Действующий
размещения, резервирования и технологической поддержки в случае экономической целесообразности информационных систем и ресурсов федеральных органов государственной власти по согласованию с ними.
В рамках реализации единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в государственном управлении:
федеральные органы государственной власти в соответствии с возложенными на них функциями обеспечивают определение стратегических целей и приоритетов использования информационных технологий в своей деятельности, подготовку проектов и обоснование объемов бюджетного финансирования, эффективное управление их реализацией, а также назначение должностных лиц, ответственных за организацию этой деятельности;
уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в сфере информационных технологий обеспечивают разработку нормативных правовых актов и стандартов, регулирующих применение информационных технологий в государственном управлении, надзор за их исполнением, а также координацию создания общей информационно-технологической инфраструктуры федеральных органов государственной власти, государственных информационных систем и ресурсов, имеющих межведомственный характер, а также контроль эффективности бюджетных расходов в этой сфере;
координационные (совещательные) органы по вопросам реализации государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти обеспечивают рассмотрение и согласование приоритетов, государственных программ и проектов в этой сфере, проектов законодательных и иных нормативных правовых актов и стандартов, предложений по включению проектов в федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", а также предложений об объединении закупок в сфере информационных технологий для нужд федеральных органов государственной власти.
Порядок составления, обоснования, финансирования и выполнения государственных программ и проектов использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, а также механизмы управления их реализацией определяются на основе единого методического руководства по использованию информационных технологий в деятельности указанных органов.
Основным механизмом реализации единой согласованной государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)".
Программа включает в себя мероприятия по развитию и гармонизации законодательной и методической базы, регламентирующей порядок использования информационных технологий в сфере государственного управления, по формированию единой инфраструктуры информационно-технологического обеспечения федеральных органов государственной власти, созданию общегосударственных информационных ресурсов, созданию межведомственных государственных автоматизированных информационных систем и повышению квалификации государственных служащих в сфере использования информационных технологий.
Создание, развитие и обеспечение функционирования государственных информационных систем и ресурсов федеральных органов государственной власти осуществляются в рамках ведомственных программ использования информационных технологий. В случае если планируемая стоимость реализации отдельных проектов использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти превышает нормативно установленный объем, решение о выделении необходимых средств принимается по результатам проведения межведомственной технико-экономической экспертизы. Приоритеты и порядок финансирования государственных проектов определяются по результатам оценки возможного экономического эффекта, социальной значимости их реализации, а также объема ресурсов, необходимых для их реализации.
В целях повышения эффективности управления процессом использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти осуществляется мониторинг использования информационных технологий, в рамках которого обеспечивается контроль эффективности выполнения государственных программ и проектов, проводится анализ текущих и перспективных потребностей в информационных технологиях, формируются предложения по корректировке государственной политики в сфере информационных технологий.
Централизация и объединение конкурсов на поставку однотипной продукции для государственных нужд, в том числе типового аппаратного, а также программного обеспечения, имеющего соответствующие лицензии, осуществляются в целях экономии бюджетных средств и повышения эффективности бюджетных расходов.
Повышение эффективности закупок в сфере информационных технологий для государственных нужд обеспечивается на основе:
раздельного проведения конкурсов на выполнение работ по проектированию государственных информационных систем и их реализации;
планирования закупок продукции и конкурсного размещения заказов в течение года в соответствии с лимитами бюджетных обязательств (предварительное проведение конкурсного отбора поставщиков на основании гарантированного государством выделения бюджетных средств);
создания единого классификатора и номенклатуры товаров и услуг в сфере информационных технологий, единого реестра закупок, поставщиков и решений в этой сфере;
формирования методики организации конкурсов и отбора поставщиков по отдельным категориям товаров и услуг в сфере информационных технологий.
При проведении интегрированной оценки затрат на использование информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти за счет всех бюджетных источников учитываются:
расходы на приобретение, доставку, складирование, установку (замену) комплектующих, запасных частей, расходных материалов для всех видов средств вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования, систем передачи, отображения и защиты информации;
расходы на текущий ремонт, техническое обслуживание, техническую поддержку всех видов средств вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования, систем передачи, отображения и защиты информации, а также программного обеспечения информационно-вычислительных систем;
расходы на текущий ремонт и техническое обслуживание инженерных систем и систем безопасности вычислительных центров (информационно-вычислительных систем);
аппаратно-программных комплексов, программного обеспечения информационных и прикладных подсистем и задач, систем передачи, отображения и защиты информации информационно-вычислительных систем;
проектно-сметной и рабочей конструкторской и прочей документации на создание информационно-вычислительных систем и ее экспертизу;
расходы на сопровождение и информационную поддержку информационных и прикладных подсистем и задач, баз данных, интернет-сайтов и информационных порталов информационно-вычислительных систем;
расходы на проведение специальных проверок и исследований всех видов средств вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования, оборудования систем передачи, отображения и защиты информации, а также аттестации объектов информатизации;
расходы на приобретение всех видов средств вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования, оборудования систем передачи, отображения и защиты информации информационно-вычислительных систем (в том числе для их модернизации);
расходы на разработку и приобретение исключительных прав на программное обеспечение и базы данных для информационно-вычислительных систем.
В целях обеспечения необходимого уровня квалификации государственных служащих по использованию информационных технологий создается система подготовки (переподготовки) кадров на основе:
определения требований к квалификации и навыкам использования информационных технологий для различных категорий государственных служащих;
развития инфраструктуры региональных центров по подготовке и повышению квалификации государственных служащих на базе высших учебных заведений;
разработки и финансирования программ обучения для различных категорий государственных служащих, а также необходимых методических материалов;
профессионального обучения и сертификации персонала, ответственного за разработку и внедрение государственных информационных систем и ресурсов;
улучшения материально-технического обеспечения государственной службы, включая оснащение рабочих мест государственных служащих современной вычислительной техникой, создания в федеральных органах государственной власти учебных компьютерных классов, внедрения технологий дистанционного обучения;
информирования государственных служащих о передовом опыте и инновациях в сфере информационных технологий;
создания системы мотивации, поощрения и регламентации процессов использования государственными служащими информационных технологий.
Принимаются меры, направленные на продвижение и популяризацию информационных технологий, повышение квалификации граждан и организаций, использующих информационные технологии для взаимодействия с федеральными органами государственной власти на основе единой защищенной телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд.
Целью нормативного правового регулирования в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является создание эффективной правовой основы для реализации прав граждан, защиты общественных и государственных интересов в сфере использования информационных технологий.
Гражданского кодекса Российской Федерации об информации как отдельном объекте гражданских прав, а также регулирование отношений по поводу информации и информационных прав (таких, как право на доступ к информации и на ограничение такого доступа, на свободное распространение информации, на защиту от недостоверной и незапрошенной информации и т.д.) как отдельной области регулятивного воздействия. Необходимо систематизировать и унифицировать терминологию, употребляемую в действующих и разрабатываемых нормативных актах (особого внимания требуют понятия "информационные технологии", "информационная система", "информационное общество", "информационная услуга", "электронная торговля" и т.д.);
1) принятие новой редакции Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Требуется содержательное раскрытие положений
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", который ориентирован исключительно на использование электронной цифровой подписи с открытым и закрытым ключом при условии выдачи сертификата ключа подписи имеющим лицензию удостоверяющим центром. Такая модель регулирования жестко привязана к конкретной технологии. Требуется также гармонизация указанного закона с международными правовыми актами в области использования электронной подписи;
3) внесение изменений в