(Действующий) Распоряжение Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. N 1244-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Программа включает в себя мероприятия по развитию и гармонизации законодательной и методической базы, регламентирующей порядок использования информационных технологий в сфере государственного управления, по формированию единой инфраструктуры информационно-технологического обеспечения федеральных органов государственной власти, созданию общегосударственных информационных ресурсов, созданию межведомственных государственных автоматизированных информационных систем и повышению квалификации государственных служащих в сфере использования информационных технологий.
Создание, развитие и обеспечение функционирования государственных информационных систем и ресурсов федеральных органов государственной власти осуществляются в рамках ведомственных программ использования информационных технологий. В случае если планируемая стоимость реализации отдельных проектов использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти превышает нормативно установленный объем, решение о выделении необходимых средств принимается по результатам проведения межведомственной технико-экономической экспертизы. Приоритеты и порядок финансирования государственных проектов определяются по результатам оценки возможного экономического эффекта, социальной значимости их реализации, а также объема ресурсов, необходимых для их реализации.
В целях повышения эффективности управления процессом использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти осуществляется мониторинг использования информационных технологий, в рамках которого обеспечивается контроль эффективности выполнения государственных программ и проектов, проводится анализ текущих и перспективных потребностей в информационных технологиях, формируются предложения по корректировке государственной политики в сфере информационных технологий.

Централизация закупок в сфере информационных технологий для государственных нужд

Централизация и объединение конкурсов на поставку однотипной продукции для государственных нужд, в том числе типового аппаратного, а также программного обеспечения, имеющего соответствующие лицензии, осуществляются в целях экономии бюджетных средств и повышения эффективности бюджетных расходов.
Повышение эффективности закупок в сфере информационных технологий для государственных нужд обеспечивается на основе:
раздельного проведения конкурсов на выполнение работ по проектированию государственных информационных систем и их реализации;
планирования закупок продукции и конкурсного размещения заказов в течение года в соответствии с лимитами бюджетных обязательств (предварительное проведение конкурсного отбора поставщиков на основании гарантированного государством выделения бюджетных средств);
создания единого классификатора и номенклатуры товаров и услуг в сфере информационных технологий, единого реестра закупок, поставщиков и решений в этой сфере;
проведения мониторинга цен на закупаемые товары и услуги;
формирования методики организации конкурсов и отбора поставщиков по отдельным категориям товаров и услуг в сфере информационных технологий.

Обеспечение интегрированной оценки затрат на использование информационных технологий

При проведении интегрированной оценки затрат на использование информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти за счет всех бюджетных источников учитываются:
расходы на приобретение, доставку, складирование, установку (замену) комплектующих, запасных частей, расходных материалов для всех видов средств вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования, систем передачи, отображения и защиты информации;
расходы на текущий ремонт, техническое обслуживание, техническую поддержку всех видов средств вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования, систем передачи, отображения и защиты информации, а также программного обеспечения информационно-вычислительных систем;
расходы на текущий ремонт и техническое обслуживание инженерных систем и систем безопасности вычислительных центров (информационно-вычислительных систем);
расходы на создание (разработку):
аппаратно-программных комплексов, программного обеспечения информационных и прикладных подсистем и задач, систем передачи, отображения и защиты информации информационно-вычислительных систем;
интернет-сайтов и информационных порталов информационно-вычислительных систем;
проектно-сметной и рабочей конструкторской и прочей документации на создание информационно-вычислительных систем и ее экспертизу;
расходы на сопровождение и информационную поддержку информационных и прикладных подсистем и задач, баз данных, интернет-сайтов и информационных порталов информационно-вычислительных систем;
расходы на проведение специальных проверок и исследований всех видов средств вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования, оборудования систем передачи, отображения и защиты информации, а также аттестации объектов информатизации;
расходы на приобретение всех видов средств вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования, оборудования систем передачи, отображения и защиты информации информационно-вычислительных систем (в том числе для их модернизации);
расходы на разработку и приобретение исключительных прав на программное обеспечение и базы данных для информационно-вычислительных систем.

Повышение квалификации государственных служащих в области информационных технологий

В целях обеспечения необходимого уровня квалификации государственных служащих по использованию информационных технологий создается система подготовки (переподготовки) кадров на основе:
определения требований к квалификации и навыкам использования информационных технологий для различных категорий государственных служащих;
внедрения унифицированных процедур оценки квалификации сотрудников;
развития инфраструктуры региональных центров по подготовке и повышению квалификации государственных служащих на базе высших учебных заведений;
разработки и финансирования программ обучения для различных категорий государственных служащих, а также необходимых методических материалов;
профессионального обучения и сертификации персонала, ответственного за разработку и внедрение государственных информационных систем и ресурсов;
улучшения материально-технического обеспечения государственной службы, включая оснащение рабочих мест государственных служащих современной вычислительной техникой, создания в федеральных органах государственной власти учебных компьютерных классов, внедрения технологий дистанционного обучения;
информирования государственных служащих о передовом опыте и инновациях в сфере информационных технологий;
создания системы мотивации, поощрения и регламентации процессов использования государственными служащими информационных технологий.
Принимаются меры, направленные на продвижение и популяризацию информационных технологий, повышение квалификации граждан и организаций, использующих информационные технологии для взаимодействия с федеральными органами государственной власти на основе единой защищенной телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд.

Совершенствование нормативной правовой базы в сфере использования информационных технологий

Целью нормативного правового регулирования в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является создание эффективной правовой основы для реализации прав граждан, защиты общественных и государственных интересов в сфере использования информационных технологий.
В рамках совершенствования нормативной правовой базы необходимо обеспечить:
1) принятие новой редакции Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Требуется содержательное раскрытие положений Гражданского кодекса Российской Федерации об информации как отдельном объекте гражданских прав, а также регулирование отношений по поводу информации и информационных прав (таких, как право на доступ к информации и на ограничение такого доступа, на свободное распространение информации, на защиту от недостоверной и незапрошенной информации и т.д.) как отдельной области регулятивного воздействия. Необходимо систематизировать и унифицировать терминологию, употребляемую в действующих и разрабатываемых нормативных актах (особого внимания требуют понятия "информационные технологии", "информационная система", "информационное общество", "информационная услуга", "электронная торговля" и т.д.);
2) принятие федерального закона о праве на информацию, в котором следует определить понятие "официальная информация" с указанием перечня информации, которая должна представляться федеральными органами государственной власти открыто, уточнить правовой статус производителей и держателей (обладателей) официальной информации, определить их обязанности по организации хранения официальной информации и доступа к ней. По отношению к официальной информации положения закона должны следовать презумпции открытости информации, устанавливающей, что разрешен доступ к любой информации, кроме той, доступ к которой ограничен федеральными законами. Кроме того, предлагается установить обязанность федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению доступа к информации об их деятельности;
3) внесение изменений в Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", который ориентирован исключительно на использование электронной цифровой подписи с открытым и закрытым ключом при условии выдачи сертификата ключа подписи имеющим лицензию удостоверяющим центром. Такая модель регулирования жестко привязана к конкретной технологии. Требуется также гармонизация указанного закона с международными правовыми актами в области использования электронной подписи;
4) внесение изменений в законодательные акты о закупках товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Объективная потребность в использовании современных технологических средств информационного обмена в процессе организации и проведения торгов и конкурсов вызывает необходимость внесения соответствующих изменений в законодательные акты о закупках товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Следует закрепить возможность использования федеральными органами государственной власти современных технологических средств при проведении закупок продукции для государственных нужд, определить условия размещения извещения о проведении конкурса, предоставления конкурсной документации в электронном виде, использования информационных технологий для реализации процедуры отбора участников конкурса;
5) принятие федерального закона об электронном документообороте. Большое количество информационных ресурсов создается и используется в составе государственных автоматизированных информационных систем. Необходимы дальнейшее развитие электронного документооборота и более точная регламентация вопросов, связанных с его внедрением в федеральные органы государственной власти, созданием и эксплуатацией государственных информационных систем, обеспечением их совместимости, установлением единообразных требований по информационной безопасности.

Обеспечение защиты интеллектуальной собственности в сфере использования информационных технологий

В сфере государственного управления используются программно-технические средства, имеющие соответствующие лицензии. Ответственность за выполнение данного требования несут федеральные органы государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обеспечение использования лицензионных программно-технических средств в деятельности федеральных органов государственной власти должно осуществляться на основе:
ускоренной разработки отечественных программно-технических средств и их применения в государственных информационных системах и ресурсах;
свободного распространения типовых решений, разработанных в рамках создания государственных информационных систем и ресурсов за счет средств федерального бюджета;
обеспечения открытости и возможности анализа кода закупаемого готового программного обеспечения зарубежного производства;
увеличения финансирования по статьям бюджета, обеспечивающим возможность лицензионного сопровождения программно-технических средств для нужд федеральных органов государственной власти;