Действующий
Остаются проблемой пожары и техногенные катастрофы, особенно в условиях значительной доли ветхого жилого фонда, применения устаревших технологий и старения основных фондов в производственной сфере, размещения организаций и предприятий в бывших производственных помещениях, не приспособленных для новой деятельности.
Таким образом, уровень обеспечения безопасности города, его жителей и гостей от различных видов угроз жизни, здоровью и сохранности имущества не в полной мере соответствует современным требованиям.
Положение в области безопасности негативным образом сказывается на развитии туризма в Москве. Туризм для города Москвы имеет особое значение в силу ряда обстоятельств политического и социально-экономического плана. Москва - столица Российской Федерации, что, само по себе, уже является особым обстоятельством в плане формирования и реализации туристской политики для города. Практически ни один другой город России не может конкурировать с Москвой по своей известности в мире, что является положительным фактором при налаживании работы по формированию устойчивого имиджа Москвы как туристского центра.
Гостиницы играют важную роль в инфраструктуре и социально-экономической жизни города и являются, как показывает мировой опыт, одними из наиболее привлекательных объектов для проведения акций террористического и криминального характера.
Правительство Москвы, Комитет по внешнеэкономической деятельности города Москвы, Префектуры административных округов, органы обеспечения безопасности города Москвы осуществляют целенаправленную деятельность в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города.
Координацию деятельности всех заинтересованных структур по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов туристско-гостиничного комплекса осуществляет действующий с 2005 года Координационный совет при Правительстве Москвы.
Активно проводится работа по созданию паспортов безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий. Паспорта безопасности имеют гостиницы, на долю которых приходится более 85% номерного фонда. И эта деятельность приносит результаты.
Оценка безопасности гостиничных предприятий города Москвы (оценка проводилась на основании специально разработанной методики с использованием показателей опасности и защищенности. Вывод о состоянии безопасности конкретного гостиничного предприятия делался на основании сравнения фактического и требуемого уровней обеспечения безопасности. Требуемый уровень обеспечения безопасности устанавливается (исходя из принципов разумной достаточности и экономической целесообразности) равным 90%. Если фактический уровень обеспечения безопасности меньше требуемого уровня, то считается, что безопасность гостиничного предприятия недостаточная и необходимо проведение дополнительных мероприятий по ее повышению.) показала: уровень обеспечения безопасности гостиничного комплекса г. Москвы в настоящий момент равен:
Вместе с тем, при организации работы по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности Координационный совет при Правительстве Москвы, Комитет по внешнеэкономической деятельности города Москвы, руководители гостиничных предприятий сталкиваются с серьезными трудностями.
В настоящее время деятельность по обеспечению безопасности в туристско-гостиничной сфере опирается на следующие основные нормативные документы:
- Закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
- Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями от 21 марта 2002 г., 10 января 2003 г.);
- Закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями от 28 октября 2002 г., 22 августа 2004 г., 4 декабря 2006 г.);
- Указ Президента Российской Федерации "О мерах по противодействию терроризму" от 15 февраля 2006 г. N 116;
- Закон Российской Федерации от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- "Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов (утверждены президентом Российской Федерации 28.09.2006 г.).
- "Примерное положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций" Утверждено Приказом МЧС от 31 июля 2006 г. N 440.
- МГСН 4.19-2005 "Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов в городе Москве";
- "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Закон г. Москвы от 5 ноября 1997 года N 46 (с изменениями от 15.03.2000 г., 19.12.2001 г., 21.05.2003 г. и 14.09.2005 г.);
- "Концепция безопасности Москвы". Принята постановлением Правительства Москвы от 22 августа 2000 г. N 654-ПП и уточнена Постановлением Правительства Москвы 2 декабря 2003 г. N 1005-ПП;
- Распоряжение Правительства Москвы "Об организации работы по обеспечению антитеррористической защищенности и комплексной безопасности высотных зданий и сооружений города Москвы" от 29 декабря 2005 г. N 2683-РП.
Однако вышеперечисленные документы не в полной мере учитывают возникшие в последние годы виды угроз, современные достижения в области технических и инженерных систем обеспечения безопасности, систем связи и передачи данных, уровень потенциальной опасности гостиничных предприятий, современные условия организации и специфику гостиничного бизнеса в Москве (в частности гостиницы, входящие в международные гостиничные цепи, используют корпоративные стандарты по безопасности, принятые в той или иной гостиничной цепи). В действующей системе классификации гостиниц и других средств размещения вообще отсутствует раздел, посвященный вопросам безопасности и антитеррористической защищенности.