(Действующий) Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. N 963 "О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
"Сертификация и нормативно-техническое обеспечение";
"Судотехнология";
"Акустика".
Основным путем создания нового комплектующего оборудования будет покупка лицензий и совместное с передовыми зарубежными фирмами освоение производства, гарантирующее получение международных сертификатов и сервисное обслуживание.
В период до освоения производства отечественного судового комплектующего оборудования (СКО) целесообразно предусмотреть таможенные льготы при закупке отсутствующего в стране оборудования для судов, строящихся на отечественных верфях для отечественных заказчиков.
Кроме того, поскольку такое оборудование является технологическим оборудованием судна, на него следует распространить льготы по освобождению от налога на добавленную стоимость, предусмотренные Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" для технологического оборудования.
Перечень подпрограмм и объемы их финансирования приведены в приложении 1. Подпрограммы закреплены за государственными научными центрами судостроительной промышленности, такими, как ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей", и другими научными организациями. Выполнение предусмотренных подпрограммами работ требует ежегодного выделения средств федерального бюджета, величина которых оценивается в размере около 110-140 млрд. рублей в год (приложение 2).

Создание проектов новых судов

За рубежом проектирование судов сосредоточено на верфях, где имеются небольшие, хорошо оснащенные компьютерной техникой конструкторские бюро, постоянно нарабатывающие большое количество предконтрактных проектов судов, потребность в которых может возникнуть у потенциальных заказчиков. Количество таких проектов ежегодно составляет 100-120 наименований. Реализуется ежегодно не более 2-3 проектов, по которым конструкторское бюро разрабатывает контрактные классификационные проекты. Рабочие чертежи в полном объеме не разрабатываются. На каждой верфи разрабатывается необходимое количество узловых чертежей и принципиальных схем, объем которых зависит от специфики верфи и сложности проекта. К монтажу оборудования и механизмов широко привлекаются специализированные фирмы (по отделке помещений, монтажу оборудования и трубопроводов, электромонтажным работам).
Благодаря такой организации работ цикл постройки судна значительно сокращается.
В отечественном судостроении процесс проектирования существенно более длителен, а объем разрабатываемой документации значительно больше.
В Программе предусматриваются:
мероприятия по сокращению цикла проектирования судов с доведением его до достигнутого за рубежом уровня;
создание и постоянное обновление фонда проектов новых судов, обеспечивающего возможность выхода отрасли на мировой рынок и резкое сокращение сроков поставки заказываемых судов.
Разработка проектов новых гражданских судов и плавучих сооружений направлена на создание проектного задела в отрасли и учитывает:
перспективы развития различных групп флота разного назначения и вероятные потребности в судах для решения транспортных, промысловых и иных задач;
необходимость замены морально устаревших и физически изношенных судов;
заявки потенциальных заказчиков судов, в том числе иностранных (с учетом конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка судов).
При этом принимались во внимание тенденции современного периода и прогноз на перспективу в части рациональных величин характеристик, размеров судов и их технической оснащенности. Всего предусматривается разработка 92 проектов перспективных судов.
Общие ежегодные объемы финансирования поисковых проектных работ по гражданским судам составляют в среднем около 15 млрд. рублей. Работы в основном будут осуществляться за счет средств заказчиков судов и собственных средств предприятий.

Строительство гражданских судов и плавсооружений

Отечественными заказчиками в программе "Возрождение торгового флота России" Министерства транспорта Российской Федерации, в федеральной программе развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 года "Рыба", в проекте программы "Развитие сил и средств выполнения поисковых и аварийно-спасательных работ на морских и внутренних водных бассейнах России" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и ряда других оценена следующая потребность в судах и плавсредствах на период 1996-2000 годов:
морские транспортные суда - 499 единиц суммарным дедвейтом 7,3 млн. тонн;
транспортные речные и смешанного плавания суда - 297 единиц суммарной грузоподъемностью 0,9 млн. тонн;
промысловые добывающие суда - 759 единиц суммарной мощностью около 400 мегаватт;
средства освоения шельфа - 88 единиц суммарной стоимостью около 12,4 трлн. рублей (в ценах начала 1995 года).
Программа при ее реализации позволит решить эту проблему и обеспечить флот России современными конкурентоспособными судами. Однако для ее реализации и обеспечения притока заказов на отечественные верфи необходимо создание системы государственного регулирования размещения заказов на строительство судов и плавсредств за рубежом, а также создание системы госзаказа на гражданские суда, строящиеся для государственных нужд.
Этой же программой предусматривается доведение к 2000 году ежегодного выпуска судов суммарным дедвейтом до 1 млн. тонн (сегодня Япония строит ежегодно около 13,5 млн. тонн дедвейта, Южная Корея - около 6,5 млн. тонн дедвейта, ФРГ - около 1 млн. тонн дедвейта, Испания - около 800 тыс. тонн дедвейта).

Совершенствование организации производства, технологических процессов и производственных мощностей судостроительной промышленности

Программой предусматривается совершенствование организационной структуры судостроительной промышленности путем создания конкурентоспособных вертикально-интегрированных производственно-технологических комплексов, охватывающих весь научно-производственный цикл изготовления судов, в виде мощных судостроительных компаний, корпораций или концернов с набором предприятий, обеспечивающих процесс создания судна от маркетинга и производства до его реализации, создания финансово-промышленных групп по отдельным особо важным направлениям развития судостроительной техники, а также совместных с зарубежными фирмами предприятий, осуществляющих на кооперационной основе строительство конкурентоспособных судов или производство судового комплектующего оборудования.
Предусмотрено совершенствование методов постройки судов путем внедрения зональных технологий, ориентированных на конечные продукты, что позволит существенно сократить сроки их строительства. Будет осуществлена перестройка системы "проектирование - производство" с обеспечением высокой организационно-технологической надежности процесса постройки судов и снижения непроизводительных затрат.
Предусматриваются также разработка и внедрение принципиально новых технологических процессов с использованием энергий высокой плотности (лазерной, плазменной, электроимпульсной и других), создание и внедрение нового поколения высокопроизводительных машин, оборудования, средств технологического оснащения и механизации на основе использования новых физических явлений и обеспечивающих снижение уровня ручного труда и экологической нагрузки от производственной деятельности предприятий на окружающую среду.
Характерным для сегодняшнего состояния отрасли является большой физический и моральный износ основных производственных фондов и, в частности, их активной части (средний возраст составляет 15 лет), разбалансированность производственных мощностей, несоответствие большинства цехов и сооружений требованиям современной технологии. В связи с этим будет обновлена активная часть наиболее отсталых основных производственных фондов предприятий.
Предусмотрено восстановление утраченного в результате конверсии баланса производственных мощностей судостроительной промышленности, в результате чего мощности отдельных видов производств окажутся в наибольшей степени приспособленными к изменившемуся соотношению в объемах выпуска гражданской и военной продукции.
Повышение потребительских свойств, качества, надежности и конкурентоспособности судового комплектующего оборудования будет обеспечено за счет применения технологического оборудования, материалов, полуфабрикатов и элементной базы смежных отраслей промышленности, закупки лицензий и зарубежного оборудования. Расширение производства комплектующего оборудования до требуемого уровня предусмотрено путем перепрофилирования производств и привлечения высвобожденных в результате конверсии мощностей ряда приборостроительных и машиностроительных предприятий оборонных отраслей промышленности.
Общие ежегодные объемы финансирования составят около 200 млрд. рублей. Работы предполагается осуществлять за счет внебюджетных источников финансирования (кредиты банков, средства предприятий). Для этого предусматривается подготовка предложений, обеспечивающих налоговые льготы инвесторам, вкладывающим средства в развитие судостроительной отрасли и в постройку судов на отечественных верфях, а также создание страховой компании, обеспечивающей гарантии инвесторам при вложении средств в судостроение.
В связи с отсутствием в России возможностей постройки крупнотоннажных транспортных судов Программой предусматривается частичная переориентация на постройку таких судов судоремонтного завода "Звездочка" в г. Северодвинске со строительством на нем крупного сухого дока и создание нового судосборочного комплекса на государственном предприятии "Адмиралтейские верфи" в районе Лужской губы Финского залива.
В случае принятия Правительством Российской Федерации решения о создании производственных мощностей для обеспечения крупнотоннажного судостроения потребуется дополнительно ежегодное финансирование в размере 275 млрд. рублей.

Источники и объемы финансирования Программы

Для обеспечения выполнения настоящей Программы предусматривается разработка механизмов взаимоотношений в области кредитно-финансовой политики как внутри судостроительных комплексов, так и с государственными структурами и зарубежными фирмами и компаниями, в частности, выработка предложений о формировании специализированной финансово-банковской инфраструктуры судостроительной промышленности с участием в ней банков с функциями агентов Правительства Российской Федерации и финансово-инвестиционного органа, аккумулирующего финансовые средства и проводящего операции с ценными бумагами, в качестве которого предлагается использовать Судостроительный коммерческий банк (Судкомбанк).
Бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета для финансирования настоящей Программы приведена в приложении 2.

Механизмы реализации Программы

Для реализации настоящей Программы будет активизирована работа по структурной перестройке судостроительной промышленности с созданием конкурентоспособных вертикально-интегрированных производственно-технологических комплексов в виде самоуправляющихся и самофинансирующихся судостроительных компаний (концернов, холдингов, финансово-промышленных групп и т.п.).
В целях создания благоприятных условий для загрузки производственных мощностей и сохранения рабочих мест в российском судостроении необходима разработка в течение 1995 года нормативных правовых актов, предусматривающих создание экономических условий, обеспечивающих выгодность размещения судовладельцами заказов на суда на верфях России, эффективность вложения средств инвесторами в постройку судов и развитие верфей, а также стимулирующих постройку отечественными судостроительными заводами судов для собственных и зарубежных судовладельцев.
Конкретные предложения по содержанию таких актов даны в соответствующих разделах Программы.

Оценка эффективности Программы

От реализации поставленных Программой задач ожидается получение следующих результатов:
сохранение и модернизация до 1 млн. рабочих мест в судостроении и смежных отраслях;
сохранение и создание уникальных установок, оборудования и технологий (в том числе технологий двойного применения), сохранение и развитие предприятий, научных и проектных организаций;
повышение конкурентоспособности продукции отечественного судостроения, что позволит вдвое увеличить поступление в бюджет валютных отчислений от расширения экспорта судов;