Действующий
Отсутствие нормативной правовой базы оценки уровня владения русским языком иностранными гражданами снижает мотивацию к его изучению и сужает сферу его применения в образовательной, культурной, политической и предпринимательской деятельности.
Отсутствие нормативной правовой базы функционирования национальной системы оценки качества владения русским языком российскими гражданами приводит, в частности, к снижению профессионального уровня работников во всех сферах народного хозяйства.
В настоящее время недостаточно развиты механизмы привлечения некоммерческих, общественных и профессиональных организаций к формированию и реализации Программы.
Недостаточная разработанность нового поколения учебно-методической литературы по русскому языку приводит к неэффективности учебного процесса и снижению мотивации к изучению русского языка.
Указанные проблемы могут быть решены в процессе реализации Программы, являющейся инструментом политики в сфере языка, с применением программно-целевого метода.
II. Основные цель и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также индикаторов и показателей
Цель Программы - создание условий для полноценной реализации функций русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения для укрепления государственности, национальной безопасности и престижа страны, развития интеграционных процессов в государствах - участниках СНГ, полноправного вхождения Российской Федерации в мировое политическое, экономическое, культурное и образовательное пространство.
обеспечение эффективного функционирования русского языка как основы развития интеграционных процессов в СНГ, а также поддержки русского языка в странах Балтии;
обеспечение наиболее полного удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом.
I этап реализации Программы (2006 - 2007 годы) предполагает разработку и создание методологической и научно-методической базы для реализации Программы (комплекс просветительских, научных и образовательных мероприятий Программы).
II этап реализации Программы (2008 - 2009 годы) предусматривает применение на практике концептуальных основ и новых технологий в процессе реализации Программы, возможность обучения русскому языку и получения образования на русском языке гражданами государств -участников СНГ.
Система показателей и индикаторов Программы, характеризирующих реализацию стратегических задач, приведена в приложении N 2.
По экспертным оценкам, основанным на анализе региональных бюджетов, вклад субъектов Российской Федерации в разработку и реализацию скоординированных региональных программ составит до 20 процентов затрат Программы за счет средств региональных бюджетов.
Вклад государств - участников СНГ в реализацию Программы предусматривается прежде всего в использовании материально-технической базы созданных Российской Федерацией и правительствами этих государств в рамках действующих межправительственных соглашений по сотрудничеству в области образования 4 российско-национальных (славянских) университетов совместного ведения в Республике Армения, Республике Белоруссия, Киргизской Республике и Республике Таджикистан, а также Российско-Туркменской школы в г. Ашхабаде (Туркменистан), ведущих обучение по российским образовательным стандартам (в настоящее время в них обучается свыше 10 тысяч человек). На базе этих образовательных учреждений одновременно с образовательным процессом осуществляется целый ряд мероприятий, связанных с поддержкой и распространением изучения русского языка, литературы и культуры России и получением образования на русском языке, таких как проведение симпозиумов, конференций, праздников, фестивалей русского языка, презентаций, семинаров по повышению квалификации преподавателей, олимпиад и конкурсов среди обучающихся, а также реализация программ дистанционного обучения русскому языку. При этом используются аудиторный фонд, оргтехника, средства коммуникации и персонал этих образовательных учреждений. При реализации дистанционных обучающих программ эксплуатируется созданная в указанных государствах - участниках СНГ инфраструктура приема телерадиовещательного и Интернет-сигнала. Помимо этого при поставке учебников, учебно-методической и другой литературы на русском языке, мультимедийных и технических средств обучения органы исполнительной власти в сфере образования этих государств - участников СНГ принимают на себя обязательства по обеспечению таможенного режима.
Таким образом, вклад государств - участников СНГ в реализацию Программы, по экспертным оценкам, суммарно может быть оценен примерно в 15 процентов затрат Программы.
Финансирование мероприятий Программы планируется производить за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке софинансирования с учетом соответствующих нормативных правовых актов. При этом субъекты Российской Федерации могут разрабатывать собственные региональные программы, финансируемые из средств своих бюджетов, с аналогичным названием и использованием квалификационных признаков, применяемых для Программы, или отдельные региональные проекты. Для реализации Программы также привлекаются внебюджетные источники.
направленность мероприятий Программы на достижение результатов, оцениваемых на основе социально-экономических показателей (управление по результатам);
направленность мероприятий Программы на повышение качества преподавания и доступности изучения русского языка на основе системных изменений в сфере образования, осуществляемых в рамках модернизации российского образования;
комплексный подход, включающий проектно-аналитическое обоснование, научно-методическое сопровождение, апробацию, распространение результатов мероприятий и проектов, нормативно-правовое обеспечение, формирование кадрового потенциала, использование информационно-коммуникационных технологий и материально-техническое обеспечение;
активное привлечение институтов гражданского общества к формированию и реализации мероприятий Программы;
привлечение к разработке проектов в рамках мероприятий Программы, а также к уточнению показателей и индикаторов Программы представителей общественных объединений, научной и педагогической общественности;
анализ источников финансирования мероприятий Программы и возможностей привлечения к реализации указанных мероприятий максимально широкого круга исполнителей;
мониторинг эффективности реализуемых мероприятий Программы на основе системы индикаторов и показателей;