(Действующий) Постановление Правительства Челябинской области от 20 ноября 2009 г. N...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
4. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Редина Е.В.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель Правительства
Челябинской области
П.И. Сумин
Утверждена
постановлением Правительства
Челябинской области
от 20 ноября 2009 г. N 298-П

Областная целевая программа
реализации национального проекта "Образование"
в Челябинской области на 2009-2012 годы

Паспорт
областной целевой Программы реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области
на 2009-2012 годы

Наименование Программы-областная целевая Программа реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2009-2012 годы (далее именуется - Программа)
Дата принятия решения о разработке Программы-распоряжение Губернатора Челябинской области от 11.09.2008 г. N 1473-р "О создании рабочей группы"
Государственный заказчик - координатор Программы-Министерство образования и науки Челябинской области
Координаторы Программы-Главное управление молодежной политики Челябинской области
Основной разработчик Программы-Министерство образования и науки Челябинской области
Цель Программы-повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики
Задачи Программы-модернизация общего и дошкольного образования;
создание современных условий обучения в образовательных учреждениях;
осуществление государственной поддержки лучших учителей, одаренных детей и талантливой молодежи, образовательных учреждений и создание условий для внедрения новых моделей организации, содержания и технологий образовательного процесса;
совершенствование системы воспитания в образовательном процессе, разработка моделей успешной социализации детей;
создание условий для получения гражданами базовой профессиональной подготовки в соответствии с потребностями рынка;
совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;
развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг;
развитие форм общественного участия в управлении образованием
Важнейшие целевыеиндикаторы и показатели-количество обучающихся в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса (в процентах);
количество базовых общеобразовательных учреждений, оснащенных оборудованием для кабинетов физики, химии, биологии, географии, истории в соответствии с установленным перечнем учебного оборудования для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования (в процентах);
количество общеобразовательных учреждений, располагающих автоматизированными рабочими местами учителя в каждом учебном кабинете (в процентах);
количество аккредитованных муниципальных образовательных учреждений (в процентах);
средняя наполняемость классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях в городских поселениях, сельской местности (человек);
количество учащихся средних общеобразовательных учреждений в среднем на один компьютер (человек);
охват детей 6-летнего возраста дошкольным образованием (в процентах);
количество уроков, пропущенных обучающимися общеобразовательных учреждений по болезни за учебный год в среднем на одного ученика (уроков);
количество общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, имеющих сформированные воспитательные системы (в процентах);
количество обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений - участников региональных олимпиад школьников по общеобразовательным предметам от общего количества обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области (в процентах);
количество образовательных учреждений, имеющих орган управления, реализующий государственно-общественный характер управления (в процентах);
количество педагогических работников общеобразовательных учреждений, имеющих высшую квалификационную категорию (в процентах);
количество педагогических работников в возрасте до 30 лет, работающих в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях дополнительного образования детей (в процентах);
количество выпускников образовательных учреждений системы среднего профессионального образования, трудоустроенных по специальности (в процентах);
количество выпускников образовательных учреждений системы начального профессионального образования, трудоустроенных по профессии (в процентах)
Сроки реализации Программы-2009 - 2012 годы
Перечень программных мероприятий-поддержка образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;
обновление материально-технической базы образовательных учреждений;
информатизация системы образования;
совершенствование форм воспитания в образовательном процессе;
поддержка образовательных учреждений;
развитие системы дошкольного образования;
развитие профессионального мастерства педагогических работников;
развитие системы поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
формирование здоровьесберегающих и безопасных условий организации образовательного процесса;
общественное продвижение национального проекта "Образование";
организационное обеспечение доступного качественного образования
Объемы и источникифинансированияПрограммы-общий объем финансирования мероприятий Программы в 2009-2012 годах составит 2 639 979,84 тыс. рублей, в том числе:за счет средств областного бюджета - 955 105,31 тыс. рублей, из них:в 2009 году - 244 381,15 тыс. рублей;в 2010 году - 235 176,3 тыс. рублей;в 2011 году - 238 958,31 тыс. рублей;в 2012 году - 236 589,55 тыс. рублей;за счет средств федерального бюджета - 681 207,63 тыс. рублей, из них:в 2009 году - 172 178,9 тыс. рублей;в 2010 году - 165 250,5 тыс. рублей;в 2011 году - 184 641,52 тыс. рублей;в 2012 году - 159 136,71 тыс. рублей;за счет средств местных бюджетов - 896 499,9 тыс. рублей, из них:в 2009 году - 226 296,5 тыс. рублей;в 2010 году - 222 540,4 тыс. рублей;в 2011 году - 233 992,1 тыс. рублей;в 2012 году - 213 670,90 тыс. рублей.Справочно: планируется привлечь средства образовательных учреждений - 107 167,0 тыс. рублей, из них:в 2009 году - 83 167,0 тыс. рублей;в 2010 году - 24 000,0 тыс. рублей.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности-увеличение количества обучающихся в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса, до 55 процентов;
увеличение количества базовых общеобразовательных учреждений, оснащенных оборудованием для кабинетов физики, химии, биологии, географии, истории в соответствии с установленным перечнем учебного оборудования для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, до 53 процентов;
увеличение количества общеобразовательных учреждений, располагающих автоматизированными рабочими местами учителя в каждом учебном кабинете, до 40 процентов;
увеличение количества аккредитованных муниципальных образовательных учреждений, до 100 процентов;
увеличение средней наполняемости классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях в городских поселениях до 25 человек, в сельской местности - до 14 человек;
уменьшение количества учащихся средних общеобразовательных учреждений в среднем на один компьютер до 13 человек;
увеличение охвата детей 6-летнего возраста дошкольным образованием до 91 процента;
уменьшение количества уроков, пропущенных обучающимися общеобразовательных учреждений по болезни за учебный год в среднем на одного ученика, до 30;
увеличение количества общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, имеющих сформированные воспитательные системы, до 95 процентов;
увеличение количества обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений - участников региональных олимпиад школьников по общеобразовательным предметам от общего количества обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области до 8,5 процента;
увеличение количества образовательных учреждений, имеющих орган управления, реализующий государственно-общественный характер управления, до 100 процентов;
увеличение количества педагогических работников общеобразовательных учреждений, имеющих высшую квалификационную категорию, до 32 процентов;
увеличение количества педагогических работников в возрасте до 30 лет, работающих в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях дополнительного образования детей, до 16,7 процента;
увеличение количества выпускников образовательных учреждений системы среднего профессионального образования, трудоустроенных по специальности, до 68 процентов;
увеличение количества выпускников образовательных учреждений системы начального профессионального образования, трудоустроенных по профессии, до 66 процентов.

Глава I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

1. В современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики, разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации, определено, что необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
Задачи модернизации системы образования в 2006 - 2008 годах решались в рамках реализации областной целевой Программы реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2006 - 2008 годы, принятой постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 22.12.2005 N 1992 "О принятии областной целевой Программы реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2006 - 2010 годы".
Вместе с тем сохраняет актуальность проблема повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики. Несмотря на увеличение бюджетных ассигнований на образование, продолжают сохраняться негативные факторы в следующих сферах:
1) соответствие структуры и качества подготовки кадров рабочих и специалистов в системе профессионального образования;
2) соответствие оснащенности учебно-материальной базы образовательных учреждений современным требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и выполнению санитарных норм и правил;
3) внедрение и применение в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий;
4) организация и содержание воспитания в образовательном процессе;
5) развитие инновационной деятельности в системе образования;
6) обеспечение доступности дошкольного образования;
7) кадровое обеспечение образовательных учреждений, повышение качества труда педагогического работника, внедрение новых систем оценки эффективности его труда;
8) формирование системы выявления, поддержки, сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи;
9) создание здоровьесберегающих и безопасных условий организации образовательного процесса;
10) реализация государственно-общественного характера управления образованием.
Комплексное решение существующих проблем в системе образования на федеральном уровне обеспечивается Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы".
Решению актуальных задач модернизации системы образования и преодоления негативных факторов в образовании на уровне Челябинской области будут способствовать мероприятия настоящей Программы.
2. Челябинская область - регион с мощным промышленным комплексом и динамично развивающейся экономикой. Поэтому приоритетом инновационного развития системы образования являются меры по совершенствованию профессиональной подготовки кадров рабочих и специалистов, приведению содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда.
В сфере профессионального образования сохраняются следующие проблемы: дисбаланс между структурой и качеством профессиональной подготовки кадров рабочих и специалистов и потребностями рынка труда; недостаточность включения работодателей в процесс прогнозирования и мониторинга рынка труда, формирования перечня направлений подготовки специалистов, разработки государственных образовательных и профессиональных стандартов, контроля качества образования; несоответствие состояния оснащенности учебно-производственной базы учреждений начального и среднего профессионального образования современным требованиям, предъявляемым к качеству подготовки кадров рабочих и специалистов. Выполнение мероприятий Программы по государственной поддержке учреждений начального и среднего профессионального образования позволит продолжить развитие учебно-производственной базы учреждений начального и среднего профессионального образования и материально-техническое оснащение ресурсных центров, действующих на их базе. Кроме того, будет способствовать стимулированию инновационной деятельности, внедрению новых технологий профессиональной подготовки специалистов и поддержке педагогических работников, достигших высоких показателей профессионального мастерства и внедряющих новые методики организации образовательного процесса. Повышение доступности качественного образования предполагает в системе профессионального образования расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.
3. Развитие научно-технического прогресса и, как следствие, высокотехнологичных производств обусловливает постоянное повышение требований к знаниям, умениям и навыкам выпускников образовательных учреждений. Возрастают требования и необходимость совершенствования условий, обеспечивающих безопасность обучающихся и работников образовательных учреждений в образовательном процессе. В этой связи обновление учебно-материальной базы образования приобретает характер системной и перманентной деятельности. В условиях реструктуризации сети образовательных учреждений Челябинской области приоритетными направлениями являются, с одной стороны, оснащение современным учебным и учебно-наглядным оборудованием базовых школ, с другой - предоставление каждому обучающемуся возможности получать образование в условиях, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и выполнению санитарных норм и правил. Реализация мероприятий Программы по обновлению материально-технической базы образовательных учреждений позволит продолжить работу по обновлению учебного и технологического оборудования, оснастить образовательные учреждения современным цифровым оборудованием для организации опытно-экспериментальной деятельности, формировать и обновлять библиотечный фонд, модернизировать учебно-материальную базу для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, сформировать здоровьесберегающие и безопасные условия организации образовательного процесса.
4. В современных условиях новая структура образовательного стандарта ориентирует систему образования на расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся. Ключевая роль в решении данной задачи отводится применению информационно-коммуникационных технологий.
В этой связи реализация мероприятий Программы по развитию информатизации образования будет способствовать дальнейшему обновлению и модернизации информационно-коммуникационной среды системы образования Челябинской области, развитию дистанционных форм обучения, созданию условий для формирования и развития у обучающихся навыков программирования, внедрению информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, активизации педагогических инициатив в сфере применения таких технологий.
5. Реализация мероприятий Программы по совершенствованию воспитания в образовательном процессе будет способствовать повышению воспитательного потенциала образовательных учреждений, обновлению научно-методического и программного обеспечения развития воспитания в системе образования, внедрению современных форм и методов воспитательной деятельности, повышению профессиональной компетентности педагогических кадров в области воспитания, распространению передового педагогического опыта.
6. Реализация мероприятий Программы по поддержке образовательных учреждений будет способствовать дальнейшему развитию инновационных процессов в образовании, повышению его качества и доступности.
Повышение доступности качественного образования предполагает: в системе дошкольного образования - обеспечение каждому ребенку до поступления в первый класс возможности освоить программы дошкольного образования; в системе общего образования - индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования; в системе специального (коррекционного) образования - расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целевое направление средств бюджетов на поддержку образовательных учреждений позволит осуществить переподготовку педагогических кадров, привлечь высококвалифицированных преподавателей и консультантов, обновить материально-техническую базу и учебно-лабораторное оборудование, обеспечить разработку учебно-методических материалов, повысить качество обучения и воспитания.
Реализация вышеперечисленных направлений и мероприятий обеспечит решение задачи по модернизации общего и дошкольного образования.
7. Развитие инновационной деятельности в системе образования, оснащение образовательных учреждений современным учебным оборудованием, внедрение информационно-коммуникационных технологий, распространение передового педагогического опыта активизировали деятельность по повышению квалификации и переподготовке педагогических работников.
В современных условиях конкурентоспособность специалиста зависит не столько от уровня и качества полученного базового профессионального образования, сколько от возможности постоянно повышать свой профессионализм, поэтому обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем. Обновление структуры образовательного стандарта, новое содержательное наполнение требований, предъявляемых к образовательным программам, условиям их предоставления и результатам освоения, определяют необходимость обновления содержания и организационных форм повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Приоритетную значимость приобретают необходимость обновления управленческого корпуса системы образования, наличие у работников, занимающих административные должности, современных менеджерских компетентностей. Кроме того, количество педагогов общеобразовательных учреждений, достигших пенсионного возраста, по-прежнему сохраняется на уровне 17 процентов, а количество молодых специалистов, поступающих на работу в образовательные учреждения, не обеспечивает необходимый возрастной баланс.
В этой связи реализация мероприятий Программы по поддержке педагогических работников позволит заложить основы непрерывного образования граждан, создать условия для своевременного повышения квалификации и переподготовки специалистов, продолжить внедрение сформированной в 2006 - 2008 годах системы мер по выявлению, поощрению, поддержке и стимулированию педагогического труда учителя, развивать на системной основе механизмы повышения престижа труда учителя и привлечения в образование молодых специалистов.
8. Сохраняются проблемы обновления образовательных технологий работы с талантливой молодежью, развития прозрачной системы олимпиадного движения, формирования системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи.
В этой связи реализация мероприятий Программы по поддержке одаренных детей и талантливой молодежи будет способствовать развитию системы выявления одаренных детей с помощью комплекса массовых мероприятий с обучающимися и проведения олимпиад школьников по общеобразовательным предметам, поощрению и стимулированию достижения более высоких результатов в творческой, научно-исследовательской, спортивной деятельности детей и молодежи, дальнейшему развитию сети предметных лабораторий по работе с одаренными детьми на базе образовательных учреждений.
9. Реализация мероприятий Программы позволит сформировать механизмы оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, создать прозрачную и открытую систему информирования граждан об образовательных услугах, продолжить совершенствование механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования, создать условия для функционирования в каждом образовательном учреждении органа управления, реализующего государственно-общественный характер управления.
Эффективность решения приоритетных задач модернизации системы образования будет обеспечена путем программирования деятельности, позволяющей систематизировать финансовые, кадровые, научно-методические, организационные ресурсы для достижения сформулированной в Программе цели.

Глава II. Основные цели и задачи Программы

10. Цель Программы - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики.
11. Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
1) модернизация общего и дошкольного образования;
2) создание современных условий обучения в образовательных учреждениях;
3) осуществление государственной поддержки лучших учителей, одаренных детей и талантливой молодежи, образовательных учреждений и создание условий для внедрения новых моделей организации, содержания и технологий образовательного процесса;
4) совершенствование системы воспитания в образовательном процессе, разработка моделей успешной социализации детей;