(Действующий) Постановление Правительства Москвы от 22 мая 2007 г. N 398-ПП "О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
┌───────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐

2. Общие положения

Программа поддержки и развития товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов в городе Москве на 2007-2009 гг. и задание на 2010 г. разработаны во исполнение постановление Правительства Москвы от 23 января 2007 г. N 24-ПП "О Среднесрочной жилищной программе "Москвичам - доступное жилье" на период 2007-2009 гг. и задании на 2010 год" и поручений Мэра Москвы. Реализация мероприятий, намеченных Программой, направлена на создание условий для объединения собственников помещений в многоквартирных домах в товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) для улучшения качества жизни населения города Москвы. Мероприятия и ожидаемые результаты реализации Программы разработаны с учетом положений Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", постановления Правительства Москвы от 17 января 2006 г. N 9-ПП "Об организации управления многоквартирными домами в городе Москве", постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации", иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3. Краткая характеристика проведенной работы по созданию условий для организации и деятельности товариществ собственников жилья

Работа по созданию условий для развития самоуправления собственников в жилищной сфере в городе Москве осуществляется с сентября 2000 года в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29 августа 2000 г. N 690, а также иными распорядительными документами Правительства Москвы. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы координирует данную работу на уровне административных округов и управ районов. С этой целью ведется плановая работа по формированию комплексов недвижимого имущества: подготовка перечней помещений общего имущества в многоквартирных домах, внесение сведений о них в техническую документацию БТИ. Проводится информационно-разъяснительная работа с целью организации общих собраний собственников помещений по выбору способа управления многоквартирными домами с упором на создание ТСЖ или домовых комитетов.
В целях эффективной реализации поставленных задач в городе создана структурированная система. Обязанности по выполнению указанных работ возложены на специалистов в управах районов, префектурах административных округов, территориальных агентствах Департамента имущества города Москвы, управлениях Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административных округах, территориальных отделах регулирования землепользования Департамента земельных ресурсов города Москвы, ГУП МосгорБТИ, каждый из которых выполняет четко определенные задачи. Отработаны механизмы взаимодействия специалистов всех структур. Результаты и состояние дел регулярно обсуждаются на коллегиях префектур административных округов и Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Благодаря созданной системе деятельность по реализации Программы ведется планомерно в соответствии с утвержденными календарными графиками. Ведется мониторинг хода работ, создана и обновляется база данных по объединениям граждан в жилищной сфере (ТСЖ, ЖК, ЖСК и домовым комитетам). Организовано обучение председателей ТСЖ, ЖК, ЖСК, домовых комитетов и инициативных групп жителей, работников управ районов и префектур, ответственных за реализацию Программы. В 2004 г. обучено 260 человек, в 2005 г. - более 500 человек, в 2006 г. - около 600 человек, в 2007 г. планируется обучить более 900 человек. Кроме того, Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы организованы и проведены во всех административных округах семинары по созданию и деятельности домовых комитетов, реализации их полномочий по взаимодействию с управляющими организациями.
Разработаны и направлены в префектуры административных округов методические рекомендации по подготовке перечней помещений общего имущества в многоквартирном доме (форма перечня помещений общего имущества в многоквартирном доме, проект распоряжения префекта административного округа об утверждении перечня помещений общего имущества в многоквартирном доме).
С целью привлечения все большего числа жителей к участию в управлении многоквартирными домами было выпущено постановление Правительства Москвы от 21 сентября 2004 г. N 651-ПП "О домовых комитетах". Многолетняя практика работы с инициативными группами москвичей, как собственников, так и нанимателей жилых помещений, в сфере управления многоквартирными домами показывает, что домовый комитет является первой ступенью на пути к созданию ТСЖ. В 2005 г. Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы также были разработаны рекомендации по организации работы с домовыми комитетами, реализации их полномочий, порядку взаимодействия с управляющими организациями и территориальными органами исполнительной власти, которые были выпущены массовым тиражом. Брошюра доступна всем москвичам и распространяется через управы районов и управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административных округах. Это позволило активно развернуть работу среди жителей по созданию домовых комитетов. Данная форма объединений граждан позволяет не только собственникам жилых помещений, но и нанимателям участвовать в контроле над содержанием и обслуживанием многоквартирных домов и отстаивать свои законные права и интересы при взаимодействии с управляющими, ресурсоснабжающими и подрядными ремонтно-эксплуатационными организациями. Префектуры административных округов и управы районов оказывают содействие жителям домов в организации всех форм объединений граждан в жилищной сфере. Для взаимодействия с домовыми комитетами в управах районов созданы и работают согласительные комиссии по решению спорных вопросов, возникающих при выполнении ремонтных работ в домах. Однако в Департамент поступают жалобы от председателей домовых комитетов о том, что их мнения и пожелания по улучшению содержания домов далеко не всегда учитываются управляющими организациями и управами районов. В целях оказания помощи собственникам помещений в многоквартирном доме и реализации их прав по управлению многоквартирными домами в 2005 г. Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы разработаны и выпущены Методические рекомендации по проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме (тираж 20 тыс.экз.). В данные рекомендации включены примерные формы: уведомления собственников помещений в многоквартирном доме о проведении общего собрания; решения собственника помещения при проведении общего собрания в форме заочного голосования; заявления о вступлении в члены ТСЖ и другие формы документов.
В 2006 г. массовым тиражом выпущено практическое пособие под общей редакцией руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы П.В. Сапрыкина "Управление многоквартирными домами", обобщающее опыт многолетней работы и призванное стать руководством для инициативных москвичей, специалистов сферы управления домами, учащихся и преподавателей профильных учебных заведений.
В помощь управам районов по выполнению поставленных задач созданы и действуют:
- ГУП "Центр содействия управлению многоквартирными домами и паспортизации помещений";
- ГУП "Центр поддержки объединений жителей Префектуры Центрального административного округа".
Указанные центры по договору с управами районов проводят работу по формированию комплексов недвижимого имущества (общего имущества) в многоквартирных домах, организации общих собраний по выбору способов управления многоквартирными домами, а также информационно-разъяснительные мероприятия с жителями домов и инициативными группами по вопросам реализации Жилищного кодекса Российской Федерации с упором на создание ТСЖ и домовых комитетов. Кроме того, в городе работает Государственное учреждение города Москвы "Центр информационного обеспечения и содействия реформе в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Москвы". Центром разрабатываются проекты нормативных правовых актов, методические рекомендации, проводятся семинары, ведется консультационная и разъяснительная работа с ТСЖ, ЖК, ЖСК по вопросам, касающимся жилищно-коммунальной реформы, возникающим в процессе управления жилыми домами.
В ряде административных округов проводились эксперименты (пилотные проекты) по отработке механизмов эффективного управления многоквартирными домами.
В Южном административном округе распоряжением префекта от 7 июля 2003 г. N 01-41-2153 утверждено Положение о порядке реализации в Южном административном округе города Москвы пилотных проектов по отработке механизмов эффективного управления жилищным фондом. Реализация указанных проектов осуществлялась в 4 районах: Нагатино-Садовники, Нагорный, Нагатинский Затон, Бирюлево Восточное. Проведена информационная работа с жителями домов, получено их согласие на передачу домов в управление частным управляющим компаниям. Проведены конкурсы по выбору частных управляющих компаний. Дома переданы на основании распоряжения префекта ЗАО "Эксплуатационная компания ТСЖ" и ООО "Управляющая компания "Жилфонд". Созданные объединения граждан в жилищной сфере участвуют в приемке всех видов работ, проводимых в доме и на прилегающей территории. Управляющие организации и объединения жителей тесно взаимодействуют друг с другом, причем в основе контакта находится взаимопонимание и сотрудничество в целях создания благоприятных и безопасных условий проживания граждан. В результате пилотных проектов значительно возросли активность жителей в управлении многоквартирными домами и их доверие к органам власти.
В Северо-Восточном административном округе совместно с Государственным учреждением города Москвы "Городской центр жилищного страхования" осуществлялся эксперимент по отработке механизма страхования общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении ТСЖ, впоследствии распространенный на территорию других административных округов. Результаты эксперимента послужили основой для разработки Положения о страховании общего имущества в многоквартирных домах в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 13 июня 2006 г. N 391-ПП. С 1 января 2007 г. страхование общего имущества на условиях данного Положения может осуществляться во всех многоквартирных домах, собственники помещений в которых выбрали способ управления своим домом. Особенностью данного вида страхования является то, что Правительство Москвы не только выплачивает страховые взносы соразмерно доле города в праве на общее имущество в многоквартирном доме, но и участвует вместе со страховыми организациями в возмещении ущерба, причиненного объектам общего имущества в результате страховых случаев.
Реализация пилотных проектов осуществляется также в Северном, Юго-Западном, Северо-Западном административных округах.
В Центральном и Западном административных округах отработка механизмов эффективного управления жилищным фондом осуществляется на базе действующих ТСЖ, где созданы учебно-практические школы по распространению их опыта.

4. Проблемы, препятствующие работе по организации и деятельности товариществ собственников жилья

Организации товариществ собственников жилья препятствует ряд проблем на этапах их создания и деятельности, решение которых предусмотрено настоящей Программой.
4.1. Проблемы на этапе создания ТСЖ:
4.1.1. В 90% домов в городе Москве не описано общее имущество. Данное обстоятельство не позволяет правильно определить доли каждого собственника при голосовании, необходимый перечень работ и состав затрат по содержанию и ремонту общего имущества (финансово-хозяйственный план работы товарищества). Таким образом, невозможно рассчитать экономическую целесообразность создания ТСЖ. До принятия соответствующего федерального нормативного правового акта в целях решения задачи по формированию состава общего имущества необходимо разработать временный порядок подготовки описаний общего имущества в многоквартирных домах.
4.1.2. Неудовлетворительное состояние многоквартирных домов. Собственники помещений не готовы брать на себя ответственность за содержание многоквартирных домов, в которых не был проведен капитальный ремонт. При этом отсутствует порядок выделения бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов, управляемых ТСЖ. В связи с чем собственники помещений опасаются, что в случае создания товарищества капитальный ремонт их домов не будет проведен. Необходимо установить в городе порядок, предусматривающий, что капитальный ремонт многоквартирных домов в приоритетном порядке проводится в домах, управляемых ТСЖ, при этом предусмотреть порядок предоставления средств на капитальный ремонт многоквартирных домов непосредственно на счета ТСЖ.
4.1.3. Управами районов не в полной мере оказывается надлежащая организационная и информационная поддержка инициативным группам граждан, выступающим с инициативой по созданию ТСЖ.
Для подготовки и проведения общего собрания по созданию ТСЖ инициативным группам необходимо:
- получить из ЕИРЦ сведения о площадях принадлежащих собственникам квартир, о нежилых помещениях и подготовить схему распределения долей, на основании которой будет производиться подсчет голосов на общем собрании;
- составить перечень помещений общего имущества в многоквартирном доме;
- подготовить устав ТСЖ;
- подготовить и разослать всем собственникам помещений уведомления о проведении общего собрания и бланки письменных решений собственников;
- подготовить проект протокола общего собрания.
Управам районов необходимо обеспечить предоставление сведений о собственниках помещений в доме инициативным группам граждан по созданию ТСЖ (с учетом сведений из ЕИРЦ), оказывать им помощь по подготовке и тиражированию документов по проведению общих собраний собственников помещений по вопросу создания ТСЖ, проводить регулярные встречи с инициативными группами граждан и действующими ТСЖ для обсуждения имеющихся проблем и путей их решения.
4.1.4. Порядок оформления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах усложнен и требует значительных финансовых затрат собственников помещений. Отсутствие эффективного порядка формирования земельных участков и передачи их в общую долевую собственность собственникам помещений препятствует созданию ТСЖ, так как исключается возможность определения объекта управления (комплекса недвижимого имущества в многоквартирном доме) в полном объеме и, соответственно, расчета экономической целесообразности создания товарищества собственников жилья.
Необходимо Департаменту земельных ресурсов включать в приоритетном порядке в планы межевания жилые кварталы, в которых расположены многоквартирные дома, управляемые ТСЖ, ЖК, ЖСК, обеспечив необходимым объемом финансирования работы по межеванию. При этом не взимать с ТСЖ плату за работы по формированию земельных участков.
4.1.5. В настоящее время процедура регистрации ТСЖ значительно усложнилась в связи с увеличением требований Управления Федеральной регистрационной службы по Москве по составу представляемых для регистрации ТСЖ документов:
- подтверждение прав собственников помещений - требуется представить копии свидетельств о праве собственности всех собственников помещений, что делает регистрацию ТСЖ практически невозможной;
- сведения об адресе ТСЖ - требуется представить копию свидетельства о праве собственности на помещение или документ, подтверждающий право пользования им. Если адресом товарищества является помещение, являющееся общим имуществом, то в регистрации ТСЖ отказывается.
4.2. Проблемы на этапе передачи домов в управление товариществам собственников жилья:
4.2.1. В дирекциях единого заказчика имеется в основном неполная и/или устаревшая техническая документация по многоквартирным домам. При передаче домов в управление ТСЖ эту документацию товариществам приходится восстанавливать за свой счет, что влечет за собой дополнительные необоснованные расходы для собственников помещений.
Необходимо обновлять техническую документацию на многоквартирные дома при подготовке описаний общего имущества в многоквартирных домах, в которых созданы или организуются ТСЖ, предусмотрев соответствующие средства в городском бюджете.
4.2.2. При передаче домов в управление товариществам собственников жилья ресурсоснабжающие организации предъявляют завышенные требования при заключении договоров с товариществами на поставку коммунальных ресурсов по сравнению с требованиями к дирекциям единого заказчика. Указанные договоры учитывают только интересы монополиста - ресурсоснабжающей организации, изменение их не допускается.
Необходимо утвердить примерные формы договоров с ресурсоснабжающими организациями, учитывающие интересы всех сторон указанных договоров. Определить единые для всех условия их заключения.
4.2.3. Не утверждена типовая методика составления хозяйственно-финансового плана (бизнес-плана) технической эксплуатации земельно-имущественного комплекса в составе многоквартирного дома, необходимого как товариществу для планирования деятельности в соответствии с нормами и правилами эксплуатации и содержания жилых домов, так и инициативной группе по созданию ТСЖ в целях определения экономической целесообразности создания товарищества.
4.3. Проблемы на этапе практической деятельности товариществ собственников жилья:
4.3.1. Ущемление прав ТСЖ на использование объектов общего имущества в многоквартирных домах.
Имеются многочисленные факты сдачи в аренду и продажи помещений общего имущества (подвалов и технических помещений, в которых имеется инженерное оборудование и проходят коммуникации), размещения наружной рекламы на стенах домов и телекоммуникационного оборудования на чердаках и крышах без решений общих собраний собственников помещений или членов ТСЖ, что нарушает положения жилищного и гражданского законодательства. В результате указанных действий нарушаются права собственников помещений по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом и усложняется процесс эксплуатации инженерного оборудования, что приводит к обоснованным жалобам граждан и судебным разбирательствам.
Необходима система мер по возврату незаконно отчужденных помещений в общую долевую собственность собственников помещений или, при невозможности возврата, необходим порядок предоставления собственникам соответствующих компенсаций.
4.3.2. Товариществам не предоставляются нежилые помещения, необходимые им для ведения уставной деятельности. По действующему в городе порядку нежилые помещения могут быть переданы в аренду ТСЖ только в случае, если они выиграют конкурс, что делает эти помещения для товариществ недоступными.
Нежилые помещения для ведения хозяйственной деятельности должны предоставляться ТСЖ на бесконкурсной основе по минимальной ставке арендной платы.
4.3.3. Не выполняется утвержденный порядок предоставления бюджетных средств на содержание и ремонт многоквартирных домов, управляемых товариществами собственников жилья (распоряжение Премьера Правительства Москвы от 21 апреля 1999 г. N 348-РП "Об утверждении порядка финансирования товариществ собственников жилья").
В 2006 г. товарищества собственников жилья получали бюджетные средства по ставке 2005 г., так как не было выпущено соответствующее постановление Правительства Москвы об утверждении ставки планово-нормативного расхода. В 2007 г. ситуация не изменилась. Данный фактор ставит ТСЖ в неравные условия с ДЕЗ, которые получают бюджетные средства в соответствии с ежегодно утверждаемыми хозяйственно-финансовыми планами.