Действующий
разработать и внедрить технологию решения актуальных проблем в области применения государственного языка и других языков Российской Федерации с участием институтов гражданского общества;
создать предпосылки и условия для устойчивого развития и функционирования образованной в ходе выполнения Программы инфраструктуры после 2010 года.
Для реализации стратегических задач Программы предусматривается создание централизованных механизмов их решения на федеральном уровне, использование полученных результатов на региональном и муниципальном уровнях, а также формирование системы индикаторов и показателей реализации Программы. Это возможно только при использовании программно-целевого метода.
Решение проблем программно-целевым методом направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами Программы в условиях существующих бюджетных ограничений.
В настоящее время отсутствие институциональных механизмов реализации Программы приводит к следующим последствиям:
угроза разрушения единого информационного, образовательного, социально-культурного и экономического пространства Российской Федерации;
После распада СССР за пределами России - в государствах - участниках СНГ и странах Балтии - осталось проживать более 20 млн. этнических русских, а также 2 - 3 млн. человек, принадлежащих к русскоязычным этническим группам. С объявлением национальных языков государственными у русскоязычного населения в этих странах возникли затруднения социального характера, связанные с их гражданским, трудовым, профессиональным, культурным и образовательным статусом.
К 2004 году русский язык остался государственным лишь в Республике Белоруссия. Русский язык по-прежнему преобладает в белорусских средствах массовой информации, 75 процентов детей учатся в русскоязычных школах. В вузах доля учебных предметов, обучение по которым ведется на русском языке, составляет около 90 процентов. Довольно сильны позиции русского языка в Республике Казахстан, где он имеет статус языка официального общения и на нем выходит более половины местных печатных изданий и телепередач. Государственные служащие обязаны знать оба языка. Сходной является ситуация и в Киргизской Республике, где русскому языку с 2000 года придан официальный статус. Сделано это в немалой степени для того, чтобы приостановить поток выезда из страны русскоязычных специалистов. В этом государстве русский язык объявлен обязательным для использования в органах государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, в большинстве киргизских вузов преподавание ведется на русском языке.
В остальных государствах - участниках СНГ русский язык имеет статус языка межнационального общения, языка национального меньшинства или иностранного. Языком национального меньшинства русский является в Республике Армения, Грузии и Украине. В Литовской Республике и Эстонской Республике русский язык является иностранным с 1995 года, в Латвийской Республике - с 1999 года.
Непоследовательность в реализации политики государства в области русского языка как мирового снижает авторитет страны в международном сообществе, ее конкурентоспособность на мировом рынке труда, ослабляет патриотизм подрастающего поколения и его гражданское самосознание.
Недостатки реализации политики в сфере русского языка как государственного приводят к снижению уровня владения гражданами Российской Федерации русским языком. Развитие этого процесса может привести к утрате интереса к русской культуре в стране и мире, а также другим негативным последствиям.
Ограниченное употребление русского языка как языка межнационального общения ведет к этнокультурному разобщению населения России и государств - участников СНГ.
Сужение сферы распространения русского языка в мире приводит к снижению статуса его как мирового, ассимиляции и дезинтеграции соотечественников за рубежом, ограничению культурного, политического и экономического присутствия России в регионах, на которые распространяются ее интересы.
Отстающая от реальных потребностей общества система подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей русского языка препятствует качественному преподаванию этого предмета в средней и высшей школе. Неразвитая система дистанционного обучения русскому языку и слабое использование перспективных информационных технологий не позволяет удовлетворить в полной мере потребности личности и общества в этой сфере.
Несовершенство системы языковой подготовки иностранных специалистов препятствует экспорту услуг российского образования.
Отсутствие нормативной правовой базы оценки уровня владения русским языком иностранными гражданами снижает мотивацию к его изучению и сужает сферу его применения в образовательной, культурной, политической и предпринимательской деятельности.
Отсутствие нормативной правовой базы функционирования национальной системы оценки качества владения русским языком российскими гражданами приводит, в частности, к снижению профессионального уровня работников во всех сферах народного хозяйства.
В настоящее время недостаточно развиты механизмы привлечения некоммерческих, общественных и профессиональных организаций к формированию и реализации Программы.
Недостаточная разработанность нового поколения учебно-методической литературы по русскому языку приводит к неэффективности учебного процесса и снижению мотивации к изучению русского языка.
Указанные проблемы могут быть решены в процессе реализации Программы, являющейся инструментом политики в сфере языка, с применением программно-целевого метода.
II. Основные цель и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также индикаторов и показателей
Цель Программы - создание условий для полноценной реализации функций русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения для укрепления государственности, национальной безопасности и престижа страны, развития интеграционных процессов в государствах - участниках СНГ, полноправного вхождения Российской Федерации в мировое политическое, экономическое, культурное и образовательное пространство.
обеспечение эффективного функционирования русского языка как основы развития интеграционных процессов в СНГ, а также поддержки русского языка в странах Балтии;
обеспечение наиболее полного удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом.
I этап реализации Программы (2006 - 2007 годы) предполагает разработку и создание методологической и научно-методической базы для реализации Программы (комплекс просветительских, научных и образовательных мероприятий Программы).
II этап реализации Программы (2008 - 2009 годы) предусматривает применение на практике концептуальных основ и новых технологий в процессе реализации Программы, возможность обучения русскому языку и получения образования на русском языке гражданами государств -участников СНГ.
Система показателей и индикаторов Программы, характеризирующих реализацию стратегических задач, приведена в приложении N 2.