- 10 процентов. Увеличение срока службы судов на 20 процентов. Повышение конкурентоспособности судов на мировом рынке. Повышение уровня экологической защиты окружающей среды
Подпрограмма "Безопасность"
Разработка нормативно-технических материалов, обеспечивающих высокий уровень безопасности судов и плавсредств в части устойчивости, непотопляемости, пожаробезопасности, радиационной и экологической безопасности. Создание бортовых технических средств для контроля состояния корпуса и энергетического оборудования, включая "черный ящик". Разработка принципиально новых средств спасения людей при морских авариях Работы находятся в различных стадиях готовности: от подготовки технического задания (ТЭ) до теоретических и экспериментальных проработок Главное управление судостроительной промышленности Госкомоборонпрома РоссииВсего:в том числе из средств федерального бюджета
50
35
Снижение вероятности и тяжести аварий судов и плавсредств. Повышение уровня экологической защиты морской среды. Увеличение конкурентоспособности отечественных судов и плавсредств
Подпрограмма "Машиностроение"
Разработка и освоение нового, взамен закупаемого но импорту, перспективного комплектующего оборудования, обеспечивающего создание судов, соответствующих тенденциям развития мирового судостроения, а именно: оборудования энергетических установок, палубных механизмов, рулевых машин, кранов, систем микроклимата, технологического оборудования промысловых судов, оборудования по предотвращению загрязнения моря с судов. Создание комплекса уникального технологического оборудования для укладки глубоководных трубопроводов большого диаметраРаботы ведутся с 1991 годаГлавное управление судостроительной промышленности Госкомоборонпрома РоссииВсего:в том числе из средств федерального бюджета
500
140
Создание современного комплектующего оборудования, обеспечивающего конкурентоспособность будущих судов за счет повышения их эффективности, снижения эксплуатационных расходов и общего ресурсосбережения, соответствия требованиям международных конвенций. Освоение производства изделий на российских предприятиях взамен закупаемых по импорту, в том числе из государств - участников СНГ. Создание уникального оборудования, не имеющего зарубежных аналогов
Подпрограмма "Энергетика"
Выполнение опытно-конструкторских а научно-исследовательских работ по созданию оборудования судовых энергетических установок и средств автоматизация. направленных на создание современного отечественного оборудования взамен закупаемого по импорту: двигателей в дизель-генераторов для маломерных судов, систем автоматизации и технического диагностирования энергетических установок на основе микропроцессорной техники валогенераторных систем, различных регуляторов топлива, масел и другого оборудованияРаботы ведутся с 1991 годаГлавное управление судостроительной промышленности Госкомоборонпрома РоссииВсего:в том числе из средств федерального бюджета
120
45
Сокращение затрат на закупку по импорту оборудования на сумму 4,5 млн. долларов США и экономия топлива около 200 тыс. тонн в год
Подпрограмма "Материалы"
Обеспечение строительства и развития флота России современными материалами и веществами на уровне характеристик перспективных классов материалов, отвечающих международным требованиям, в том числе: металлические корпусные и энергетические материалы; пожаробезопасные и нетоксичные (безасбестовые) мастики, клеи, ткани, теплозвуковиброизоляционяые маты, плиты и др. Разработка и организация производства высокоточных сталей для толстостенных труб большого диаметра для подводных трубопроводов. По степени готовности гамма материалов ставится на промышленное освоение в производствоВсего:в том числе из средств федерального бюджета
210
90
Освоение для кораблестроения и судостроения на российских предприятиях производств судостроительных материалов взамен утерянных в связи с распадом СССР. Обеспечение отечественного судостроения всей номенклатурой: металлическими, неметаллическими, лакокрасочными и другими материалами судостроительного назначения (с сертификацией материалов аттестацией их производств). Сокращение затрат на закупку по импорту
Работы ведутся с 1991 годаГлавное управление судостроительной промышленности Госкомоборонпрома России
Подпрограмма "Электротехника"
Комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию судового электрооборудования, соответствующего требованиям международных норм, обеспечивающего замену изделий, поставляемых по импорту, обновление номенклатуры оборудования и повышение технико-эксплуатационных качеств судов в том числе: электроэнергетических систем. электромашин и электроприводов, электрораспределительных устройств, преобразователей, аппаратуры внутрисудовой связи и сигнализации, коммутационно-защитной аппаратуры, электроизмерительных приборов, светотехнического и электротермического оборудования, кабельных изделийРаботы ведутся с 1991 годаГлавное управление судостроительной промышленности Госкомоборонпрома РоссииВсего:в том числе из средств федерального бюджета
95
50
Увеличение объема выпуска нового электрооборудования до 200 млрд. рублей (в ценах начала 1995 г.)
Подпрограмма "Приборостроение"
Разработка и освоение нового судового радиоэлектронного оборудования, обеспечивающего создание высокоэффективных комплексно-автоматизированных судов всех классов на уровне лучших зарубежных аналогов, а именно: систем судовождения и навигации, судовых систем видеопрокладки, гидроакустических, включая рыбопоисковые системы, систем управления энергоустановками и главным двигателем, систем радиосвязи, систем обнаружения и тушения пожаров и борьбы за живучесть судна, систем управления административно-хозяйственной деятельностью, судовых датчиков различного назначенияРаботы ведутся с 1991 годаГлавное управление судостроительной промышленности Госкомоборонпрома РоссииВсего:в том числе из средств федерального бюджета
240
45
Сокращение затрат по импорту приборной техники Обеспечение требований международных конвенций и современного технического уровня. Обеспечение сокращения эксплуатационных расходов и численности экипажа. Создание уникального оборудования, не имеющего зарубежных аналогов
Подпрограмма "Сертификация и нормативно-техническое обеспечение"
Нормативно-техническое обеспечение продукции, выпускаемой отраслью для народного хозяйства. Повышение конкурентоспособности судового комплектующего оборудования и маломерных судов с подготовкой и проведением их сертификации, а также аттестации изготовителей на право выпуска сертифицированной продукцииВсего:в том числе из средств федерального бюджета
100
20
Создание российского фонда нормативно-технической документации в обеспечение реализации Программы и подпрограмм создания нового поколения судового комплектующего оборудования и материалов. Расширение сети испытательных центров (до 251 для проведения сертификации продукции с целью повышения ее конкурентоспособности. Экономия средств за счет сокращения сроков проектирования, подготовки производства и постройки судов до 150 млрд. рублей (в ценах начала 1995 г.)
Работы ведутся постоянноГлавное управление судостроительной промышленности Госкомоборонпрома России
Подпрограмма "Судотехнология"
Разработка и внедрение высокоэффективных промышленных технологий применительно к судостроительной промышленности, позволяющих выпускать серийно гражданские суда и судовое комплектующее оборудование. конкурентоспособное на внутреннем и внешнем рынке. Создание комплексов машин и технологического оборудования, обеспечивающих снижение трудоемкости постройки судов, улучшение условий труда и экологическую безопасность для окружающей средыВсего:в том числе из средств федерального бюджета
150
80
Создание и внедрение новых промышленных технологий, включающих: прорывные наукоемкие технологии; технологии с использованием новых физико-химических эффектов; экологически чистые технологии
Работы ведутся с 1992 годаГлавное управление судостроительной промышленности Госкомоборонпрома России
Подпрограмма "Акустика"
Комплекс НИОКР по созданию высокоэффективных акустических средств народно-хозяйственного применения для гражданского судостроения, морской геофизики и подводно-технических работВсего:в том числе из средств федерального бюджета
85
35
Совершенствование акустических технологий, обесшумливание судовых механизмов и создание системы охраны морской экономической зоны
Работы ведутся с 1991 годаГлавное управление судостроительной промышленности Госкомоборонпрома России