Действующий
Постановление Правительства Челябинской области от 20 ноября 2009 г. N 298-П "Об областной целевой Программе реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2009-2012 годы"
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области постановляет:
областную целевую Программу реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2009-2012 годы.
1. Утвердить прилагаемую Областная целевая программа
реализации национального проекта "Образование"
в Челябинской области на 2009-2012 годы
Паспорт
областной целевой Программы реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области
на 2009-2012 годы
Наименование Программы | - | областная целевая Программа реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2009-2012 годы (далее именуется - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы | - | распоряжение Губернатора Челябинской области от 11.09.2008 г. N 1473-р "О создании рабочей группы" |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство образования и науки Челябинской области |
Координаторы Программы | - | Главное управление молодежной политики Челябинской области |
Основной разработчик Программы | - | Министерство образования и науки Челябинской области |
Цель Программы | - | повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики |
Задачи Программы | - | модернизация общего и дошкольного образования; |
создание современных условий обучения в образовательных учреждениях; | ||
осуществление государственной поддержки лучших учителей, одаренных детей и талантливой молодежи, образовательных учреждений и создание условий для внедрения новых моделей организации, содержания и технологий образовательного процесса; | ||
совершенствование системы воспитания в образовательном процессе, разработка моделей успешной социализации детей; | ||
создание условий для получения гражданами базовой профессиональной подготовки в соответствии с потребностями рынка; | ||
совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров; | ||
развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг; | ||
развитие форм общественного участия в управлении образованием | ||
Важнейшие целевыеиндикаторы и показатели | - | количество обучающихся в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса (в процентах); |
количество базовых общеобразовательных учреждений, оснащенных оборудованием для кабинетов физики, химии, биологии, географии, истории в соответствии с установленным перечнем учебного оборудования для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования (в процентах); | ||
количество общеобразовательных учреждений, располагающих автоматизированными рабочими местами учителя в каждом учебном кабинете (в процентах); | ||
количество аккредитованных муниципальных образовательных учреждений (в процентах); | ||
средняя наполняемость классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях в городских поселениях, сельской местности (человек); | ||
количество учащихся средних общеобразовательных учреждений в среднем на один компьютер (человек); | ||
охват детей 6-летнего возраста дошкольным образованием (в процентах); | ||
количество уроков, пропущенных обучающимися общеобразовательных учреждений по болезни за учебный год в среднем на одного ученика (уроков); | ||
количество общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, имеющих сформированные воспитательные системы (в процентах); | ||
количество обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений - участников региональных олимпиад школьников по общеобразовательным предметам от общего количества обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области (в процентах); | ||
количество образовательных учреждений, имеющих орган управления, реализующий государственно-общественный характер управления (в процентах); | ||
количество педагогических работников общеобразовательных учреждений, имеющих высшую квалификационную категорию (в процентах); | ||
количество педагогических работников в возрасте до 30 лет, работающих в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях дополнительного образования детей (в процентах); | ||
количество выпускников образовательных учреждений системы среднего профессионального образования, трудоустроенных по специальности (в процентах); | ||
количество выпускников образовательных учреждений системы начального профессионального образования, трудоустроенных по профессии (в процентах) | ||
Сроки реализации Программы | - | 2009 - 2012 годы |
Перечень программных мероприятий | - | поддержка образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования; |
обновление материально-технической базы образовательных учреждений; | ||
информатизация системы образования; | ||
совершенствование форм воспитания в образовательном процессе; | ||
поддержка образовательных учреждений; | ||
развитие системы дошкольного образования; | ||
развитие профессионального мастерства педагогических работников; | ||
развитие системы поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; | ||
формирование здоровьесберегающих и безопасных условий организации образовательного процесса; | ||
общественное продвижение национального проекта "Образование"; | ||
организационное обеспечение доступного качественного образования | ||
Объемы и источникифинансированияПрограммы | - | общий объем финансирования мероприятий Программы в 2009-2012 годах составит 2 639 979,84 тыс. рублей, в том числе:за счет средств областного бюджета - 955 105,31 тыс. рублей, из них:в 2009 году - 244 381,15 тыс. рублей;в 2010 году - 235 176,3 тыс. рублей;в 2011 году - 238 958,31 тыс. рублей;в 2012 году - 236 589,55 тыс. рублей;за счет средств федерального бюджета - 681 207,63 тыс. рублей, из них:в 2009 году - 172 178,9 тыс. рублей;в 2010 году - 165 250,5 тыс. рублей;в 2011 году - 184 641,52 тыс. рублей;в 2012 году - 159 136,71 тыс. рублей;за счет средств местных бюджетов - 896 499,9 тыс. рублей, из них:в 2009 году - 226 296,5 тыс. рублей;в 2010 году - 222 540,4 тыс. рублей;в 2011 году - 233 992,1 тыс. рублей;в 2012 году - 213 670,90 тыс. рублей.Справочно: планируется привлечь средства образовательных учреждений - 107 167,0 тыс. рублей, из них:в 2009 году - 83 167,0 тыс. рублей;в 2010 году - 24 000,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | увеличение количества обучающихся в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса, до 55 процентов; |
увеличение количества базовых общеобразовательных учреждений, оснащенных оборудованием для кабинетов физики, химии, биологии, географии, истории в соответствии с установленным перечнем учебного оборудования для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, до 53 процентов; | ||
увеличение количества общеобразовательных учреждений, располагающих автоматизированными рабочими местами учителя в каждом учебном кабинете, до 40 процентов; | ||
увеличение количества аккредитованных муниципальных образовательных учреждений, до 100 процентов; | ||
увеличение средней наполняемости классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях в городских поселениях до 25 человек, в сельской местности - до 14 человек; | ||
уменьшение количества учащихся средних общеобразовательных учреждений в среднем на один компьютер до 13 человек; | ||
увеличение охвата детей 6-летнего возраста дошкольным образованием до 91 процента; | ||
уменьшение количества уроков, пропущенных обучающимися общеобразовательных учреждений по болезни за учебный год в среднем на одного ученика, до 30; | ||
увеличение количества общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, имеющих сформированные воспитательные системы, до 95 процентов; | ||
увеличение количества обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений - участников региональных олимпиад школьников по общеобразовательным предметам от общего количества обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области до 8,5 процента; | ||
увеличение количества образовательных учреждений, имеющих орган управления, реализующий государственно-общественный характер управления, до 100 процентов; | ||
увеличение количества педагогических работников общеобразовательных учреждений, имеющих высшую квалификационную категорию, до 32 процентов; | ||
увеличение количества педагогических работников в возрасте до 30 лет, работающих в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях дополнительного образования детей, до 16,7 процента; | ||
увеличение количества выпускников образовательных учреждений системы среднего профессионального образования, трудоустроенных по специальности, до 68 процентов; | ||
увеличение количества выпускников образовательных учреждений системы начального профессионального образования, трудоустроенных по профессии, до 66 процентов. |
Задачи модернизации системы образования в 2006 - 2008 годах решались в рамках реализации областной целевой Программы реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2006 - 2008 годы, принятой постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 22.12.2005 N 1992 "О принятии областной целевой Программы реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2006 - 2010 годы".
Вместе с тем сохраняет актуальность проблема повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики. Несмотря на увеличение бюджетных ассигнований на образование, продолжают сохраняться негативные факторы в следующих сферах:
1) соответствие структуры и качества подготовки кадров рабочих и специалистов в системе профессионального образования;
2) соответствие оснащенности учебно-материальной базы образовательных учреждений современным требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и выполнению санитарных норм и правил;
7) кадровое обеспечение образовательных учреждений, повышение качества труда педагогического работника, внедрение новых систем оценки эффективности его труда;
Комплексное решение существующих проблем в системе образования на федеральном уровне обеспечивается Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы".
Решению актуальных задач модернизации системы образования и преодоления негативных факторов в образовании на уровне Челябинской области будут способствовать мероприятия настоящей Программы.
В сфере профессионального образования сохраняются следующие проблемы: дисбаланс между структурой и качеством профессиональной подготовки кадров рабочих и специалистов и потребностями рынка труда; недостаточность включения работодателей в процесс прогнозирования и мониторинга рынка труда, формирования перечня направлений подготовки специалистов, разработки государственных образовательных и профессиональных стандартов, контроля качества образования; несоответствие состояния оснащенности учебно-производственной базы учреждений начального и среднего профессионального образования современным требованиям, предъявляемым к качеству подготовки кадров рабочих и специалистов. Выполнение мероприятий Программы по государственной поддержке учреждений начального и среднего профессионального образования позволит продолжить развитие учебно-производственной базы учреждений начального и среднего профессионального образования и материально-техническое оснащение ресурсных центров, действующих на их базе. Кроме того, будет способствовать стимулированию инновационной деятельности, внедрению новых технологий профессиональной подготовки специалистов и поддержке педагогических работников, достигших высоких показателей профессионального мастерства и внедряющих новые методики организации образовательного процесса. Повышение доступности качественного образования предполагает в системе профессионального образования расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.
В этой связи реализация мероприятий Программы по развитию информатизации образования будет способствовать дальнейшему обновлению и модернизации информационно-коммуникационной среды системы образования Челябинской области, развитию дистанционных форм обучения, созданию условий для формирования и развития у обучающихся навыков программирования, внедрению информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, активизации педагогических инициатив в сфере применения таких технологий.
Повышение доступности качественного образования предполагает: в системе дошкольного образования - обеспечение каждому ребенку до поступления в первый класс возможности освоить программы дошкольного образования; в системе общего образования - индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования; в системе специального (коррекционного) образования - расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целевое направление средств бюджетов на поддержку образовательных учреждений позволит осуществить переподготовку педагогических кадров, привлечь высококвалифицированных преподавателей и консультантов, обновить материально-техническую базу и учебно-лабораторное оборудование, обеспечить разработку учебно-методических материалов, повысить качество обучения и воспитания.
Реализация вышеперечисленных направлений и мероприятий обеспечит решение задачи по модернизации общего и дошкольного образования.
В современных условиях конкурентоспособность специалиста зависит не столько от уровня и качества полученного базового профессионального образования, сколько от возможности постоянно повышать свой профессионализм, поэтому обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем. Обновление структуры образовательного стандарта, новое содержательное наполнение требований, предъявляемых к образовательным программам, условиям их предоставления и результатам освоения, определяют необходимость обновления содержания и организационных форм повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Приоритетную значимость приобретают необходимость обновления управленческого корпуса системы образования, наличие у работников, занимающих административные должности, современных менеджерских компетентностей. Кроме того, количество педагогов общеобразовательных учреждений, достигших пенсионного возраста, по-прежнему сохраняется на уровне 17 процентов, а количество молодых специалистов, поступающих на работу в образовательные учреждения, не обеспечивает необходимый возрастной баланс.
В этой связи реализация мероприятий Программы по поддержке педагогических работников позволит заложить основы непрерывного образования граждан, создать условия для своевременного повышения квалификации и переподготовки специалистов, продолжить внедрение сформированной в 2006 - 2008 годах системы мер по выявлению, поощрению, поддержке и стимулированию педагогического труда учителя, развивать на системной основе механизмы повышения престижа труда учителя и привлечения в образование молодых специалистов.
В этой связи реализация мероприятий Программы по поддержке одаренных детей и талантливой молодежи будет способствовать развитию системы выявления одаренных детей с помощью комплекса массовых мероприятий с обучающимися и проведения олимпиад школьников по общеобразовательным предметам, поощрению и стимулированию достижения более высоких результатов в творческой, научно-исследовательской, спортивной деятельности детей и молодежи, дальнейшему развитию сети предметных лабораторий по работе с одаренными детьми на базе образовательных учреждений.