(Действующий) Постановление Правительства Челябинской области от 20 ноября 2009 г. N...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Постановление Правительства Челябинской области от 20 ноября 2009 г. N 298-П "Об областной целевой Программе реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2009-2012 годы"

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую Программу реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2009-2012 годы.
2. Предложить Законодательному Собранию Челябинской области признать утратившим силу постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 30.10.2008 N 1378 "О принятии областной целевой Программы реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2009-2012 годы" (Южноуральская панорама, 18 ноября 2008 г., спецвыпуск).
3. Главному управлению по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области (Поддубная М.В.) опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
4. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Редина Е.В.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель Правительства
Челябинской области
П.И. Сумин
Утверждена
постановлением Правительства
Челябинской области
от 20 ноября 2009 г. N 298-П

Областная целевая программа
реализации национального проекта "Образование"
в Челябинской области на 2009-2012 годы

Паспорт
областной целевой Программы реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области
на 2009-2012 годы

Наименование Программы-областная целевая Программа реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2009-2012 годы (далее именуется - Программа)
Дата принятия решения о разработке Программы-распоряжение Губернатора Челябинской области от 11.09.2008 г. N 1473-р "О создании рабочей группы"
Государственный заказчик - координатор Программы-Министерство образования и науки Челябинской области
Координаторы Программы-Главное управление молодежной политики Челябинской области
Основной разработчик Программы-Министерство образования и науки Челябинской области
Цель Программы-повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики
Задачи Программы-модернизация общего и дошкольного образования;
создание современных условий обучения в образовательных учреждениях;
осуществление государственной поддержки лучших учителей, одаренных детей и талантливой молодежи, образовательных учреждений и создание условий для внедрения новых моделей организации, содержания и технологий образовательного процесса;
совершенствование системы воспитания в образовательном процессе, разработка моделей успешной социализации детей;
создание условий для получения гражданами базовой профессиональной подготовки в соответствии с потребностями рынка;
совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;
развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг;
развитие форм общественного участия в управлении образованием
Важнейшие целевыеиндикаторы и показатели-количество обучающихся в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса (в процентах);
количество базовых общеобразовательных учреждений, оснащенных оборудованием для кабинетов физики, химии, биологии, географии, истории в соответствии с установленным перечнем учебного оборудования для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования (в процентах);
количество общеобразовательных учреждений, располагающих автоматизированными рабочими местами учителя в каждом учебном кабинете (в процентах);
количество аккредитованных муниципальных образовательных учреждений (в процентах);
средняя наполняемость классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях в городских поселениях, сельской местности (человек);
количество учащихся средних общеобразовательных учреждений в среднем на один компьютер (человек);
охват детей 6-летнего возраста дошкольным образованием (в процентах);
количество уроков, пропущенных обучающимися общеобразовательных учреждений по болезни за учебный год в среднем на одного ученика (уроков);
количество общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, имеющих сформированные воспитательные системы (в процентах);
количество обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений - участников региональных олимпиад школьников по общеобразовательным предметам от общего количества обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области (в процентах);
количество образовательных учреждений, имеющих орган управления, реализующий государственно-общественный характер управления (в процентах);
количество педагогических работников общеобразовательных учреждений, имеющих высшую квалификационную категорию (в процентах);
количество педагогических работников в возрасте до 30 лет, работающих в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях дополнительного образования детей (в процентах);
количество выпускников образовательных учреждений системы среднего профессионального образования, трудоустроенных по специальности (в процентах);
количество выпускников образовательных учреждений системы начального профессионального образования, трудоустроенных по профессии (в процентах)
Сроки реализации Программы-2009 - 2012 годы
Перечень программных мероприятий-поддержка образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;
обновление материально-технической базы образовательных учреждений;
информатизация системы образования;
совершенствование форм воспитания в образовательном процессе;
поддержка образовательных учреждений;
развитие системы дошкольного образования;
развитие профессионального мастерства педагогических работников;
развитие системы поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
формирование здоровьесберегающих и безопасных условий организации образовательного процесса;
общественное продвижение национального проекта "Образование";
организационное обеспечение доступного качественного образования
Объемы и источникифинансированияПрограммы-общий объем финансирования мероприятий Программы в 2009-2012 годах составит 2 639 979,84 тыс. рублей, в том числе:за счет средств областного бюджета - 955 105,31 тыс. рублей, из них:в 2009 году - 244 381,15 тыс. рублей;в 2010 году - 235 176,3 тыс. рублей;в 2011 году - 238 958,31 тыс. рублей;в 2012 году - 236 589,55 тыс. рублей;за счет средств федерального бюджета - 681 207,63 тыс. рублей, из них:в 2009 году - 172 178,9 тыс. рублей;в 2010 году - 165 250,5 тыс. рублей;в 2011 году - 184 641,52 тыс. рублей;в 2012 году - 159 136,71 тыс. рублей;за счет средств местных бюджетов - 896 499,9 тыс. рублей, из них:в 2009 году - 226 296,5 тыс. рублей;в 2010 году - 222 540,4 тыс. рублей;в 2011 году - 233 992,1 тыс. рублей;в 2012 году - 213 670,90 тыс. рублей.Справочно: планируется привлечь средства образовательных учреждений - 107 167,0 тыс. рублей, из них:в 2009 году - 83 167,0 тыс. рублей;в 2010 году - 24 000,0 тыс. рублей.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности-увеличение количества обучающихся в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса, до 55 процентов;
увеличение количества базовых общеобразовательных учреждений, оснащенных оборудованием для кабинетов физики, химии, биологии, географии, истории в соответствии с установленным перечнем учебного оборудования для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, до 53 процентов;
увеличение количества общеобразовательных учреждений, располагающих автоматизированными рабочими местами учителя в каждом учебном кабинете, до 40 процентов;
увеличение количества аккредитованных муниципальных образовательных учреждений, до 100 процентов;
увеличение средней наполняемости классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях в городских поселениях до 25 человек, в сельской местности - до 14 человек;
уменьшение количества учащихся средних общеобразовательных учреждений в среднем на один компьютер до 13 человек;
увеличение охвата детей 6-летнего возраста дошкольным образованием до 91 процента;
уменьшение количества уроков, пропущенных обучающимися общеобразовательных учреждений по болезни за учебный год в среднем на одного ученика, до 30;
увеличение количества общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, имеющих сформированные воспитательные системы, до 95 процентов;
увеличение количества обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений - участников региональных олимпиад школьников по общеобразовательным предметам от общего количества обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области до 8,5 процента;
увеличение количества образовательных учреждений, имеющих орган управления, реализующий государственно-общественный характер управления, до 100 процентов;
увеличение количества педагогических работников общеобразовательных учреждений, имеющих высшую квалификационную категорию, до 32 процентов;
увеличение количества педагогических работников в возрасте до 30 лет, работающих в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях дополнительного образования детей, до 16,7 процента;
увеличение количества выпускников образовательных учреждений системы среднего профессионального образования, трудоустроенных по специальности, до 68 процентов;
увеличение количества выпускников образовательных учреждений системы начального профессионального образования, трудоустроенных по профессии, до 66 процентов.

Глава I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

1. В современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики, разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации, определено, что необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
Задачи модернизации системы образования в 2006 - 2008 годах решались в рамках реализации областной целевой Программы реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2006 - 2008 годы, принятой постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 22.12.2005 N 1992 "О принятии областной целевой Программы реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2006 - 2010 годы".
Вместе с тем сохраняет актуальность проблема повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики. Несмотря на увеличение бюджетных ассигнований на образование, продолжают сохраняться негативные факторы в следующих сферах:
1) соответствие структуры и качества подготовки кадров рабочих и специалистов в системе профессионального образования;
2) соответствие оснащенности учебно-материальной базы образовательных учреждений современным требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и выполнению санитарных норм и правил;
3) внедрение и применение в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий;
4) организация и содержание воспитания в образовательном процессе;
5) развитие инновационной деятельности в системе образования;
6) обеспечение доступности дошкольного образования;
7) кадровое обеспечение образовательных учреждений, повышение качества труда педагогического работника, внедрение новых систем оценки эффективности его труда;
8) формирование системы выявления, поддержки, сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи;
9) создание здоровьесберегающих и безопасных условий организации образовательного процесса;
10) реализация государственно-общественного характера управления образованием.
Комплексное решение существующих проблем в системе образования на федеральном уровне обеспечивается Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы".
Решению актуальных задач модернизации системы образования и преодоления негативных факторов в образовании на уровне Челябинской области будут способствовать мероприятия настоящей Программы.
2. Челябинская область - регион с мощным промышленным комплексом и динамично развивающейся экономикой. Поэтому приоритетом инновационного развития системы образования являются меры по совершенствованию профессиональной подготовки кадров рабочих и специалистов, приведению содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда.
В сфере профессионального образования сохраняются следующие проблемы: дисбаланс между структурой и качеством профессиональной подготовки кадров рабочих и специалистов и потребностями рынка труда; недостаточность включения работодателей в процесс прогнозирования и мониторинга рынка труда, формирования перечня направлений подготовки специалистов, разработки государственных образовательных и профессиональных стандартов, контроля качества образования; несоответствие состояния оснащенности учебно-производственной базы учреждений начального и среднего профессионального образования современным требованиям, предъявляемым к качеству подготовки кадров рабочих и специалистов. Выполнение мероприятий Программы по государственной поддержке учреждений начального и среднего профессионального образования позволит продолжить развитие учебно-производственной базы учреждений начального и среднего профессионального образования и материально-техническое оснащение ресурсных центров, действующих на их базе. Кроме того, будет способствовать стимулированию инновационной деятельности, внедрению новых технологий профессиональной подготовки специалистов и поддержке педагогических работников, достигших высоких показателей профессионального мастерства и внедряющих новые методики организации образовательного процесса. Повышение доступности качественного образования предполагает в системе профессионального образования расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.
3. Развитие научно-технического прогресса и, как следствие, высокотехнологичных производств обусловливает постоянное повышение требований к знаниям, умениям и навыкам выпускников образовательных учреждений. Возрастают требования и необходимость совершенствования условий, обеспечивающих безопасность обучающихся и работников образовательных учреждений в образовательном процессе. В этой связи обновление учебно-материальной базы образования приобретает характер системной и перманентной деятельности. В условиях реструктуризации сети образовательных учреждений Челябинской области приоритетными направлениями являются, с одной стороны, оснащение современным учебным и учебно-наглядным оборудованием базовых школ, с другой - предоставление каждому обучающемуся возможности получать образование в условиях, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и выполнению санитарных норм и правил. Реализация мероприятий Программы по обновлению материально-технической базы образовательных учреждений позволит продолжить работу по обновлению учебного и технологического оборудования, оснастить образовательные учреждения современным цифровым оборудованием для организации опытно-экспериментальной деятельности, формировать и обновлять библиотечный фонд, модернизировать учебно-материальную базу для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, сформировать здоровьесберегающие и безопасные условия организации образовательного процесса.
4. В современных условиях новая структура образовательного стандарта ориентирует систему образования на расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся. Ключевая роль в решении данной задачи отводится применению информационно-коммуникационных технологий.
В этой связи реализация мероприятий Программы по развитию информатизации образования будет способствовать дальнейшему обновлению и модернизации информационно-коммуникационной среды системы образования Челябинской области, развитию дистанционных форм обучения, созданию условий для формирования и развития у обучающихся навыков программирования, внедрению информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, активизации педагогических инициатив в сфере применения таких технологий.
5. Реализация мероприятий Программы по совершенствованию воспитания в образовательном процессе будет способствовать повышению воспитательного потенциала образовательных учреждений, обновлению научно-методического и программного обеспечения развития воспитания в системе образования, внедрению современных форм и методов воспитательной деятельности, повышению профессиональной компетентности педагогических кадров в области воспитания, распространению передового педагогического опыта.
6. Реализация мероприятий Программы по поддержке образовательных учреждений будет способствовать дальнейшему развитию инновационных процессов в образовании, повышению его качества и доступности.
Повышение доступности качественного образования предполагает: в системе дошкольного образования - обеспечение каждому ребенку до поступления в первый класс возможности освоить программы дошкольного образования; в системе общего образования - индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования; в системе специального (коррекционного) образования - расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целевое направление средств бюджетов на поддержку образовательных учреждений позволит осуществить переподготовку педагогических кадров, привлечь высококвалифицированных преподавателей и консультантов, обновить материально-техническую базу и учебно-лабораторное оборудование, обеспечить разработку учебно-методических материалов, повысить качество обучения и воспитания.
Реализация вышеперечисленных направлений и мероприятий обеспечит решение задачи по модернизации общего и дошкольного образования.
7. Развитие инновационной деятельности в системе образования, оснащение образовательных учреждений современным учебным оборудованием, внедрение информационно-коммуникационных технологий, распространение передового педагогического опыта активизировали деятельность по повышению квалификации и переподготовке педагогических работников.
В современных условиях конкурентоспособность специалиста зависит не столько от уровня и качества полученного базового профессионального образования, сколько от возможности постоянно повышать свой профессионализм, поэтому обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем. Обновление структуры образовательного стандарта, новое содержательное наполнение требований, предъявляемых к образовательным программам, условиям их предоставления и результатам освоения, определяют необходимость обновления содержания и организационных форм повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Приоритетную значимость приобретают необходимость обновления управленческого корпуса системы образования, наличие у работников, занимающих административные должности, современных менеджерских компетентностей. Кроме того, количество педагогов общеобразовательных учреждений, достигших пенсионного возраста, по-прежнему сохраняется на уровне 17 процентов, а количество молодых специалистов, поступающих на работу в образовательные учреждения, не обеспечивает необходимый возрастной баланс.
В этой связи реализация мероприятий Программы по поддержке педагогических работников позволит заложить основы непрерывного образования граждан, создать условия для своевременного повышения квалификации и переподготовки специалистов, продолжить внедрение сформированной в 2006 - 2008 годах системы мер по выявлению, поощрению, поддержке и стимулированию педагогического труда учителя, развивать на системной основе механизмы повышения престижа труда учителя и привлечения в образование молодых специалистов.
8. Сохраняются проблемы обновления образовательных технологий работы с талантливой молодежью, развития прозрачной системы олимпиадного движения, формирования системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи.
В этой связи реализация мероприятий Программы по поддержке одаренных детей и талантливой молодежи будет способствовать развитию системы выявления одаренных детей с помощью комплекса массовых мероприятий с обучающимися и проведения олимпиад школьников по общеобразовательным предметам, поощрению и стимулированию достижения более высоких результатов в творческой, научно-исследовательской, спортивной деятельности детей и молодежи, дальнейшему развитию сети предметных лабораторий по работе с одаренными детьми на базе образовательных учреждений.
9. Реализация мероприятий Программы позволит сформировать механизмы оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, создать прозрачную и открытую систему информирования граждан об образовательных услугах, продолжить совершенствование механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования, создать условия для функционирования в каждом образовательном учреждении органа управления, реализующего государственно-общественный характер управления.
Эффективность решения приоритетных задач модернизации системы образования будет обеспечена путем программирования деятельности, позволяющей систематизировать финансовые, кадровые, научно-методические, организационные ресурсы для достижения сформулированной в Программе цели.

Глава II. Основные цели и задачи Программы