Действующий
Федеральная целевая программа "Культура России (2001 - 2005 годы)" (далее именуется - Программа) разработана в целях реализации Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Преобразование российского общества и осуществляемые в стране экономические реформы не могли не затронуть культурную жизнь, которая в последнее десятилетие испытывала воздействие двух противоположных тенденций.
Формирование демократических основ государства обусловило рост творческой инициативы граждан, возникновение театров, музеев, творческих коллективов и объединений. Свободы, полученные деятелями и организациями культуры, обеспечили оптимальные условия для ее развития. Появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных принципах.
В то же время государство последовательно сокращало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что формирующийся рынок решит возникающие проблемы. Стало уменьшаться влияние культуры на российское общество, на формирование позитивных установок и ценностных ориентаций граждан.
Несмотря на сложную, в некоторых областях культурного развития кризисную, ситуацию, частично удалось преодолеть господство патерналистской психологии в сфере культуры, добиться распространения программных методов организации культурной деятельности, расширения форм и объемов участия общества в поддержке культуры. В настоящее время имеются необходимые социальные, экономические и психологические предпосылки для начала радикального обновления системы государственного управления и государственного регулирования в сфере культуры. Сегодняшнюю ситуацию в отрасли можно охарактеризовать как начало принципиально нового этапа ее устойчивого развития.
Вместе с тем в условиях становления рыночных отношений и демократизации общества накопленный потенциал культуры требует преобразований, на осуществление которых и направлена Программа.
Многообразие явлений, составляющих отрасль "Культура", делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, в отдельных регионах или организациях, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности, обусловливает необходимость применения программных методов.
сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни;
обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве;
формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества.
гарантированную поддержку государством профессионального творчества, создание условий для его развития и участия граждан в культурной жизни;
сохранение культурного наследия России, Архивного фонда Российской Федерации, их эффективное использование;
развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечение условий для доступа граждан к культурным благам и информационным ресурсам государственных музейных, библиотечных и архивных фондов, включение России в мировое информационное пространство;
достижение устойчивого развития кинематографии посредством структурной реорганизации государственного сектора и активизации рыночных механизмов взаимодействия сферы производства, проката и показа аудиовизуальной продукции;
повышение роли культуры в укреплении институтов гражданского общества, формировании социально активной личности, защите социально уязвимых категорий граждан;
Программа взаимосвязана с программами в области науки, образования, молодежной и национальной политики, охраны окружающей среды, федеративных отношений.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы составляет 49153,9 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 28408,7 млн. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 7836,4 млн. рублей и внебюджетных источников - 12908,8 млн. рублей.
Участие в реализации и финансировании мероприятий Программы субъектов Российской Федерации (за счет средств бюджетов) определяется соглашениями между государственными заказчиками Программы и соответствующими субъектами Российской Федерации.
Объемы финансирования Программы на 2001-2005 годы за счет средств федерального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета и федеральной адресной инвестиционной программы на соответствующий год, исходя из возможностей федерального бюджета.
Распределение прогнозируемых объемов финансирования Программы по источникам и направлениям расходования средств
┌────────────────┬─────────┬────────────────────────────────────────────┐
│ Источники и │Объем │ В том числе │
│ направления │финанси- ├────────┬────────┬────────┬────────┬────────┤
│ финансирования│рования -│2001 год│2002 год│2003 год│2004 год│2005 год│
│ │всего │ │ │ │ │ │
├────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ Всего │49153,9 │5071,2 │ 8297 │ 9796 │ 12039,6│ 13950,1│
│ в том числе: │ │ │ │ │ │ │
│федеральный │28408,7 │2231,1 │ 4844,3 │ 5839,3 │ 7235,8│ 8258,2│
│бюджет │ │ │ │ │ │ │
│бюджеты │ 7836,4 │1146,9* │ 1328,5 │ 1522,5 │ 1785,3│ 2053,2│
│субъектов │ │ │ │ │ │ │
│Российской │ │ │ │ │ │ │
│Федерации │ │ │ │ │ │ │
│внебюджетные │12908,8 │1693,2 │ 2124,2 │ 2434,2 │ 3018,5│ 3638,7│
│источники │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│Государственные │12871,8 │ 772 │ 2291,7 │ 2755,8 │ 3423 │ 3629,3│
│инвестиции -│ │ │ │ │ │ │
│всего │ │ │ │ │ │ │
│в том числе: │ │ │ │ │ │ │
│федеральный │12017,2 │ 737,9 │ 2163,8 │ 2580,1 │ 3194,2│ 3341,2│
│бюджет │ │ │ │ │ │ │
│бюджеты │ 824 │ 30 │ 122,4 │ 169,2 │ 221,8│ 280,6│
│субъектов │ │ │ │ │ │ │
│Российской │ │ │ │ │ │ │
│Федерации │ │ │ │ │ │ │
│внебюджетные │ 30,6 │ 4,1 │ 5,5 │ 6,5 │ 7 │ 7,5│
│источники │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│НИОКР - всего │ 122,3 │ 11,5 │ 24,8 │ 25,6 │ 28,6│ 31,8│
│в том числе: │ │ │ │ │ │ │
│федеральный │ 120,3 │ 11,3 │ 24,5 │ 25,2 │ 28,1│ 31,2│
│бюджет │ │ │ │ │ │ │
│бюджеты │ - │ - │ - │ - │ - │ - │
│субъектов │ │ │ │ │ │ │
│Российской │ │ │ │ │ │ │
│Федерации │ │ │ │ │ │ │
│внебюджетные │ │ │ │ │ │ │
│источники │ 2 │ 0,2 │ 0,3 │ 0,4 │ 0,5│ 0,6│
│Прочие нужды - │ │ │ │ │ │ │
│всего │36159,8 │4287,7 │ 5980,5 │ 7014,6 │ 8588 │ 10289 │
│в том числе: │ │ │ │ │ │ │
│федеральный │16271,2 │1481,9 │ 2656 │ 3234 │ 4013,5│ 4885,8│
│бюджет │ │ │ │ │ │ │
│бюджеты │ 7012,4 │1116,9 │ 1206,1 │ 1353,3 │ 1563,5│ 1772,6│
│субъектов │ │ │ │ │ │ │
│Российской │ │ │ │ │ │ │
│Федерации │ │ │ │ │ │ │
│внебюджетные │12876,2 │1688,9 │ 2118,4 │ 2427,3 │ 3011 │ 3630,6│
│источники │ │ │ │ │ │ │
└────────────────┴─────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┘
заказчиками Программы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
* Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в 2001 году согласованы государственными
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке Министерством культуры Российской Федерации (государственным заказчиком-координатором) и Федеральной архивной службой России (государственным заказчиком) с исполнителями программных мероприятий.
Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год осуществляется в установленном порядке через государственных заказчиков.
При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с предусмотренными Программой государственный заказчик - координатор в установленном порядке уточняет объемы финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, а также мероприятия Программы для ее реализации в установленные сроки.
Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодно рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий каждой подпрограммы, плана проведения конкурсов на исполнение конкретных программных мероприятий, проектов соглашений (договоров), заключаемых с исполнителями программных мероприятий по итогам конкурсов, перечня работ по подготовке и реализации программных мероприятий конкретными исполнителями с определением объемов и источников финансирования.
Учитывая масштабность и сложность программных мероприятий, а также с целью рациональной организации управления реализацией Программы она разделена на подпрограммы.
Министерство культуры Российской Федерации отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также подготавливает доклады о ходе реализации Программы за отчетный год.
Руководителем Программы является Министр культуры Российской Федерации. Руководитель Программы несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых финансовых средств.
Для текущего управления Программой государственный заказчик формирует дирекцию, утверждает положение о дирекции и ее состав.
Государственные заказчики информируют Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации о всех заключенных с исполнителями Программы государственных контрактах (договорах), об их финансировании из федерального бюджета, внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации, а Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации - о проектах, содержащих НИОКР гражданского назначения.
Государственные заказчики организуют внедрение информационных технологий для управления, анализа и контроля за ходом выполнения программных мероприятий.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых подпрограмм, а также продление срока ее реализации осуществляется в установленном порядке по предложению государственного заказчика-координатора Программы.
Срок действия Программы может каждый раз продлеваться не более чем на один год. При необходимости продления срока действия Программы более чем на один год разрабатывается новая программа. Государственный заказчик-координатор Программы совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике организует ведение статистической отчетности по реализации Программы, а также направляет доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации (в части НИОКР гражданского назначения).