(Действующий) Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 833 "О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Для реализации стратегических задач Программы предусматривается создание централизованных механизмов их решения на федеральном уровне, использование полученных результатов на региональном и муниципальном уровнях, а также формирование системы индикаторов и показателей реализации Программы. Это возможно только при использовании программно-целевого метода.
Решение проблем программно-целевым методом направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами Программы в условиях существующих бюджетных ограничений.
В настоящее время отсутствие институциональных механизмов реализации Программы приводит к следующим последствиям:
угроза разрушения единого информационного, образовательного, социально-культурного и экономического пространства Российской Федерации;
снижение престижа России в мировом сообществе;
ущемление прав личности российских граждан, касающееся дискриминации по языковому признаку;
ослабление национальной самоидентификации россиян;
снижение активности интеграционных процессов в государствах - участниках СНГ.
После распада СССР за пределами России - в государствах - участниках СНГ и странах Балтии - осталось проживать более 20 млн. этнических русских, а также 2 - 3 млн. человек, принадлежащих к русскоязычным этническим группам. С объявлением национальных языков государственными у русскоязычного населения в этих странах возникли затруднения социального характера, связанные с их гражданским, трудовым, профессиональным, культурным и образовательным статусом.
К 2004 году русский язык остался государственным лишь в Республике Белоруссия. Русский язык по-прежнему преобладает в белорусских средствах массовой информации, 75 процентов детей учатся в русскоязычных школах. В вузах доля учебных предметов, обучение по которым ведется на русском языке, составляет около 90 процентов. Довольно сильны позиции русского языка в Республике Казахстан, где он имеет статус языка официального общения и на нем выходит более половины местных печатных изданий и телепередач. Государственные служащие обязаны знать оба языка. Сходной является ситуация и в Киргизской Республике, где русскому языку с 2000 года придан официальный статус. Сделано это в немалой степени для того, чтобы приостановить поток выезда из страны русскоязычных специалистов. В этом государстве русский язык объявлен обязательным для использования в органах государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, в большинстве киргизских вузов преподавание ведется на русском языке.
В остальных государствах - участниках СНГ русский язык имеет статус языка межнационального общения, языка национального меньшинства или иностранного. Языком национального меньшинства русский является в Республике Армения, Грузии и Украине. В Литовской Республике и Эстонской Республике русский язык является иностранным с 1995 года, в Латвийской Республике - с 1999 года.
Непоследовательность в реализации политики государства в области русского языка как мирового снижает авторитет страны в международном сообществе, ее конкурентоспособность на мировом рынке труда, ослабляет патриотизм подрастающего поколения и его гражданское самосознание.
Недостатки реализации политики в сфере русского языка как государственного приводят к снижению уровня владения гражданами Российской Федерации русским языком. Развитие этого процесса может привести к утрате интереса к русской культуре в стране и мире, а также другим негативным последствиям.
Ограниченное употребление русского языка как языка межнационального общения ведет к этнокультурному разобщению населения России и государств - участников СНГ.
Сужение сферы распространения русского языка в мире приводит к снижению статуса его как мирового, ассимиляции и дезинтеграции соотечественников за рубежом, ограничению культурного, политического и экономического присутствия России в регионах, на которые распространяются ее интересы.
Отстающая от реальных потребностей общества система подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей русского языка препятствует качественному преподаванию этого предмета в средней и высшей школе. Неразвитая система дистанционного обучения русскому языку и слабое использование перспективных информационных технологий не позволяет удовлетворить в полной мере потребности личности и общества в этой сфере.
Несовершенство системы языковой подготовки иностранных специалистов препятствует экспорту услуг российского образования.
Отсутствие нормативной правовой базы оценки уровня владения русским языком иностранными гражданами снижает мотивацию к его изучению и сужает сферу его применения в образовательной, культурной, политической и предпринимательской деятельности.
Отсутствие нормативной правовой базы функционирования национальной системы оценки качества владения русским языком российскими гражданами приводит, в частности, к снижению профессионального уровня работников во всех сферах народного хозяйства.
В настоящее время недостаточно развиты механизмы привлечения некоммерческих, общественных и профессиональных организаций к формированию и реализации Программы.
Недостаточная разработанность нового поколения учебно-методической литературы по русскому языку приводит к неэффективности учебного процесса и снижению мотивации к изучению русского языка.
Указанные проблемы могут быть решены в процессе реализации Программы, являющейся инструментом политики в сфере языка, с применением программно-целевого метода.

II. Основные цель и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также индикаторов и показателей

Цель Программы - создание условий для полноценной реализации функций русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения для укрепления государственности, национальной безопасности и престижа страны, развития интеграционных процессов в государствах - участниках СНГ, полноправного вхождения Российской Федерации в мировое политическое, экономическое, культурное и образовательное пространство.
Для достижения поставленной цели должны быть решены стратегические задачи Программы.
В Российской Федерации стратегическими задачами являются:
обеспечение эффективного функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации;
укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации;
создание полноценных условий для развития русского языка как национального языка русского народа.
В зарубежных странах стратегическими задачами являются:
обеспечение эффективного функционирования русского языка как основы развития интеграционных процессов в СНГ, а также поддержки русского языка в странах Балтии;
обеспечение распространения и изучения русского языка и культуры России в зарубежных странах;
обеспечение наиболее полного удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом.
Программа рассчитана на 2006 - 2010 годы и осуществляется в 3 этапа.
I этап реализации Программы (2006 - 2007 годы) предполагает разработку и создание методологической и научно-методической базы для реализации Программы (комплекс просветительских, научных и образовательных мероприятий Программы).
II этап реализации Программы (2008 - 2009 годы) предусматривает применение на практике концептуальных основ и новых технологий в процессе реализации Программы, возможность обучения русскому языку и получения образования на русском языке гражданами государств -участников СНГ.
На III этапе (2010 год) осуществляется завершение реализации Программы и анализ ее результатов.
Показатели Программы, характеризующие ход ее реализации, приведены в приложении N 1.
Система показателей и индикаторов Программы, характеризирующих реализацию стратегических задач, приведена в приложении N 2.
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 3.

III. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Необходимый объем финансирования Программы за счет федерального бюджета в ценах соответствующих лет составляет 1210 млн. рублей, в том числе:
на обеспечение эффективного функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации - 75,358 млн. рублей;
на укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации - 57,265 млн. рублей;
на создание полноценных условий для развития русского языка как национального языка русского народа - 253,608 млн. рублей;
на обеспечение эффективного функционирования русского языка как основы развития интеграционных процессов в СНГ - 376,533 млн. рублей;
на обеспечение распространения и изучения русского языка и культуры России в зарубежных странах - 345,39 млн. рублей;
на обеспечение наиболее полного удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом - 57,29 млн. рублей;
на организационно-техническое и информационное сопровождение мероприятий Программы - 44,556 млн. рублей.
Из этих средств затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составят 11,8 млн. рублей, на прочие нужды - 1198,2 млн. рублей.